Рекомендации по физической активности. Физическая активность в пожилом и старческом возрасте: миф или реальность? Двигательная активность людей пожилого возраста

Рекомендации по физической активности. Физическая активность в пожилом и старческом возрасте: миф или реальность? Двигательная активность людей пожилого возраста

Для взрослых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональной деятельности (если человек продолжает работать), домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности, семьи и общества. В целях укрепления сердечно-легочной системы, костно-мышечных тканей, функционального состояния и снижения риска неинфекционных заболеваний, депрессии и нарушения когнитивных функций рекомендуется следующая практика физической активности:

  • Взрослые люди в возрасте 65 лет и старше должны уделять не менее 150 минут в неделю занятиям аэробикой средней интенсивности, или, не менее, 75 минут в неделю занятиям аэробикой высокой интенсивности, или аналогичной физической активности средней и высокой интенсивности.
  • Каждое занятие аэробикой должно продолжаться не менее 10 минут.
  • Для того чтобы получить дополнительные преимущества для здоровья, взрослые люди этой возрастной категории должны увеличить нагрузки своих занятий аэробикой средней интенсивности до 300 минут в неделю, или до 150 минут в неделю, если занимаются аэробикой высокой интенсивности, или аналогичное сочетание занятий аэробикой средней и высокой интенсивности.
  • Взрослые люди этой возрастной категории с проблемами суставов должны выполнять упражнения на равновесие, предотвращающие риск падений, 3 или более дней в неделю.
  • Силовым упражнениям, где задействованы основные группы мышц, следует посвящать 2 или более дней в неделю.
  • Если пожилые люди по состоянию своего здоровья не могут выполнять рекомендуемый объем физической активности, то они должны заниматься физическими упражнениями с учетом своих физических возможностей и состояния здоровья.
Физическая активность для всех

Эти руководящие принципы относятся ко всем здоровым людям в возрасте 65 лет и старше. Они также относятся к людям в этих возрастных пределах, имеющим хронические заболевания. Людям с особыми нарушениями здоровья, такими как сердечно-сосудистые заболевания и диабет, могут потребоваться дополнительные меры предосторожности и медицинские рекомендации, прежде чем они будут пытаться достигнуть рекомендуемые уровни физической активности для пожилых людей.

Существуют многочисленные пути для того, чтобы пожилые люди могли заниматься физической активностью в общей сложности 150 минут в неделю.

Для того чтобы уделять физической активности в общей сложности 150 минут в неделю, эти занятия можно распределять менее продолжительными блоками, не менее 10 минут каждый, на протяжении всей недели: например, 30 минут физической активности умеренной интенсивности 5 раз в неделю.

Рекомендации применимы и для пожилых людей с инвалидностью, однако они могут быть скорректированы в каждом отдельном случае с учетом потенциальных возможностей таких людей для физических упражнений, особых рисков для здоровья или ограничений.

Пожилые люди, ведущие пассивный образ жизни или имеющие какие-либо ограничения в связи с болезнями, получат пользу для здоровья, если они передвинутся из категории "пассивности" в категорию активности "на некотором уровне". Пожилые люди, которые на данный момент времени не выполняют рекомендаций в отношении физической активности, должны стремиться к увеличению ее продолжительности, частоты и, в конечном итоге, интенсивности для последующего выполнения этих рекомендаций.

Физические упражнения благотворно воздействуют на обмен веществ, усиливают окислительные процессы в организме, а при соблюдении правильного режима питания помогают успешно бороться с ожирением, помогают предотвратить сердечно – сосудистые заболевания, обменные артриты, остеопороз, иммунные расстройства и депрессии, способствуют повышению работоспособности.

1. Утренняя зарядка в течении 15 – 20 минут с соблюдением правильного дыхания.

2. Ходьба, пешеходные прогулки. Прежде, чем приступить к физическим упражнениям, необходимо посоветоваться с врачом. Ходьба должна быть быстрой, только тогда она будет иметь тренирующий эффект. Почему пожилым людям (да и не только пожилым) следует стараться больше ходить?Во-первых, при ходьбе, как и при всяком физическом упражнении, мышцы совершают работу, организм расходует энергию, тратит энергетические вещества. Установлено, что при ходьбе расходуются главным образом углеводы и жиры. А у многих намечается склонность к накоплению жира. Время для прогулки предпочтительно утреннее, но неплохо пройтись и вечером, особенно для тех, кто страдает бессонницей. Пожилым людям, склонным к полноте, следует прогуливаться и после обеда.

3. Для более тренированных людей полезны занятия плаванием, футболом, теннисом, ходьба на лыжах, упражнения на растягивания мышц, силовые тренировки. Занятия лыжным спортом регулируют артериальное давление крови, понижая его, если у человека оно несколько повышено. Огромно влияние лыжного спорта на дыхательную систему.

Основные правила оздоровительных физических тренировок:

· Систематичность

· Постепенное увеличение нагрузок

· Индивидуальный подбор физических упражнений и нагрузок с учетом возраста и сопутствующих заболеваний.

3. План беседы о вреде курения:

Табакокурение - одна из самых распространенных вредных привычек, охвативших значительную часть населения. Вредное влияние курения на организм связано с содержащимися в табачном дыме никотином и другими вредными веществами (окисью углерода, аммиаком и др.). Основной токсический фактор табачного дыма - никотин. Он непосредственно влияет на внутренние органы и нарушает их нервную регуляцию.

· Курение приводит к торможению, а затем парализует деятельность клеток ЦНС.

· Курение приводит к расстройству нервной системы, проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

· Курение приводит к импотенции у мужчин.

· У курящих людей чаще встречаются раковые опухоли, а также рак различных органов и нижней губы.

· Часто курение приводит к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем, неприятным запахом изо рта и хриплым голосом.

· Велика роль курения в возникновении туберкулеза.

· Часто курящие испытывают боли в сердце.

· Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей.

· От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает также пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта.

· Гастрит, язвенная болезнь желудка у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих.

· Курение может вызвать никотиновую амблиопию.

· Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

· Курение сокращает жизнь.

· У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.

· У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии.

· Курение способствует развитию многих аллергических заболеваний.

· У курящих подростков слабеет память, среди них чаще встречаются плохо успевающие.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Среднего профессионального образования чебоксарский медицинский.. колледж министерства здравоохранения и социального развития.. чувашской республики..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Контрольно-измерительные материалы
профессионального модуля ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий код профессии/специальность 060501 «Сестринское дело» ба

Пояснительная записка
Квалификационный экзамен по ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» по профилю подготовки 060501 «Сестринское дело», базовый и углубленный уровни подготовки среднего профессионального образ

Спецификация
Вид профессиональной деятельности: выполнение работ по специальности СПО 060501 «Сестринское дело»базовый уровень подготовки среднего профессионально

Требования к деятельности обучения по профессиональным компетенциям
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата 1. ПК 1.1. Проводит мероприятия по сохранению и укреп

Оценочные материалы
Задание № 1 Стимул: Вы – патронажная медсестра поликлиники. Задачная формулировка:

Оценочный лист по профессиональному модулю
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий код и наименование модуля _________________________________________________________________________

Итоги квалификационного экзамена по профессиональному модулю
Способы оценки профессиональных компетенций – в модельной ситуации. Коды проверяемых компетенций Показатели оценки результата

Итоговая оценочная ведомость по профессиональному модулю
__________ ___________ ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий ___564___ группа курс код и наименование модуля объем часов

Подготовка семьи и ребенка к вакцинации
- Профилактические прививки проводят в медицинских учреждениях государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. - Для обеспечения своевременного проведения п



4. Оценка физического развития ребенка 7 лет (мальчик). Оценка физического развития проводится с помощью центильных таблиц: окружность груди 58 см

План мероприятий по закаливанию ребенка 6 лет
Температура воздуха в помещении – 19-17 градусов. Воздушная ванна продолжительностью 10-15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, у

Основные проблемы ребенка и семьи, связанные с вакцинацией
В соответствии с приказом № 885 от 2 августа 1999 г. к поствакцинальным реакциям относятся: - местные реакции - в виде гиперемии с отеком мягких тканей на месте введения до 3 см в диаметре


Питание должно быть полноценным, разнообразным и рациональным в количественном и качественном отношении. В рацион должны входить – молоко (до 500 мл), кисло- молочные продукты (творог, сы

Рекомендации по способам закаливания ребенку
Закаливание – это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям. Оно необходимо для профилактики заболеваний у ребенка. С целью закаливания используют естеств

Рекомендации по питанию кормящей матери
Питание должно быть полноценным, разнообразным и рациональным в количественном и качественном отношении. В рацион должны входить – молоко (до 500 мл), кисло-молочные продукты (творог, сыр

Рекомендации матери по профилактике гипогалактии
Гипогалактия – это пониженная секреторная способность молочных желез, т.е. уменьшение количества выработки молока у матери. Важное условие профилактики гипогалактии - ритмичное и п

Здоровый образ жизни - единственный реальный способ избежать развития хронических заболеваний
1. Бросьте курить. 2. Если Вы не можете сразу бросить курить, то строго ограничьте курение максимум десятью сигаретами в день. 3. Откажитесь от спиртных напитков. 4. Если

План беседы с матерью и ребенком о психологических особенностях подросткового возраста
Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни


ов должно быть сб

Рекомендации по адекватной физической активности для пожилых людей
Физические упражнения благотворно воздействуют на обмен веществ, усиливают окислительные процессы в организме, а при соблюдении правильного режима питания помогают успешно бороться с ожирением, пом

Цели и задачи первичного патронажа
Первый патронаж здоровых новорожденных проводится в первые 1-3 дня после выписки матери и ребенка из родильного стационара. Учитывая большую сложность а

Рекомендации по питанию кормящей матери
Питание должно быть полноценным, разнообразным и рациональным в количественном и качественном отношении. В рацион должны входить – молоко (до 500 мл), кисло-молочные продукты (творог, сыр,

Влияние алкоголя на организм человека
Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. 1. Только 10% алкогол

Оценка физического развития ребенка 5 лет (мальчик)
Оценка физического развития проводится с помощью центильных таблиц: окружность груди 53 см (оценка по возрасту) – Р 10-25, что соответствует 3 коридору, рост ребенка -105 см (оцен

Основные принципы закаливания
Принципы закаливания: систематичность, постепенность в увеличении нагрузок, рациональность в выборе одежды, положительное отношение к закаливанию, сочетани

Режим ребенка 1 года
Кормление ребенка 5 - разовое, через 4 часа (завтрак 7.00, обед 11.30, полдник 16.00, ужин19.00, ночное кормление 24.00) Дневной сон – 2 раза по 2 часа (с 9.00 до.11.00, с14.00.до 16.00)

Принципы лечебного питания при сахарном диабете
Диета должна быть физиологически грамотной: · Количество энергии в пище должно равняться энергетическим потребностям больного. · Количество белков, жиров, углевод

План беседы о вреде курения
Табакокурение- одна из самых распространенных вредных привычек, охвативших значительную часть населения. Вредное влияние курения на организм связано с содержащимися в табачном дыме

Какие прививки должны быть у ребенка в 1 год
Первые 12 часов - вакцинация против гепатита В. 3-7-ой день жизни – вакцинация против туберкулеза (БЦЖ-М). 1-ый месяц - 2-ая вакцинация против гепатита В. 3-ий месяц - ва

Рекомендации семье по физической активности
Для взрослых людей физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональную де

Рекомендации семье по поступлению ребенка в детский сад
Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ. Ликвидация вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой). Обеспечение основн

План общения с пожилым человеком
Психическая активность пожилых лиц падает. Они быстро устают. Нужно внимательно следить за тем, как ведет себя ваш пациент и, обнаружив первые признаки усталости, давать ему возможность отдохнуть,

Правила питания больных пожилого и старческого возраста
В настоящее время гипокалорийную и ограниченную по объёму диету рассматривают как один из эффективных методов борьбы с процессом преждевременного старения. В пищевом рационе пожилого челов

Общие принципы ухода за больными пожилого и старческого возраста
К каждому больному необходим индивидуальный подход с учётом личностных особенностей пациента и его отношения к болезни. Для установления контакта медсестра должна разговаривать спокойным приветливы

Проблема бессонницы
Пожилые пациенты часто жалуются на бессонницу, у них меняется режим сна - нередко они спят больше днём, а ночью ведут более активный образ жизни (едят, ходят по палате, читают). Часто употребляемые

Обеспечение мероприятий личной гигиены
Часто больному пожилого и старческого возраста трудно себя обслуживать. Следует оказывать ему помощь при смене постельного и нательного белья, при необходимости - осуществлять уход за волосами, ног

Профилактика травматизма
С особым вниманием следует отнестись к профилактике возникновения возможных травм. Ушибы и переломы (особенно шейки бедренной кости) обездвиживают больных, сопровождаются развитием таких осложнений

План динамического наблюдения за школьником
Дети старше 3-х лет и подростки до 18 лет осматриваются педиатром 1 раз в год + лабораторные исследования (общий анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца гельминтов).

Контрольное кормление
Цель: определить среднее количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью. Оснащение: - набор для пеленания с памперсом; - н

Рекомендации по режиму питания матери
Питание кормящей грудью матери должно быть полноценным, разнообразным и рациональным в количественном и качественном отношении. В рацион должны входить – молоко (до 500 мл), кисло-молочны

Объем питания ребенку на день
Суточный объем питания ребенку рассчитывается объемным методом. V сут. = 1/5 массы фактической = 1/5*(3000+600)=1/5*3600=720 мл Ребенка 1 месяца кормим 7 раз, то есть Vра

Принципы лечебного питания при сахарном диабете
Диета должна быть физиологически грамотной: · Количество энергии в пище должно равняться энергетическим потребностям больного. · Количество белков, жиров, углевод

Влияние алкоголя на организм человека
Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. 1. Только 10% алкоголя выводится из о

Нет в организме ни одной ткани, ни одного органа, который не подвергался бы деградации под действием алкоголя
3. Определите группу здоровья ребенку и группу риска. Группа здоровья ребенка – II Б, так как ребенок в настоящее время практически здоров

Оценка физического развития ребенка 10 лет (мальчик)
Оценка физического развития проводится с помощью центильных таблиц: окружность груди 62 см (оценка по возрасту) – Р10-25, что соответствует 3 коридору, рост ребенка -142 см (оценк

Уход за пожилыми людьми с нарушением зрения и слуха
У пожилых людей происходит нарушение рефракции, часто развивается катаракта, что приводит к снижению остроты зрения, особенно периферического. Пожилые люди плохо фиксируют взгляд на предметах, част

Рекомендации пожилому человеку по организации питания
В организме пожилого человека снижается активность всех органов и систем, в том числе и отделов пищеварения: жевательного аппарата, пищевода, желудка, поджелудочной железы, печени, кишечника. Умень

Оценка физического развития ребенка 9 лет (мальчик)
Оценка физического развития проводится с помощью центильных таблиц: окружность груди 69 см (оценка по возрасту) – Р75-90, что соответствует 5 коридору, рост ребенка - 140 см (оцен

Рекомендации пожилым пациентам при нарушении сна
Лицам старшего возраста требуется больше времени, чтобы заснуть и достичь стадии глубокого сна, который приносит отдохновение. Увеличивается период поверхностного сна, не дающего отдыха. При такой

Дородовый патронаж № 1
(проводится медсестрой при взятии на учет беременной). Цель: - выявить и исключить бытовые и профессиональные вред­ности; - соблюдать охранительный режим, организовать еж

Вопросы для подготовки студентов к квалификационному экзамену
по ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» для специальности 060501 «Сестринское дело», базовый и углубленный уровни подготовки среднего профессионального


Занятие 5.

Тема: Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста

Двигательная активность и ЛФК

для людей пожилого и старческого возраста.

Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависят от двух противоположных тенденций: с одной стороны - угасания, нарушений обмена и функции; с другой стороны – включения механизмов адаптации. Двигательную активность считают одним из стимуляторов продления жизни, а всестороннюю функциональную нагрузку органов и систем стареющего организма путем поддержания двигательной активности – своего рода «защитой» от преждевременной старости, средством структурного совершенствования тканей и органов.

Физическая активность – важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма.
^ Цели и задачи лечебной физической культуры заключаются в:
тренировке сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов.

Улучшении функции центральной нервной системы.

Щадящий;

Щадяще-тренирующий;

Тренирующий;

Интенсивно-тренирующий.

По возрасту люди пожилого и старческого возраста делятся на 4 группы;

Предпенсионный: женщины – 50 - 55 лет,

Мужчины – 55 – 60 лет.

Пожилой – 60-74 лет

Старческий – 76-89 лет

Долгожители > 90 лет.

Для лиц данных возрастных групп используют I, II и III двигательные режимы.

Возрастная группа

Двигательный режим

50-55 лет(женщины)

55-60 лет (мужчины)

тренирующий

Щадяще-тренирующий

75-89 лет

Характеристика физических упражнений при различных двигательных режимах

Исходное положение

Упражнения

Темп (число повторов)

Щадящий режим (I)

Попеременное поднимание прямых ног

Стоя, ноги врозь, руки на поясе

Наклон вправо с подниманием левой руки. То же влево с подниманием правой руки.

Стоя, ноги врозь, руки опущены

Круговые движения руками по 8 раз в каждую сторону.

Лежа на спине, руки в сторону

Носком правой ноги коснуться пола слева, поворачивая таз, вернуться в исходное положения. То же с другой стороны.

Щадяще-тренирующий режим (II)

Стоя, ноги вместе, руки на поясе

Круговые движения туловищем попеременно в каждую сторону

Стоя, руки на поясе

Наклониться вперед (спина прямая) до 90 и выпрямиться

Перейти в положение сидя, вернуться в исходное положение.

Основная стойка (ноги вместе, руки вдоль туловища)

Руки вверх – вдох, опустить руки, наклоняясь вперед и полуприседая - выдох

Тренирующий режим (III)

Основная стойка

Потягивание с напряжением рук и туловища, поднимаясь на носках

Сидя на полу, ноги выпрямлены, руки сзади

Поднять таз, выпрямляя туловище, вернуться в исходное положение.

Лежа на спине, руки вдоль туловища

Руки дугой назад за голову и с напряженным потягиванием носки от себя (вытяжение), вернуться в исходное положение – расслабиться.

Основная стойка

Поднять ногу, коснувшись руками носка, вернуться в исходное положение. Поднять согнутую ногу, соединив руки под ноги, вернуться в исходное положение.

Занятие по ЛФК состоит из трех частей:

Вводной,

Основной,

Заключительной.

Вводная часть – ходьба в разных вариантах с дополнительными движениями рук и без них, дыхательные упражнения. Движения, включаемые в вводную часть, должны способствовать умеренному оживлению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, создавать бодрое настроение. Все упражнения вводной части, особенно для лиц пожилого и старческого возрастов, должны быть простыми, легко выполнимыми и совершаться в медленном или среднем темпе. Продолжительность вводной части – 5-10 минут.

Основная часть включает упражнения самого разнообразного характера, оказывающее общее и специальное воздействие на организм. Задачи общего влияния на организм разрешаются упражнениями, которые укрепляют и тренируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, повышают обмен веществ, тонизируют нервную систему, способствуют возникновению положительных эмоций.

Задачу специального воздействия разрешают упражнения на постановку правильного дыхания (фаза выдоха), упражнения, развивающие подвижность позвоночника, коррегирующие дефекты осанки, упражнения для брюшного пресса, предупреждающие вялость желудочно-кишечного аппарата. Применяются упражнения в растягивании и расслаблении мышц, в равновесии, включающие игровые элементы на улучшение координации. Продолжительность – 25-30 минут.

Заключительная часть. Упражнения, включенные в эту часть, обеспечивают постепенное снижение возбудимости сердечно-сосудистой и дыхательных систем, создание благоприятных условий для восстановительного периода и отдыха. Для этой же цели применяются медленная ходьба, упражнения, дыхательные и расслабление.

Продолжительность этой части 5-10 минут.

Режим №1

(возраст 50-55 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Элементарные физические упражнения для рук и туловища чередуются с динамическими дыхательными в соотношением 1:3

Ритмичная, в спокойном темпе. Упражнения выполнять свободно, со средней и большой амплитудой движения в суставах.

Основной

Элементарные упражнения для рук, ног, туловища по различным осям.

Упражнения чередовать правильно с дыхательными динамическими упражнениями.

Упражнения в метании и передаче мячей и медицинболов, расслабление мышечных групп рук, ног. Малоподвижные игры с мячом и короткие перебежки.

Чередовать с дыхательными и упражнениями для нижних конечностей. Разнообразить способы перебрасывания и передачи гимнастических предметов. Регулировать эмоциональную реактивность пациентов, включать паузы для отдыха и дыхательные упражнения.

чительный

Ходьба обычным шагом и усложненная, упражнения на расслабление мышц туловища рук, ног, дыхательные статические упражнения.

Ходьба ритмичная, в спокойном темпе.

Всего 40-45

Режим №2

(возраст 60-74 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Сидя на стуле

Элементарные гимнастические упражнения для рук и ног

Выполнять упражнения свободно, чередуя их с дыхательными, динамическими упражнениями.

Основной

Упражнения для рук, ног с большой амплитудой. Облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и для мышц тазового дна.

Не допускать натуживания и нарушения ритма дыхания. После относительно трудных физических упражнений - дыхание глубокое.

Ходьба простая, в разных направлениях в спокойном темпе. Дыхательные упражнения.

Следить за ритмом дыхания

Заключительный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук, ног и туловища. Дыхательные, динамические, затем статические упражнения.

Всего 30-35

(возраст 75-89 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук и ног в сочетании с упражнениями для туловища и дыхательные.

Упражнения выполнять ритмично. Плавно, в спокойном темпе. Дыхание не задерживать. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими в соотношении 1:3

Основной

Упражнения для средних и крупных мышечных групп рук, ног и туловища в сочетании с динамическими дыхательными и с упражнениями на расслабление мышечных групп

Упражнения выполнять свободно, с большой амплитудой движения в суставах. Темп медленный. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими в соотношении 1:3.

Сидя и стоя

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата и координацию движений, сочетать с упражнениями на расслабление мышечных групп.

Добиваться наиболее полного расслабления мышц, упражнения на тренировку вестибулярного аппарата правильно сочетать с фазами дыхания.

Упражнения для рук, ног, туловища с включением маховых движений, упражнений на координацию.

Упражнения выполнять свободно, в среднем темпе. Дыхание не задерживать.

чительный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук, ног в сочетании с физическими упражнениями на расслабление мышечных групп и дыхательными.

Дыхание свободное, глубокое, ритмичное. Темп выполнения упражнений – медленный.

Режим №4

(долгожители старше 90 лет)

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность (мин.)

Методические указания

Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Ходьбу сочетать с элементарными упражнениями для рук.

Темп средний, дыхание не задерживать

Основной

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для мелких, средних и крупных мышечных групп, рук, ног и туловища в сочетании с дыхательными упражнениями

Упражнения выполнять свободно с большой амплитудой движения в суставах. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими в в соотношении 1:4

Упражнения с умеренным статистическим и динамическим усилием, с включением упражнений на тренировку вестибулярного аппарата и на координацию движений..

Упражнения выполнять ритмично, в среднем темпе, правильно сочетать с фазами дыхания. Следить за осанкой.

Заключительный

Ходьба обычным шагом, спокойная, с элементарными упражнениями для рук и ног, сочетать с упражнениями на расслабление и дыхательными

Дыхание свободное, глубокое. Темп выполнения упражнений – медленный.

^ КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Для ограничения отрицательных последствий старения и целенаправленного воздействия на организм используются комплексы физических упражнений, совершенствующих механизмы регуляции, деятельности сердца и расширяющих амплитуду движений в суставах и позвоночнике людей пожилого возраста.

Для укрепления сердца и расширения диапазона его работы от минимума в покое до максимума в нагрузке используются упражнения, развивающие выносливость: ходьба дозированная, бег оздоровительный, езда на велосипеде, плавание и др. Для «омолаживания» суставов и межпозвоночных хрящей применяются нагрузки, расширяющие амплитуду движений в них. При выполнении этих упражнений рекомендуется соблюдать ряд правил: проведение перед выполнением комплекса упражнений для суставов 3-5 минутной разминки общего характера (она может состоять их ходьбы и дыхательных упражнений); повторение на первых занятиях каждого упражнения 3-4раза с небольшой " амплитудой, постепенно увеличивая число повторений до 10-15 раз и более; расширение амплитуды движений после освоения техники выполнения упражнения; выполнение упражнений ежедневно, общей продолжительностью 7-15минут (необходимо постоянно следить за дыханием); при появлении боли нагрузка прекращается, отдых 5-7минут и продолжение занятий вновь. Комплексы упражнений можно разработать самостоятельно, но лучше, особенно начинающим заниматься впервые, воспользоваться советом специалистов.

В предлагаемом комплексе использованы простые, легко выполнимые упражнения, доступные каждому.

* Упражнение 1. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, приподнять плечи - вдох, опустить - выдох; расслабиться, дыхание спокойное, неглубокое (повторить Зраза).

* Упражнение 2. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, сжимать кисти рук, одновременно поднимая носки ног на себя (темп средний, повторить 8-10 раз).

* Упражнение З. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, поочередно отводить выпрямляющуюся руку в сторону и возвращать в исходное положение (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой).

* Упражнение 4. Сидя на стуле, согнув ноги, держась руками за спинку стула сзади, поочередно разгибать правую и левую ноги, скользя стопами по полу (темп средний, повторить 4 раза каждой ногой).

* Упражнение 5. Сидя на стуле, поднять правую руку вверх -вдох, опустить - выдох (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой).

* Упражнение 6. Сидя на стуле, поворачивать туловище с разведением рук в стороны (темп медленный, повторить 3- 4 раза в каждую сторону).

* Упражнение 7. Стоя боком к стулу, одной рукой держась сверху за спинку стула, выполнять маховые движения противоположными рукой и ногой вперед и назад; то же, стоя другим боком (махи выполняют свободно, без напряжения, повторить 6-8 раз).

* Упражнение 8. Встать на длину вытянутых рук от стула и, опираясь на спинку, медленно присесть - вдох, вернуться в исходное положение - выдох (повторить 6-8 раз).

* Упражнение 9. Сидя на стуле, руки на коленях, выполнять круговые движения ногой, касаясь носком пола (повторить 4-8 раз каждой ногой).

* Упражнение 10. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать -выдох (повторить 3-4 раза каждой рукой).

* Упражнение 11. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно сводить и разводить пятки и носки стоп на 4 счета (дыхание произвольное, повторить 8-12 раз).

* Упражнение 12. Сидя на стуле, ноги выпрямить, руки опустить, откинувшись на спинку стула, закрыть глаза и расслабиться на 5-10 секунд.

Этот комплекс выполняется ежедневно в течение 10-12 дней. Особое внимание необходимо обратить на точность движении при выполнении упражнений 4, 6, 7, 8, 9. Они затруднительны для лиц с тугоподвижностью в суставах, но исключать их из комплекса не нужно, а напротив, следует добиваться их выполнения, повторяя каждое по отдельности несколько раз в день.

^ Спустя 10-12 дней комплекс усложняется вводом специальных упражнений для шей, которые выполняют, сидя на стуле:

1 медленно поворачивают голову направо и налево;

2 медленно наклоняют голову влево и вправо;

3 медленно наклоняют голову вперед и назад;

4 движения головой вперед и назад;

5 вращения головой с опущенными и приподнятыми плечами;

6 ноги выпрямить, руки опустить, руки опустить, откинуться на спинку стула, закрыть глаза и расслабиться на 5-10 секунд. Упражнения для шеи особенно полезны лицам с остеохондрозом позвоночника, они уменьшают или снижают головную боль, болевые ощущения в области сердца. При их выполнении соблюдают медленный темп, добиваясь полной амплитуды движений, повторяя каждую позицию по З раза.

По мере освоения описанных упражнений появляется личный опыт двигательной активности, который используется для разработки новых комплексов упражнений. Вначале в него включаются упражнения без отягощения: приседания, наклоны, прыжки, вращения руками, махи ногами и др; очень хороши упражнения с палкой, они помогают развивать координацию движений и подвижность в суставах. Затем добавляются упражнения с гантелями, мячами, резиновыми амортизаторами, развивающие мышечную силу и выносливость. При разработке комплексов упражнений необходимо учитывать свои двигательные возможности, не нужно торопиться форсировать нагрузки (только постепенное увеличение, последовательное включение все более сложных упражнений обеспечит оздоравливающий эффект); не ждать наступления оздоравливающего эффекта тотчас, только через месяц систематических ежедневных занятий почувствуется бодрость, свобода движений, желание заниматься упражнениями; обязательно включать в комплекс упражнение особенно трудное для вас. Выполняя комплексы физических упражнений, не забывайте, что этого совершенно не достаточно для активного двигательного режима. Наряду с комплексами используйте ходьбу, бег оздоровительный, элементы спортивных игр, подвижные игры и другие нагрузки. Сочетая их с закаливанием, помня о самоконтроле, можно быть уверенным в оздоравливающем, «омолаживающем» эффекте избранного двигательного режима.

Приложение 5.1.

Пройдем тест, который поможет вам разобраться в состоянии вашего организма, открыть его сильные и слабые стороны и тем самым сделать вывод о своих физических способностях, избрать тот вид спорта, который лучше всего вам подходит.
^ I. Дыхание
1. Курите ли вы?
Нет - 5 очков
До 5 сигарет в день - 4
До 10 сигарет в день - 3
Более 20 сигарет ежедневно - 0

2. У вас появляется одышка, когда вы быстро ходите? Через несколько метров - 1 очко
Через несколько сот метров - 3
Через несколько километров - 4

3. Как вы дышите после того, как пешком поднялись на третий этаж?
Достаточно равномерно - 2 очка
Задыхаетесь - 1

4. Когда вы занимаетесь спортом, что вас заставляет остановиться, чтобы передохнуть?
Затрудняется дыхание - 2 очка
Устают мышцы - 4

5. Сколько времени вы можете продержаться под водой не дыша?
Несколько секунд - 1 очко
30 секунд - 3
45 секунд - 4
Более минуты - 5

6. Умеете ли восстанавливать дыхание после интенсивных физических упражнений, нагрузок?
Нет - 0 очков
Лишь иногда - 2
Довольно часто - 3

Результаты:

От 23 до 16 очков. У вас нет затруднений с дыханием. Оно отлично приспособляется к вашей трудовой и спортивной активности. Вы совершенно спокойно можете заниматься любым видом спорта: баскетболом, волейболом, теннисом, ездой на велосипеде, плаванием, серфингом, водными лыжами, подводным плаванием... Выбор за вами!

От 15 до б очков. Вам нужно развивать, тренировать свое дыхание. Предлагаем вам отличное упражнение: прыжки со скакалкой каждый день в течение 10 минут. Очень важно научиться правильно дышать, делать полный вдох и выдох. Рекомендуем вам умеренные физические нагрузки, но при этом прилагайте больше старания, делайте все упражнения тщательно, регулярно. Советуем вам заняться ездой на велосипеде, кроссовым бегом, плаванием.

5 и менее очков. Вы не умеете правильно дышать. И прежде чем вы займетесь каким-либо видом спорта, вам придется этому научиться: «складировать» воздух, подготавливать свои легкие. Больше ходите пешком. Каждое утро и вечер выполняйте следующее упражнение: в положении лежа глубоко вдыхайте и полностью выдыхайте; напрягая пресс, вы тренируете, развиваете его. Проделайте это упражнение 20 раз. Когда объем ваших легких увеличится, вы сможете заняться и туризмом. Длительные пешие прогулки и походы по пересеченной местности и на свежем воздухе успокаивают нервную систему, дают возможность свободно дышать.
^ П. Аэробные способности
1. Ходите ли вы пешком?
Никогда - 0 очков
Иногда - 1
Регулярно по 1 км в день - 2
От 1 до 3 км в день - 3
Свыше 3 км ежедневно - 4

2. Занимаетесь ли в выходные дни каким-либо из следующих видов спорта: ездой на велосипеде, плаванием или бегом?
Никогда - 0 очков
Иногда - 2
Регулярно - 4

3. Сколько времени вы занимаетесь каким-либо из вышеназванных видов спорта?
Полчаса - 2 очка
От получаса до 1 часа - 3
Свыше часа - 4

4. Можете ли вы разговаривать, когда быстро ходите, бежите или едете на велосипеде?
Да - 2 очка
Нет - 0

5. Каково примерно расстояние, которое вы можете преодолеть за 12 минут ходьбы, бега трусцой?
Более 2,6 км - 5 очков
От 2 до 2,6 км - 4
От 1,7 до 2 км - 3
От 1,5 до 1,7 км - 2
Менее 1,5 км - 1

Результаты:

От 19 до 12 очков. У вас энергичная, активная натура, вы умеете давать своим мускулам и сердцу самое лучшее «горючее» - кислород. Вы не только можете заниматься любым видом спорта, у вас есть основания подумать над тем, не заняться ли спортом всерьез. Пробегайте в вашем обычном темпе несколько километров, после этого рывком усильте темп на дистанции 100 - 200 метров. Так вы выработаете еще большую выносливость и сможете бегать быстрее. Вам полезно было бы ездить на работу и в магазины на велосипеде. Летом на реке, на море бегайте по песку, плавайте как можно больше. Если же вы отдыхаете в горах, пытайтесь преодолевать на велосипеде трудные участки и забираться на крутые склоны.

От 11 до 6 очков. Вы можете заниматься некоторыми видами спорта, но прежде нужно побольше развить свои аэробные способности в основных видах: велоспорт, плавание, бег. Будьте терпеливы и настойчивы. Когда вы бежите или едете на велосипеде, привыкайте разговаривать с товарищами. Дышите глубоко и равномерно, старайтесь не задыхаться. Не забывайте, что настоящие физические нагрузки начинаются только после 20 минут активной деятельности.

5 и менее очков. Разработайте свою программу, в которой предусмотрите ежедневную ходьбу от 2 до 5 км, чередуя ее с бегом по пересеченной местности. Запланируйте на каждый день получасовую езду на велосипеде или плавание, а потом постепенно увеличивайте продолжительность занятий и расстояние. Но если такие интенсивные нагрузки превышают ваши возможности, то сначала ограничьтесь упражнениями со скакалкой или откажитесь от лифта и поднимайтесь по лестнице пешком. Через некоторое время попытайтесь снова приступить к занятиям велоспортом, плаванию и бегу. Эффект не замедлит сказаться.
^ III. Гибкость тела
1. Соедините ноги вместе и медленно наклоняйтесь к полу.
Вы касаетесь пола ладонями - 4 очка
Кончиками пальцев - 3
Вы не достаете пол - 0

2. Ноги прямо, на ширине плеч. Наклоняйтесь влево и вправо, не двигая тазом.
Вы касаетесь икр ног - 4 очка
Достаете до колена - 3
Не дотягиваетесь до колена - 0

3. Лежа на спине, заведите ноги за голову.
Прямыми ногами коснетесь пола - 4 очка
Коснетесь слегка согнутыми ногами - 3
Согнутыми ногами - 2
Не дотянетесь до пола - 0

Результаты:

От 12 до 8 очков. У вас завидная гибкость. Для поддержания формы рекомендуем вам заниматься гимнастикой, спортивными танцами, плаванием.

От 7 до 4 очков. Вероятно, в детстве вы обладали гибкостью. Тогда позвольте дать вам один совет: чередуйте силовой спорт (баскетбол, волейбол, гандбол...) с более «мягким», например теннисом, гимнастикой, спортивными танцами, плаванием. Тем самым вы вернете былую форму.

3 и менее очков. Увы, вы не обладаете достаточной гибкостью. И сами ощущаете это в повседневной жизни. Выберите спортивные занятия, которые развивают гибкость и мускулатуру,- гимнастику, спортивные танцы, йогу, плавание. Эти виды спорта хорошо помогут вам и для развития чувства равновесия. Но не перенапрягайтесь, исходите из ваших возможностей. Только терпение и продолжительные тренировки вернут вам гибкость.
^ IV. Прыгучесть
1. Соберите ноги, сделайте мах руками и прыгните с места вперед. Как далеко вы прыгнули?
120 см - 2 очка
160 см - 3
180 см - 4
200 см и более - 5

2. Ноги вместе, встаньте у стены, поднятой над головой правой рукой мелом отмерьте высоту. Потом прыгните вверх и сделайте вторую отметку. На сколько выше первой отметки вы прыгнули?
На 25 см - 1 очко
На 25 - 30 см - 2
На 30 - 40 см - 3
На 40 - 50 см - 4
Более 50 см - 5

Результаты:

От 10 до 6 очков. Вы прыгучи, энергичны. Рекомендуем вам любые виды спорта на открытой площадке: волейбол, баскетбол, плавание, легкую атлетику. Это хорошая тренировка для дыхательного аппарата и сердца. Но не переутомляйтесь!

5 и менее очков. К сожалению, ваши успехи здесь скромны. Займитесь сначала со скакалкой, больше прыгайте, но с собранными ногами, по крайней мере 5 минут в день. Когда вы ходите пешком или бежите, то прыгайте через препятствия, которые встретите на своем пути: поваленные деревья, канавки, садовые скамейки, невысокие ограды. Прыгайте, пытаясь схватить листья деревьев (конечно, не срывая их). Играйте в волейбол или баскетбол. И результаты не замедлят сказаться.
^ V. Ваши мышцы
1. Болят ли у вас мышцы после физических нагрузок?
Всегда - 2 очка
Иногда - 3 Никогда - 4

2. Испытываете ли вы боль в ногах, когда ходите на лыжах, ездите на велосипеде?
Всегда - 2 очка
Иногда - 3
Никогда - 4

3. Ноют ли у вас ноги, когда вы пешком преодолели несколько этажей?
Иногда - 2 очка
Никогда - 3

4. Бывают ли у вас мышечные спазмы?
Часто - 1 очко
Редко или никогда - 2

5. Чувствуете ли вы боль в руках и плечах, когда плаваете или ездите на велосипеде?
Часто - 2 очка
Иногда - 3
Никогда - 4

6. Можете ли вы без затруднений делать что-то с высоко поднятыми руками?
Да - 3 очка
Нет - 0

7. Попробуйте присесть на одной ноге, другую держа прямо, не помогая при этом руками.
Вы успешно выполнили это упражнение - 4 очка
Выполнили его, но потеряли равновесие - 3
Выполнили, помогая себе рукой - 2
Не смогли выполнить - 0

8. Чувствуете ли вы боль в спине спустя 2 - 3 часа после физической нагрузки?
Всегда - 1 очко
Иногда - 2
Никогда - 3

Результаты:

От 27 до 20 очков. Ваши мышцы в хорошем состоянии. Занимайтесь тем видом спорта, который вас больше увлекает. Но не забывайте совершать и пешие переходы по пересеченной местности, походы в горы. Это увеличит силу мышц.

От 19 до 10 очков. Вам нужно еще развивать свои мышцы. Активно занимайтесь с гирями и гантелями, укрепляющими мускулатуру. Побольше играйте в волейбол или баскетбол, выполняйте в большем объеме гимнастические упражнения.
^ 9 и менее очков. Должны признать, что ваша мышечная система развита слабо. Воспользуйтесь летним отпуском и хотя бы два раза в неделю делайте по 30 - 45 минут гимнастические упражнения. Но нагрузки надо увеличивать постепенно, чтобы избежать появления изнуренности и спазм мышц. После отпуска продолжайте занятия еще интенсивнее, но не забывая и минуты отдыха. И побольше плавайте - вода чудесно массирует усталые мышцы и успокаивает вас.

Потребность в движении заложена в самом существе живого организма. Отсутствие физических упражнений тормозит всестороннее развитие человека, ухудшает его состояние и приводит к преждевременному старению. Еще знаменитый врач Древней Греции Гиппократ утверждал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

В Институте геронтологии АМН СССР были проведены интересные опыты на крысах. Одна группа животных была на длительный срок помещена в клетки и ограничена в движениях. Животные второй группы находились в обычных условиях. Через 8-10 месяцев было отмечено, что животные первой группы, находившиеся на ограниченном двигательном режиме, быстро слабели, у них резко снижалась двигательная активность, и они погибали значительно раньше животных второй группы.

Как показали исследования отечественных геронтологов, не только пожилым, но и старым людям очень полезны систематические, дозированные врачом физические упражнения. Под влиянием физических упражнений улучшается течение обменных и окислительно-восстановительных процессов, «Мышечной радостью» назвал академик И. П. Павлов ощущение бодрости, которое он получал после занятий физическим трудом. И. М. Сеченрв отметил, что мышечная работа может «заряжать нервные центры», повышать сопротивляемость организма к различным заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Многочисленные физиологические исследования показали, что в результате регулярной физической тренировки улучшается качественный состав крови, повышается уровень гемоглобина, улучшается защитная (фагоцитарная) функция крови, т. е. повышаются защитно-приспособительные возможности человеческого организма. Французский клиницист XVIII века Тиссо писал: «Движения составляют главный источник здоровья, бездействие есть могила здоровья, движения могут заменить лекарства, между тем, как всевозможные лекарства, вместе взятые, никогда не могут заменить движений».

Под влиянием занятий физическими упражнениями значительно улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы.

Очень часто сердечная мышца пожилого и старого человека, пренебрегавшего мышечным трудом и физкультурой, бывает слабой, она быстро устает при малейшей нагрузке. Если такому человеку приходится увеличить темп движений или хотя бы немного пробежать, у него появляется сильное сердцебиение, ритм сердечной деятельности нарушается, начинается одышка. Даже после наступления покоя сердце еще долго учащенно бьется и медленно возвращается к своему обычному ритму.

Совсем иначе обстоит дело у пожилых людей, регулярно занимающихся физкультурой. При физической нагрузке, например при беге, частота пульса у них увеличивается незначительно, а по окончании бега быстро приходит к норме. Тренированное физкультурой сердце способно к более мощным сокращениям и обладает повышенным запасом сил. Даже больное сердце при воздействии соответствующих упражнений может показывать хорошие результаты, свидетельствующие о восстановлении его функциональной деятельности.

В настоящее время установлено, что регулярная мышечная деятельность у лиц среднего и пожилого возраста препятствует развитию склеротических изменений в сердце и стенках кровеносных сосудов. В них не откладываются жировые вещества и соли извести, не происходит разрастания соединительной ткани.

Чрезвычайно большое значение имеют физические упражнения и для органов дыхания. Как уже отмечалось, при старении наблюдается снижение интенсивности окислительных процессов. Эти процессы могут протекать нормально только при условии, если в ткани непрерывно поставляется кислород и полностью удаляется продукт окисления - углекислота. Снабжение тканей тела достаточным количеством кислорода особенно важно для обмена веществ в пожилом возрасте, когда наиболее уязвимым оказывается процесс внутреннего дыхания, т. е. обмен газами между тканями и кровью.

Во время выполнения физических упражнений усиливаются и учащаются дыхательные движения, растет глубина дыхания. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями повышается подвижность грудной клетки и диафрагмы, дыхательные мышцы становятся более сильными и выносливыми. В процессе занятий нормализуется ритм и амплитуда дыхательных движений, возрастает жизненная емкость легких. Одновременно с возрастанием легочной вентиляции улучшается и функция обмена газов в легких: повышается насыщение крови кислородом, а также и выделение углекислоты.

Положительное действие физических упражнений проявляется и в укреплении опорно-двигательного аппарата, который непосредственно осуществляет функцию движения. При этом улучшается кровоснабжение костей и мышц и повышается их питание. В результате регулярных физических нагрузок мышечная система развивается и укрепляется, ее работоспособность повышается, движения в суставах осуществляются свободнее, с большим объемом.

Благотворное влияние оказывают физические упражнения на деятельность желудочно-кишечного тракта: улучшается переваривание пищи, стимулируется двигательная функция желудка и кишечника, которая часто бывает снижена у людей во второй половине жизни. Усиливая кровообращение в брюшной полости, физическая дозированная тренировка способствует устранению застойных явлений.

Часто спрашивают: можно ли начинать заниматься физкультурой в пожилом возрасте? Нужно ли продолжать гимнастику в старости? Здесь не может быть двух мнений. Можно и должно! Физическая культура полезна всем, с первого года жизни и до самой глубокой старости. Постоянными, регулярными упражнениями даже в пожилом возрасте можно достигнуть обратимости некоторых процессов старения, например приостановить развитие возрастных изменений в сердечнососудистой системе, устранить или по крайней мере задержать атрофические процессы в мышцах, улучшить осанку, повысить общий жизненный тонус. «Занятия спортом являются моим самым грозным оружием в борьбе с приближающейся старостью и ее непременным спутником - физическим одряхлением», - говорит народный артист СССР И. В. Ильинский.

Рациональный двигательный режим лиц среднего и пожилого возраста включает утреннюю гигиеническую гимнастику, дозированную ходьбу, физические упражнения в процессе трудовой деятельности и занятия некоторыми видами спорта (лыжи, коньки, плавание и др.).

Как правило, в стареющем организме ухудшается согласованность движений, человек медленнее приспосабливается к новой обстановке, к каждому новому требованию. Эта особенность, свойственная пожилым людям, проявляется не только при выполнении физических упражнений, но и в повседневной жизни, в общении с окружающими. И. П. Павлов объяснял эту особенность «уменьшением подвижности нервных процессов», которое он считал характерным для старости. С этой же самой причиной связаны и затруднения, испытываемые пожилыми людьми при выборе физических упражнений. Поэтому надо подбирать такие комплексы упражнений, которые сгладили бы недостатки, свойственные пожилым людям, Особенно настойчиво следует бороться с надвигающейся с возрастом угловатостью, «робостью» движений, плохой осанкой, походкой мелкими, семенящими шажками. Гимнастические упражнения для пожилых людей должны быть плавными, мягкими. Маховые движения руками и ногами, упражнения с подниманием рук высоко над головой желательно производить нерезко, в среднем темпе. Вместе с тем пожилым людям нельзя рекомендовать упражнения, требующие резкого напряжения, с наклонами туловища вниз головой, со сгибанием тела в быстром темпе.

Упражнения надо начинать с простых и постепенно переходить к более сложным, вовлекая в работу последовательно все группы мышц.

Большое значение имеет также использование физических упражнений в условиях воздействия естественных сил природы. Особую ценность для лиц пожилого возраста приобретают прогулки - естественный вид движений, благотворно сказывающийся на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Прогулки рекомендуется совершать два раза в день (утром и вечером). Маршруты прогулок желательно менять, чтобы не делать их однообразными, а, напротив, получать каждый раз новые впечатления. Темп шагов должен быть умеренным (80-100 шагов в минуту). Начинать занятия дозированной ходьбой следует с небольшой дистанции (2-3 км), постепенно увеличивая их протяженность. Основное внимание при ходьбе необходимо обращать на дыхание. Следует выработать навык спокойного глубокого дыхания с полным выдохом.

Очень хорошо высказался о пользе ходьбы Жан-Жак Руссо: «Ходьба до известной степени оживляет и воодушевляет мои мысли; оставаясь в покое, я почти не могу думать, необходимо, чтобы мое тело находилось в движении и тогда ум тоже начинает двигаться».

Никакие лекарства не успокаивакЛ так быстро уставший от умственной работы мозг, как вечерние пешие прогулки. Недаром существует народная поговорка: «Пешком ходить -долго жить». Очень успокаивают нервную систему прогулки за город.

Не существует больших возрастных ограничений для занятий велосипедным спортом. Правда, овладеть этим видом спорта на старости лет довольно трудно, хотя известны и отдельные примеры, когда люди в пожилом возрасте начинали заниматься велосипедом. Например, Л. Н. Толстой впервые стал ездить на велосипеде на седьмом десятилетии своей жизни. Продолжать ранее начатые занятия велосипедным спортом можно до глубокой старости.

В любом возрасте доступны и приносят большую пользу лыжный и конькобежный спорт. Они укрепляют мускулатуру, повышают обмен веществ в организме. Обязательным условием для занятий этими видами спорта является соблюдение умеренного темпа движений и систематическое их чередование с кратковременным отдыхом.

Для людей старшего возраста полезны также такие виды активного отдыха, как охота, рыбная ловля, туризм. Возникающие при этом положительные эмоции, пребывание на свежем воздухе, переключение интересов оказывают положительное влияние на организм.

Оценивая благотворное влияние каждого из средств двигательной активности, следует подчеркнуть, что наибольший эффект достигается применением всего комплекса этих средств. Поэтому в режиме деятельности и отдыха каждого пожилого человека должны найти место все перечисленные формы использования физической культуры как средства активного отдыха, повышения работоспособности, укрепления здоровья и предупреждения преждевременной старости.

Ключевые слова: пожилые люди, функциональные возможности, гипертоническая болезнь, лечебная физическая культура.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы сохранения и укрепления здоровья, рационального образа жизни, повышение функциональных возможностей лиц пожилого и старческого возраста с гипертонической болезнью.

Physical activity in the elderly and senile age: Myth or Reality?

Anopchenko A. S., Assistant of the Department of polyclinic therapy; Dr. Agranovich N. V., MD, Professor, Head of polyclinic therapy; Knyshova S. A., PhD, Assistant Professor of polyclinic therapy. Stavropol State Medical University, Stavropol. Agranovich V. О., Chief doctor,

Stavropol regional center of physiotherapy and sports medicine. Pilipovich L. A., therapists, Clinical Polyclinic number 1, Stavropol.

Keywords: elderly people, functional capabilities, hypertension, therapeutic physical culture.

Abstract. The article deals with the problem of preserving and enhancing the health, lifestyle management, enhancing the functionality of elderly and senile age with hypertension.

Актуальность

Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т. д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др. .

Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирования любого живого организма. Регулярная физическая активность позволяет людям не только предотвратить развитие многих хронических заболеваний, снизить частоту обострений уже имеющихся хронических заболеваний, но также сохранить на должном уровне физическую форму, т. е. гибкость и подвижность суставов, эластичность мышц, а значит, способность сохранять равновесие и двигаться . Одним из эффективных способов немедикаментозного поддержания здоровья, сохранения активности, а также важным элементом лечения заболеваний является лечебная физкультура (ЛФК) . ЛФК - самостоятельная научная дисциплина, использующая для лечения и профилактики различных заболеваний средства физической культуры . Занятия ЛФК у пожилых пациентов должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. ЛФК назначается только врачом и проводится строго по его назначению обычно в учреждениях здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях и т. д. .

Лечебная физкультура является эффективным средством профилактики, лечения, реабилитации, а также поддержания уровня работоспособности людей с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, нормального функционирования всех систем организма и предупреждения гиподинамии .

Мобильность является фундаментальным понятием в концепции активного долголетия, так как она непосредственно определяет статус здоровья и качества жизни. Благодаря сохранению мобильности пожилые люди сохраняют способность быть во многом самостоятельными, сводя степень зависимости от других людей к минимуму . Однако, в действительности, данная категория лиц забывает о необходимости поддержания своей физической активности. Лишь 15 % пожилых людей регулярно поддерживают своё здоровье, занимаясь лечебной физкультурой в группах здоровья или выполняя физическую зарядку дома. Но этот процент ещё меньше у пожилых, имеющих какие-либо хронические соматические заболевания. Вместе с тем, давнее и широкое применение ЛФК в системе здравоохранения доказало и ещё раз подчеркивает важную роль физической культуры в процессе оздоровления населения .

Цель исследования

Выявить причины, способствующие или мешающие желанию заниматься лечебной физической культурой в пожилом и старческом возрасте; провести сравнительный анализ самооценки состояния своего здоровья пожилыми людьми занимающихся и не занимающихся физической культурой; изучить состояние санитарно-гигиенической грамотности пожилых людей по вопросам здорового образа жизни и его необходимости.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе кафедры поликлинической терапии Ставропольского государственного медицинского университета и Краевого центра лечебной физкультуры и спортивной медицины (КЦЛФ и СМ) г. Ставрополя. Объект исследования - пожилые пациенты городских поликлиник № 1 и № 2, консультативно-диагностической поликлиники г. Ставрополя и КЦЛФ и СМ, проходившие обследование и/или лечение в перечисленных учреждениях.

Для анализа самооценки состояния здоровья пожилых людей применялся «Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)».

Было проанкетировано 220 человек. Среди них люди пожилого возраста (6074 года) - 59,6 % (131 чел.), старческого (75-89 лет) - 38,6 % (85 чел.) и долгожители (старше 90 лет) - 1,8 % (4 чел.). Среди всех обследованных пациентов различными видами физических нагрузок занимались лишь 28,2 % (62 чел.).

Наиболее распространенными физическими нагрузками, выполняемыми людьми пожилого и старческого возраста являлись: «длительные (2-3 часа) прогулки на свежем воздухе» - 56,2 %, «легкая зарядка» - 42,5 %, «физический труд по дому» - 21,8 %, «занятия в группах здоровья, спортивных секциях и др.» - 18,3 %.

Статистическая обработка данных осуществлена на основе комплекса современных методов автоматизированного хранения и обработки информации на персональных компьютерах с использованием пакета прикладных программ «Автоматизированная обработка экспериментальной медицинской информации (ППП «СОМИ») и других.

Сравнительный анализ полученных данных проводился с использованием пакета программ «SPSS Statistics 21.0». Для оценки динамики показателей внутри групп использовался t-критерий Стьюдента. Критерием статистической достоверности получаемых выводов считали общепринятую в медицине величину р < 0,05.

Результаты исследования и обсуждение

В начале исследования был произведен анализ амбулаторных карт пациентов. Было выявлено, что ведущими причинами заболеваемости у обследованных лиц пожилого и старческого возраста являются: заболевания сердечно-сосудистой системы (62,1 %), заболевания опорно-двигательного аппарата (49,3 %), заболевания бронхо-легочной системы (28,3 %), заболевания желудочно-кишечного тракта (28,3 %) и мочевыделительной системы (23,7 %), заболевания эндокринной системы (22,3 %). (Рис. 1).

Во время проведения анкетирования была выделена группа лиц пожилого и старческого возраста, которая занимается в группе здоровья «Академия здорового образа жизни Василия Скакуна» - 71 чел. Из них регулярно посещают занятия 9,1 %, посещают часто, но не постоянно - 75,3 %, иногда посещают - 15,6 %. 36 человек данной группы имели в анамнезе заболевание сердечно-сосудистой системы - гипертоническую болезнь.

Всем пациентам было предложено указать причины, способствующие или мешающие заниматься физическими нагрузками. Группа лиц пожилого и старческого возраста, занимающиеся в группе здоровья «Академии здорового образа жизни Василия Скакуна» указала, что причины, способствовавшие им к занятиям физической культурой, были следующими: «желание поддерживать физическую активность» (23,9 %), «направление врача ЛФК» (5,6 %), «наличие места (группы, секции) для занятий пожилых людей» (10 %), «наличие партнеров или друзей для совместных занятий» (5,6 %),«наличие энергии (сил)» (15,5 %), «свободное время» (2,8 %), «желание улучшить здоровье и уменьшить проявления заболевания» (36,6 %) (Рис. 2).

Остальные пациенты указали причины, мешающие им заниматься: «наличие заболеваний, влияющих на общее самочувствие» (23,7 %), «боязнь травм и падений» (19 %), «отсутствие энергии (сил)» (15,3 %), «отсутствие мотивации» (11 %), «отсутствие времени» (6,8 %), «отсутствие партнеров или друзей для совместных занятий» (10,5 %), «отсутствие места (группы, секции) для занятий пожилых людей» (13,7 %) (Рис. 3).

По данным, полученным с помощью теста дифференциальной самооценки САН, было показано, что у пациентов, занимающихся в «Академии здорового образа жизни Василия Скакуна» показатели, отражающие активность и самочувствие выше, чем у остальных пациентов. Уровень настроения в обеих группах был сопоставим и оценен как нормальный. (Табл. 1.).

Необходимо отметить, что у пожилых людей страдающих гипертонической болезнью и занимающихся в группе здоровья показатели самооценки своего здоровья существенно не отличались от показателей группы в целом. У пациентов, регулярно занимающихся физическими нагрузками, они были значительно выше, чем у тех, кто занимался не регулярно (Табл. 2.). Кроме того, эти пациенты отметили снижение частоты гипертонических кризов и стабильное снижение уровня артериального давления в среднем на 20-25 мм рт. ст.

Рис. 1. Ведущие причины заболеваемости респондентов.


1–желание поддерживать физическую активность;

3–наличие места (группы, секции) для занятий пожилых людей;

4–наличие партнеров или друзей для совместных занятий;

5–наличие энергии (сил);

6–свободное время;

7–желание улучшить здоровье и уменьшить проявления заболевания.

Рис. 2. Причины, способствующие заниматься ЛФК.


1–наличие заболеваний, влияющих на общее самочувствие;

2–боязнь травм и падений;

3–отсутствие энергии (сил);

4–отсутствие мотивации;

5–отсутствие времени;

6–отсутствие партнеров или друзей для совместных занятий;

7–отсутствие места (группы, секции) для занятий пожилых людей.

Рис. 3. Причины, мешающие заниматься ЛФК.

Данный факт ещё раз убедительно доказывает, что регулярные занятия физической нагрузкой с учетом возрастных и физиологических особенностей организма, под строгим медицинским контролем обеспечивает наибольшую эффективность в сохранении здоровья, повышении качества жизни и продлении активного долголетия пожилых людей.

Таблица 1

Самооценка состояния своего здоровья по тесту «Дифференциальной самооценки функционального состояния» (САН) (в баллах)

Таблица 2

Самооценка состояния своего здоровья у пациентов, страдающих гипертонической болезнью регулярно и не регулярно занимающихся в группах здоровья по тесту «Дифференциальной самооценки функционального состояния» (САН) (в баллах)

Все респонденты, занимающиеся в «Академии здорового образа жизни Василия Скакуна»

Пациенты, страдающие гипертонической болезнью регулярно занимающиеся в «Академии здорового образа жизни Василия Скакуна»

Пациенты, страдающие гипертонической болезнью не регулярно занимающиеся в «Академии здорового образа жизни Василия Скакуна»

Самочувствие (С)

Активность (А)

Настроение (Н)

Выводы

Проведенное нами исследование показывает необходимость ломки неверных стереотипов у пожилых людей, сложившиеся за многие годы, которые не считают, важным поддерживать физическую активность путём занятий ЛФК и активно формировать навыки здорового образа жизни в любом возрасте, что, безусловно, способствует продлению их активного долголетия. Заниматься ЛФК в пожилом и старческом возрасте не только возможно, но и необходимо для сохранения и укрепления своего здоровья, повышения адаптационных возможностей всего организма, а также улучшения психоэмоционального состояния человека.

Для осуществления этой программы необходимо проводить пропаганду среди пожилого населения с целью осознанного формирования навыков здорового образа жизни, развивать сеть групп здоровья, секций лечебной физкультуры в городах и сельских поселениях, осуществлять индивидуальный подход к каждому пациенту при составлении комплексов упражнений ЛФК с учетом возраста и имеющийся соматической патологии. Проведение занятий должно осуществляться под контролем специалистов, что требует увеличения количества врачей лечебной физкультуры, которые будут осуществлять врачебный контроль данной группы пациентов.

Литература

  1. Агранович Н. В., Анопченко А. С., Агранович В. О., Еремин И. В. Лечебная физкультура в продлении активного долголетия пожилых людей с различной соматической патологией (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 2 - С. 185-186.
  2. Агранович Н. В., Анопченко А. С., Александрова О. А., Мацукатова В. С. Лечебная физическая культура и ее влияние на лиц пожилого и старческого возраста с патологией сердечно-сосудистой системы // Актуальные проблемы и достижения в медицине. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Самара, 2015. С. 52-55.
  3. Агранович Н. В., Анопченко А. С., Кнышова С. А., Пилипович Л. А. Организация и проведение групп здоровья для лиц пожилого и старческого возраста - важный элемент, способствующий продлению активного долголетия // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 750.
  4. Васильева В. Е. Лечебная физическая культура. М.: Физкультура и спорт, 1970. 367 с.
  5. Евсеева О. Э., Ладыгина Е. Б., Антонова А. В. Адаптивная физическая культура в геронтологии: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2010. 164 с.
  6. Качан Е. Ю., Терехина Р. Н., Винер-Усманова И. А., Трофимова С. В. Роль умеренной физической активности в пожилом возрасте: медико-социальные аспекты занятия финской ходьбой с палками/ Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 1 (95). С. 68-71.
  7. Клюжнова И. А., Перепелова О. В. Лечебная физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 349 с.
  8. Лечебная физкультура, оздоровительная физкультура, ЛФК, реабилитация [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.citiklinik.ru/fizcultutra/ . (Дата обращения: 11.09.2015).
просмотров