Занятие основная форма обучения детей изобразительной деятельности. Формы организации обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях. Программы детского сада по изобразительной деятельности и школы по изобразительному искусству

Занятие основная форма обучения детей изобразительной деятельности. Формы организации обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях. Программы детского сада по изобразительной деятельности и школы по изобразительному искусству

Специфика организации коллективной деятельности на занятии изобразительного искусства .

В практике преподавания изобразительного искусства существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик её организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельности популярна среди педагогов как наиболее эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству, и поэтому преподаватели ищут новые формы и методы её организации.

Формы коллективной изобразительной деятельности и их классификация.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности. Автор первой классификации М Н. Турро, исследовавший ещё в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ были положены особенности организации совместной изобразительной деятельности обучающихся. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности:

    Фронтальная

    Комплексная

    Коллетивно-производственная.

    фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков обучающихся, сделанных с учётом поставленных педагогом задачи или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце учебного занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

    комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы по одной плоскости, когда каждый обучающийся делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

    коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.

К сожалению, опыт М. Н. Турро в своё время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы.

Методика организации фронтальной формы такова: разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность обучающихся напомнила коллективную. Сложность организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей были разного уровня, и не было согласованности в эстетических представлениях учащихся.

В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского учителями – эксперементаторами были выявлены несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу и классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на: парные – работа в паре, групповые – в небольших группах по пять – шесть человек; коллективные – работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения композиции.

Совместно – индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Совместно – последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного ученика находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно – взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на занятиях изобразительного искусства.

Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организацией работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый обучающийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале учебного занятия, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце учебного занятия, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Методы и приёмы организации совместно-индивидуальной деятельности обучающихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

    продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;

    выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

    определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполненных элементах;

    определить технику «сборки» коллективной композиции, т. е. продумать, чем и как будут соединяться между собой или крепиться отдельные детали к общему фону;

    продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для выделения работы по монтажу общей композиции на классной доске.

Роль организатора коллективной деятельности начальных классов выполняет педагог. Во фронтальной роботе с группой обучающихся он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы обучающихся педагог корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, педагогу помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих обучающихся. В конце учебного занятия все обучающиеся принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно-индивидуальной работы на занятии изобразительного искусства во многом зависит от методики организации процесса коллективной деятельности и от принципа организации результата коллективной деятельности, т. е. коллективной композиции.

Если по сценарию учебного занятия обучающиеся не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль педагога в организации коллективного процесса, а так же его результата велика.

К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на занятии изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность всю группу, причём занятия могут проходить в любой аудитории. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, зная, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого обучающегося.

Ещё одно достоинство – возможность проследить вклад каждого обучающегося в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно – последовательной и совместно – взаимодействующей деятельности. Поэтому очень важно развивать у обучающихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причём не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

Совместно – последовательная деятельность и формы её организации на занятии изобразительного искусства.

Совместно – последовательная деятельность как форма коллективного творчества обучающихся встречается довольно редко. Это можно объяснить сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение обучающимися определённой технологической операции, когда результат работы одного обучающегося становится предметом деятельности другого.

К совместно – последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность обучающихся, построенную по принципу эстафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ни чем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно – индивидуальной деятельности. Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» обучающиеся поочерёдно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое сделано предыдущим учениками. В качестве эстафетной палочки на занятии изобразительно искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем.

У изобразительной эстафеты есть один недостаток, наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает поочерёдную работу обучающихся непосредственно на общем фоне. На общем листе могут рисовать одновременно не боле трёх учеников, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы сократить время ожидания выхода к доске, можно разбить группу на три подгруппы и вести параллельно три коллективные композиции, то есть предоставить лист для каждой подгруппы. В таком случае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы – «эстафета».

Организация коллективного творчества на основе совместно – взаимодействующей формы деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Совместно – взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на учебном занятии требует от педагога определённых организаторских способностей, а от обучающихся умения общаться в процессе восприятия и практической деятельности.

Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление группы на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих её частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления и планирования. Художественное сотворчество обучающихся начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением.

Такая форма коллективной деятельности требует от каждого обучающегося определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники выполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у обучающихся совершенствуются опыт общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

Посильность заданий и доступность художественных техник для коллективного творчества обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на занятии изобразительного искусства.

Коллективная изобразительная деятельность для обучающихся младшего возраста должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой, а для подростков – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе выполнения коллективного задания.

Посильность задания совместного труда – ещё одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, лёгкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей и их интереса к коллективной деятельности. Доступность задания во многом зависит не только от уровня готовности обучающихся к изобразительной деятельности, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике.

Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуально вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес к совместной изобразительной деятельности, как у обучающихся младшего возраста, так и старшего.

Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата, могут быть:

    Трудоёмкость задания, для выполнения которого требуется более одного учебного занятия, так как обучающиеся младшего возраста могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;

    Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;

    Отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции;

    Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, частей общей композиции.

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а её результат отвечал эстетическим требованиям нужно воспользоваться следующими советами опытных педагогов изобразительного искусства:

    Лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим педагогом (покрасить большие листы в нужные цвета). Окрашенная бумага позволяет обучающимся дорисовывать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью;

    Соблюдать единство колорита всей работы, гармонию цвета каждого из планов можно достичь подбором цветной бумаги для работы в каждой из групп обучающихся, выполняющей фрагменты коллективной композиции;

    Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать обучающимся цветную бумагу, заранее нарезанную на прямоугольники или квадраты определённого размера;

    Давать в начальных классах шаблоны с изображением каких – либо элементов композиции; силуэты шаблонов должны быть разнообразны и предоставлять обучающимся наибольшую возможность для творчества;

    Использовать раздаточный материал и технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополнят представление детей о предметах изображения и технологии выполнения задания;

    Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной и не требовать много времени для завершения промежуточного этапа работы;

    Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает чётким представление обучающихся об объёме предстоящей работы, а так же об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность обучающихся.

в дошкольном учреждении.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как, рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей:

«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

19. Особенности детского изобразительного творчества.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л.С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий. Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать(при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов.Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке.

Третья стадия - индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания.

Признаки детского изобразительного творчества:

1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно.

2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели –его увлекает сам процесс.

3. Зависимость от возраста ребенка. Увлечение рисованием длится до определенного момента, когда в силу развития ребенка уступает место словесному искусству, интересу к тексту.

4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга.

20. Этапы творческой изобразительной деятельности.

Творческая деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают. Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т.п.). Третий этап - получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности все эти этапы сокращены во времени.

21. Характеристика способностей к изобразительной деятельности.

Для изобразительного творчества дошкольника характерно:

Создание художественного образа;

Использование цвета, колорита как выразительного средства;

Композиционное построение изображения (в рисунке, лепке, аппликации);

Оригинальность;

Изобразительная грамотность - это те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

22. Педагогические условия формирования изобразительного творчества дошкольников.

23. Особенности детского рисунка как продукта художественного творчества.

24. Развитие у детей дошкольного возраста способностей к изобразительной деятельности.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.

Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет.Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства.

Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому»

По сравнению с малышами в старшей и подготовительной группах педагог формирует у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный).

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог использует беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности

25. Особенности детского рисунка как продукта художественного творчества.

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности детского творчества:

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества;

Процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата - это вторая особенность детского творчества;

Ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам - это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество - это процесс создания новых ценностей. В творчестве особое место занимает воображение.

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

26. Психологические особенности детского рисунка.

Очень часто детские рисунки сравнивают с произведениями искусства первобытных народов. Первобытное искусство также берет свои объекты из среды воспоминаний. Изображение человека и животных предшествует в первобытном искусстве так же, как и в рисунках детей, всяким другим изображениям: здесь отдельный человек, когда он изображается изолированно, даже в весьма совершенной стадии развития, всегда изображается en face(лицом), животное же в профиль, это обусловливается тем, что в воспоминаниях о человеке над всякими человеческими образами господствует воспоминание о переднем виде человека; наоборот животные представляются нашему взгляду чаще всего в профиль, то есть в положение при котором яснее всего видна их общая форма. Кроме всех этих детских черт, рисунки дикаря не всегда, но в отдельных случаях, напоминают детские рисунки еще одною важною особенностью, а именно схематичностью, то есть изображением форм посредством простейших линий и контуров, совершенно независимо от действительных соотношений, а так же изображением мест соединения предметов знаками, носящими скорее характер символов памяти, чем воспроизведения предметов. Ребенок хочет первым долгом выразить то, что кидается ему в глаза в рисуемом объекте, что притягивает его интерес. Однако намерение сделать свою картину как можно более похожей на действительность едва заметно. Точно так же ребенок почти не поддается тому заблуждение, что его картина, похожа на действительность.

27. Характеристика обобщенных способов создания изображения детьми дошкольного возраста.

Широко использована интеграции разных видов художественно-творческой деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, художественно-речевой.На занятиях используются различные изобразительные материалы, нетрадиционные техники изображения, технические средства обучения, приемы релаксации, музыкально-пластической импровизации и др.

Опыт показывает, что одно из более важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы: интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора изобразительных материалов и еще многие факторы.

Для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщенными способами создания изображения, которые позволяют ребенку воплощать любое задуманное им изображение. Усвоив их, дети легко их применяют для создания любых изображений.

Важно давать детям как можно больше разных техник, которые позволяют находить новые средства выразительности. Широко шагнула техника – бумажная пластика, которая является синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мыслительной деятельности ребенка.

Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. Особенно нравится детям лепить из цветного соленого теста. Для большей выразительности в лепке из соленого теста и глины предоставляю детям дополнительные материалы: бисер, пайётки, зубочистки, бантики, бусинки и другие. Начиная со средней группы, детей знакомят с техникой рисования акварельными карандашами. В работе с детьми использую разные изобразительные материалы: мел, угольный карандаш, тушь, восковые мелки и масляную пастель, фломастеры, гель с блестками, акварель, гуашь, акрил. Гель с блестками – для яркости и выразительности. Интересный изобразительный эффект дают создание работ с применением разных изобразительных материалов и техник.

Яркими, выразительными получаются работы, созданные акриловыми красками с помощью губки (гусеница).

Особое удовольствие доставляет детям создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всей группы. Для создания композиции дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых выполняет свою часть.

Использовала рисование на снегу цветной водой из пластиковых бутылочек.

Немаловажен также контакт с родителями и сотрудниками детского сада.

Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности.

Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, а может объединятся в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

Наибольшее влияние изобразительная деятельность и в том числе её коллективные формы, оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания и, как следствие этого, совершенствование у детей способности сочувствовать другим людям. На этой основе появляется способность выделять и оценивать нравственные стороны отношения человека к жизни, понимать и оценивать доброжелательное отношение к себе и другим людям. И все это положительно сказывается на становлении внутренней позиции нравственной личности, на формирование у ребенка нравственно-эстетических качеств личности.

Полноценное нравственно-эстетическое воспитание осуществляется не только путем приобщения ребенка к опыту поведения и отношений людей через содержание изобразительной деятельности, которое позволяло бы детям получить практический опыт нравственных отношений. И коллективная работа в области изобразительной деятельности может дать детям возможность такой опыт получить. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.п.

Особенностью изобразительной деятельности, отличающие её от других видов художественного творчества детей, является то, что результат её (рисунок, скульптура, аппликация и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображений. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Все это требует тщательного продумывания организации коллективной формы создания изображения, подбора содержания, интересного для всех детей, подбора наиболее эффективных методов и приемов руководства, т.е. правильного методического руководства этим видом работы.

Это вид художественной деятельности особенно нравится детям. Вместе с тем он содержит в себе большие потенциальные возможности духовного развития ребенка.

29. Занятие изобразительной деятельностью как форма обучения и разностороннего развития дошкольников.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Умственное воспитание. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Нравственное воспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: наблюдательность, настойчивость, активность, самостоятельность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи, умение выслушивать и выполнять задание, потребность и умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности;

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

Трудовое воспитание. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениям.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, при использовании простейших орудий: карандаша, кисти, стеки (при лепке), ножниц. Развитие руки ребенка очень важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.

Эстетическое воспитание. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свое отношение к нему. Задача педагога - научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копированию их.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Характерная черта изобразительного художественного творчества - создание выразительных изображений. Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.


Консультация для педагогов «Свободные формы организации

художественного опыта детей дошкольного возраста»

Петрова Ирина Вячеславовна,
воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга» п.Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ Сегодня каждый педагог использует разнообразные формы взаимодействия с детьми и их родителями, как в образовательном пространстве, так и за его пределами. Это беседы и рассказы, мастер-классы, образовательные проекты, дидактические игры и упражнения с художественным содержанием, художественная деятельность на специально организованных занятиях (лепка, аппликация, рисование, художественный труд) и в свободной деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей каждого ребенка, художественное экспериментирование. Многие из этих форм давно известны в дошкольной практике, их выбор педагогом стабильно приводит к ожидаемым результатам. Такие формы, мастер-класс, проект, искусствоведческая беседа являются относительно новыми, поэтому требуют не только апробации, но и знание теории. Наиболее сложные формы для применения: художественное экспериментирование и самостоятельная художественная деятельность. В процессе художественного образования ребенок познает окружающий мир и себя самого в этом мире. Художественная деятельность вводит ребенка в человеческую культуру: семейную, региональную, национальную, мировую. Художественно – продуктивная деятельность рассматривается сегодня как специфическая детская активность, в которой ребенок осваивает художественный «язык», овладевает различными художественными инструментами, создает свой оригинальный продукт, новый, значимый для самого ребенка, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает отношение к окружающему миру и самому себе. В правильно организованной художественной деятельности ребенок раскрывает свое представление о мире. Следующая форма организации художественного опыто- художественное экспериментирование. Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы – познавательные, художественные, нравственные, социальные и др. (Н.Н.
Поддьякова). Экспериментирование связано с накоплением ребенком опыта проб и ошибок. Роль педагога состоит в создании развивающей предметно - пространственной среды. В результате у детей формируется умение принимать и анализировать интеллектуальную или художественную задачу, раскрывать смысл. В разных видах художественной деятельности дети реально и мысленно экспериментируют с различными материалами (бытовыми, природными, художественными), их свойствами и способами воздействия на них. Эти способы и приобретаемый с их помощью художественный опыт обеспечивает формирование у детей базовой культуры творчества. Опыт работы в данном направлении показал, что необходимо создавать условия для свободного экспериментирования детей с художественными материалами и их свойствами, инструментами (орудиями) и художественным словом. Дети раннего и младшего дошкольного возраста в условиях экспериментирования (манипулирования) осваивают художественные материалы и самостоятельно делают первые «открытия»: бумага легкая, плоская и т.д.; глина (пластилин, тесто) не похожа на бумагу, она как «комочек» (объемна), но ее тоже можно изменить. Таким образом, малыши исследуют не только художественные материалы в разнообразии их свойств, но и способы своего воздействия на материал. Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественного экспериментирования делают «открытия» уже другого уровня, связанные с поиском способов композиционных решений, выражение настроения и характера персонажа, преобразования плоских форм в объемные тела и наоборот – объемные в плоские и т.д. Основной путь художественного развития ребенка – самостоятельное творчество. Проявление самостоятельной художественной деятельности – показатель высокого уровня творческого развития детей, так как самостоятельная деятельность всегда возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной художественной деятельности свидетельствует также о влиянии на творческое развитие ребенка грамотно организованного образовательного процесса.
Особенность самостоятельной деятельности дошкольников в том, что дети по своей инициативе и на основе своих интересов активно осваивают доступные им виды искусства. У воспитанников своей группы мы формируем самостоятельные исследовательские действия. Для этого созданы условия для художественного экспериментирования. Сегодня важно понимать, что художественное экспериментирование и самостоятельная деятельность – это особые виды детской творческой деятельности и в то же время – свободные формы обогащения и организации эстетического опыта детей.

Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

Типы занятий.

Комарова Т.С. (21, 22, 23, 35) различает следующие типы занятий по изобразительной деятельности:

1. занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного);

2. занятия на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).

Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию.

Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий - закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.

В средней группе повторение пройденного программного материала - закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий - развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.

1. Занятия на тему, предложенную воспитателем. Изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен, прежде всего, обратить внимание детей на решение учебных задач. Например, в старшей группе при рисовании многоэтажного дома основная цель занятия - овладение умением правильно строить рисунок двух- или трехэтажного дома, окна которого расположены ровными рядами. Это - основная программная задача. В процессе выполнения изображения дети самостоятельно продумывают цвет стен и крыши, решают вопрос о количестве окон и их форме, используя имеющиеся у них умения и навыки.

На этом занятии не рекомендуется ставить перед ребенком и такую задачу - нарисовать красивый дом или дом, в котором он живет. Выполнение ее потребует от ребенка большой творческой энергии, что ослабит его внимание к решению учебных задач. Такое задание можно дать на последующих занятиях, при закреплении пройденного материала.

Таким образом, инициатива детей должна быть направлена, в первую очередь, на овладение новыми приемами, умениями, а не на расширение содержания задания.

В младших и средней группах большое место будут занимать восприятие детьми словесных и наглядных объяснений воспитателя и активное воспроизведение его действий. Самостоятельность ребят проявляется в выборе цвета, размеров, дополнении изображения некоторыми деталями. В старшем дошкольном возрасте она проявится также при восприятии задания, но уже в форме анализа натуры или образца, при определении последовательности работы, решении вопросов формы, цвета, композиции.

Повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий - закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях.

Упражнения в приемах изображения желательно выполнять на новом содержании, так как полное повторение пройденной темы сделает занятие скучным, неинтересным. При повторении программный материал может быть представлен различными темами. Например, при закреплении умения разрезать бумагу по прямой линии в средней группе можно дать ребятам задание на занятиях аппликацией вырезывать крышу для дома, парус для лодки и т.д.

Ставя перед детьми творческие задачи, педагог не должен забывать об основной цели занятий - закрепление полученных умений и навыков. Например, дети младшей группы учились приему изображения округлых форм при рисовании мяча. Для закрепления этого умения на следующем занятии им было предложено изобразить воздушные шары. По существу это повторение изображения знакомой формы, но для них такое задание звучало как новая интересная тема.

На втором занятии творческие моменты могут быть шире, чем на первом. Если при рисовании мяча дети могли проявить самостоятельность только в передаче его размера, то при изображении шаров они без помощи педагога решали вопросы и размера, и цвета, и их количества.

Для детей средней и старшей групп занятия по закреплению умений и навыков должны быть связаны с изображением предметов, имеющих отклонения от освоенной формы. Дошкольникам можно предложить выбрать из ряда находящихся перед ними однородных предметов тот, который они хотели бы изобразить. Например, в средней группе для закрепления умения изображать округлые формы в сочетании с другими перед детьми расставляют предметы для выбора: погремушку, неваляшку, будильник. Педагог должен подобрать натуру в соответствии с заданием. В основе такого задания лежат творческие задачи - развитие замысла, опоры на имеющийся у детей опыт. Кроме того, в процессе самостоятельного выполнения задуманного образа будет закрепляться навык создания округлой формы.

2. Занятия на тему, выбранную ребенком. Цель этих занятий - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения.

При этом ребенок может удовлетворить свой интерес к какому-нибудь предмету или явлению и, кроме того, он не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке, лепке, аппликации и т.д. Проведение таких занятий дает возможность воспитателю судить об интересах детей, степени развития их творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками.

Иногда воспитатель до некоторой степени облегчает задачу - сам предлагает тему (например, слепить любимого сказочного героя), а каждый из ребят определяет (решает), кого он будет лепить - Конька-Горбунка, Сивку-Бурку, Змея-Горыныча или другого героя.

Удачным для работы по замыслу может служить рисование на тему «Праздник в детском саду», позволяющее каждому ребенку выбрать наиболее понравившийся момент праздника и изобразить его. Выбор такой интересной темы способствует расширению содержания детских работ, так как в некоторых случаях свобода в выборе своей темы может привести к однообразию в творчестве. Один ребенок будет рисовать только пароходы или машины, другой - дома, третий - узоры и т.д.

Иногда узость тематики может свидетельствовать об увлеченности автора данной темой, и такой интерес надо поощрять, развивать. Иногда же однообразие содержания вызывается пассивным отношением к занятию, неумением разобраться в своих впечатлениях, что ведет к выбору наиболее освоенной темы.

Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных задач. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ.

Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, иногда воспитатель показывает новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисуются ноги лошади. В этом случае воспитатель использует наглядные пособия для уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Таким образом, руководство детской работой на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, так как указания воспитателя диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.

Организация занятий.

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.

Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому в старших группах, где занятия проводятся 2-3 раза в неделю, их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны. После беседы, чтения художественного произведения обязателен перерыв перед занятиями на 10-15 минут, чтобы дети могли подвигаться, отдохнуть.

В первой младшей группе занятия проводятся в течение 10-15 минут, во второй младшей, средней и старшей - 15-20 минут, в подготовительной группе - 20-25 минут.

Гигиенические требования к проведению занятий. Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограниченны. Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.

Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т.е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу.

Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Если ребята сидят за четырехместными столами, необходимо несколько экземпляров натуры поставить в двух или трех местах, чтобы все видели ее перед собой.

Воспитатель должен продумать место, где он будет находиться во время объяснения. Не следует стоять на фоне окна или лампы, так как свет, падающий в глаза детям, будет мешать им ясно видеть.

Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут быстро утомляться.

Подготовка к занятию. Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.

При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, знакомство с новой игрушкой и т.п.

Накануне занятия педагог готовит необходимый материал для работы: замешивается глина, подготавливается бумага, вырезываются геометрические формы, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия - клейстер для наклеивания форм, краска.

Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок знакомится с формой, цветом, объемом.

В старших группах детям можно поручить провести наблюдение самостоятельно, например, при подготовке к работе на тему «Дом, в котором я живу» педагог сообщает о том, что и как следует наблюдать. Предварительная беседа способствует более внимательному рассматриванию детьми предмета, стремлению запомнить то, что надо будет нарисовать. Ребенок приучается продумывать содержание и последовательность предстоящей работы.

В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке.

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, доски для лепки, тряпочки и т.п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.

В средней и старшей группах воспитатель выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети четырех лет самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные. Воспитатель учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе. Материал, находящийся в индивидуальном пользовании и хранящийся в столах детей (старшая, подготовительная группы), ребенок достает или в период подготовки к занятию, или в начале его.

Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Например, клей при аппликационных работах в младшей группе ставится на столы после того, как дети разложат формы на листах и воспитатель проверил правильность выполнения задания. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы.

Обычно листы бумаги с подписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянные места. Таблички с именами для обозначения работ по лепке или конструированию раздаются в конце занятия.

Начало занятия. Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты.

Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т.п.

В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. И ребята или лепят кукле угощение, или рисуют ей ленточки.

В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т.д.

Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.

В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.

Иногда занятие организуется как коллективное выполнение задания. Такая форма работы возможна во всех возрастных группах. Например, во второй младшей группе дети выполняют рисунки на тему «Дом». Затем работы вывешиваются в ряд - получается улица. В средней и старшей группах каждый ребенок выполняет, например, узор на бумаге определенной формы и цвета, а затем работы объединяются в общий «ковер». В отличие от занятий с малышами в этих группах дети знают о цели своей работы.

Более сложным заданием является такое, когда дети индивидуально выполняют часть работы, зная заранее общую тему, а затем объединяют свои изображения в одной композиции. Например, при выполнении аппликации на тему «аквариум» каждый ребенок вырезывает несколько рыбок или растений.

В старшей и подготовительной группах может быть применена и наиболее сложная форма коллективной работы. Группе детей дается общая тема, над которой они работают самостоятельно: распределяют обязанности, согласовывают свои действия с товарищами, уточняют размеры, пропорции частей и компонуют все изображения в соответствии с замыслом.

Указания к коллективному выполнению задания должны быть четко изложены в начале занятия, чтобы дети могли осознанно работать над ним.

Руководство воспитателя в ходе занятия. В процессе занятия воспитатель наблюдает за всей группой детей, но его указания и советы, как правило, носят индивидуальный характер. Индивидуальные указания должны даваться, прежде всего, с учетом обязанностей личности ребенка, уровня развития его изобразительных способностей. Лишь иногда он дает разъяснения всей группе, если ошибка в выполнении задания является общей. В некоторых случаях педагог заранее планирует объяснение этапов работы по частям (например, при конструировании), которое дается в процессе занятия. Делать много общих замечаний в процессе занятия не следует, так как они прерывают ход мыслей детей, мешают их творческому процессу.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, настало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее мы их посмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывешивают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, так как у детей пропадает интерес к результатам своего труда.

Форма проведения анализа могут быть различными:

Воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;

Одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

Ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;

Дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Возможны и другие формы анализа. Их цель - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы.

Организация занятий в первой младшей и разновозрастной группах. Ребята первой младшей группы не привыкли заниматься организованно и не имеют еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия рисованием, лепкой в начале года проводят индивидуально или с небольшими группами (по 4-5 человек). Постепенно количество детей увеличивают до 10-12 человек, а потом до 15-20 человек.

В этом возрасте занятия по изобразительной деятельности не могут быть обязательными для детей. Они еще не знают возможностей материала, иногда боятся незнакомых ощущений (мокрая холодная глина). Не следует принуждать ребенка рисовать или лепить, если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии в занятии, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересом рисуют, яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в общей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей.

Наиболее сложна организация занятий в однокомплектном детском саду или в группе, где объединяются дети разных возрастов. Задача воспитателя - умело организовать овладение изобразительными умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями детей.

В этой группе занятия могут проводиться по-разному: с одинаковым материалом, но различными заданиями для каждой подгруппы; с общим для всех подгрупп заданием; с различным материалом для каждой подгруппы.

Первый вид занятий. Применение однородного материала в процессе обучения ценно тем, что здесь воспитатель может вызвать интерес к занятию и к работам друг друга одновременно у всех детей. Такую организацию обучения применяют чаще других. Воспитатель должен заранее продумать задания для каждой возрастной подгруппы в соответствии с программой и наметить учебные и воспитательные задачи для данного занятия. Например, проводится рисование карандашами. Младшие дети рисуют флажок (новая тема); средние - домик и дерево (повторно); старшие - выполняют рисунки по замыслу.

Второй вид занятий. Предлагается общая тема для всех детей, но к разным подгруппам предъявляются различные требования, определяемые программой.

Над некоторыми темами дети работают во всех группах, например над темой «Дом». Ребята всех групп будут рисовать дом, но программный материал для подгрупп будет различным. Младшие должны передать в рисунке прямоугольную форму дома и крыши, средние - основные части дома (стены, крышу, окна, двери); старшие дети будут изображать многоэтажное здание с некоторыми архитектурными деталями.

Общей может быть и более широкая тема. Например, после праздника воспитатель вспоминает с детьми, как прошел он, какие у всех были красивые флажки, как ребята весело танцевали и т.д. А затем предлагает малышам нарисовать красные флажки, средним - девочку с флажком, старшим - танцующих детей.

Третий вид занятий. Используются различные материалы для каждой возрастной подгруппы. При этом надо учитывать, что конструирование из бумаги не проводится с малышами, а в старших группах оно должно быть, и что дети средней группы должны научиться пользоваться ножницами, в то время как малышам их не дают. В этих случаях максимум внимания педагог должен уделить группе, работающей с новым материалом; другим детям дается материал, хорошо освоенный ими, чтобы первое время они могли работать самостоятельно, без помощи воспитателя.

Работа в разновозрастной группе требует особенно тщательного продумывания всего хода занятия: как рассадить детей, кому первым дать указания, как закончить занятие.

Рассаживать детей за столами лучше по подгруппам. Это удобнее и для проведения объяснений, и для того, чтобы они лучше сосредоточились.

Начало занятия может быть организовано по-разному. Прежде всего, следует рассадить малышей. Воспитатель объясняет им, что они будут делать, старшие в это время сами готовят материал к занятию. Малыши начинают работать самостоятельно, а воспитатель дает объяснение средним и старшим. В процессе занятия он следит за всеми детьми, оказывая им помощь, если в этом есть необходимость. Младшие заканчивают работу раньше, воспитатель оценивает их рисунки, и дети с няней уходят надеваться на прогулку. В это время педагог анализирует работы старших.

Можно сначала рассадить старших, если объяснение задания требует времени. Малыши в это время играют в спокойные игры. При такой организации все дети кончают работу одновременно.

Если дети садятся за столы одновременно, в первую очередь следует дать указания той подгруппе, содержание задания которой потребует краткого объяснения. Однако лучше начинать с малышей, чтобы они не утомились от ожидания.

Изобразительная деятельность вне занятий.

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.

Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходиться ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя.

В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть представлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя.

В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную (художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Вообще любое общение педагога с детьми можно назвать «занятием», ведь оно предполагает прямое или косвенное обучение, образование, развитие.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Индивидуальное общение является диалоговой формой, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривания бытовых предметов, объектов природы, арт-объектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами.

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Теоретические занятия главной целью имеют введение ребенка в мир искусства, знакомство с понятием «искусство», его видами и жанрами, творческим процессом и прочее.

Эти занятия проводят с раннего возраста, рассматривая с детьми арт-объекты (игрушки, книги, произведения искусства), рассказывая о них (искусствоведческая рассказ); разворачивая беседу (искусствоведческая беседа), художественно-дидактическую игру или арт-терапевтическую сессию («Художественным салоп», «В музее скульптур», «Путешествие в картину», «Народная игрушка», «Что такое архитектура»).

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Например, «Давайте подумаем вместе: как художник осень рисовал», «Где народные умельцы узоры искали», «Как скульптор в глине будущую скульптуру увидел».

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Например, дети уточняют информацию о жанре пейзажа и рассматривают репродукции пейзажных картин, обсуждают, обмениваются мнениями о выразительных средствах, цвете, композиции, осуществляют «Путешествие в картину» и выполняют игровые упражнения на развитие воображения, образного мышления, переживания эстетических эмоций, воспроизводят в собственном воображении творческий процесс художника.

Практическую часть занятия могут составлять упражнения на смешивание цветов, например, «Цвета золотой осени». «Цвета поздней осени», «Осеннее небо», или «Рисуем осенние деревья».

Можно предложить творческую работу: «Рисуем пейзаж».

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям - формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.

просмотров