План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Письмо строчной буквы «ж. Написание буквы «ж ХIV. Дополнительный материал

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Письмо строчной буквы «ж. Написание буквы «ж ХIV. Дополнительный материал

Ключевые слова: алгоритм написания, буква «ж», универсальные учебные действия, работа в парах, рефлексия.

Тема урока: Письмо строчной буквы «ж»

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

1. предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы «ж»; учить писать слоги, слова, предложение с буквой «ж»; закреплять письмо изученных букв.

2. метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.

3. личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение работать в парах.

Оборудование: мультимедиа, нарисованное дерево, вырезанные из бумаги вишенки для работы в паре, ребус «жук», голубые листочки, условное обозначение: «Работа в паре», закладки для учеников «Солнышко».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Письмо строчной буквы «ж»

Сценарий урока письма для 1 класса

Ключевые слова: алгоритм написания, буква «ж», универсальные учебные действия, работа в парах, рефлексия.

Тема урока: Письмо строчной буквы «ж»

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

1. предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы «ж»; учить писать слоги, слова, предложение с буквой «ж»; закреплять письмо изученных букв.

2. метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.

3 . личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение работать в парах.

Оборудование: мультимедиа, нарисованное дерево, вырезанные из бумаги вишенки для работы в паре, ребус «жук», голубые листочки, условное обозначение: «Работа в паре», закладки для учеников «Солнышко».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Послушайте и отгадайте загадку.

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках…

Ученики: Жираф (СЛАЙД 2)

Учитель: Какой звук слышится в начале слова жираф? Дайте характеристику этому звуку.

Ученики: Согласный, твёрдый, парный.

Учитель: Придумайте слова, в которых слышится звук [ж].

Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [ж]?

Ученики: Буквой « ж». (СЛАЙД 3)

III. Формулирование темы. Постановка цели урока.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ученики: Строчная буква «ж».

Учитель показывает строчную букву ж.

Учитель: Какова цель урока?

Ученики: Научиться писать строчную букву «ж», слова с этой буквой.

IV. Открытие новых знаний.

Учитель: Посмотрите внимательно на букву. Из каких элементов она состоит? Ученики: Закруглений, прямых наклонных.

Учитель: Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили алгоритм написания строчной буквы «ж»?

К доске выходит ученица и пробует объяснить алгоритм написания строчной буквы» «ж».

Учитель: Послушайте алгоритм написания строчной буквы «ж»:

1. Ставим ручку чуть ниже рабочей строки, пишем закругление влево;

2. Пишем прямую наклонную вверх, прямую наклонную вниз, прямую наклонную вверх;

3. Пишем закругление вправо.

Последовательность выполнения работы учениками:

1. Письмо строчной буквы «ж» воздухе.

2. Повторение правил, которые нужно вспомнить при письме (спинку держим прямо, ручку держим правильно, листок тетради располагаем наискось).

3. Письмо строчной буквы «ж» по алгоритму в Прописи - с. 24 (сначала с учителем).

Ученики открывают тетради по закладкам. У каждого ученика в тетради лежит закладка «Солнышко».

4. Работа в парах.

Учитель показывает условное обозначение: значок «вишенки».

Учитель: Что это за условное обозначение?

Ученики: Работа в паре.

Учитель: Давайте покажем гостям, как вы научились писать строчную букву «ж».

Ученики по очереди пишут фломастером строчную букву «ж» на вишенках и «одевают» дерево. Рисунок 1

Рис. 1

V. Физкультминутка для глаз «Бабочка»

VI. Работа над новым материалом.

1. На доске буквы: а у ж и (СЛАЙД 4)

Учитель: На какие группы можно разделить эти буквы?

Ученики: Гласные и согласные.

Учитель показывает на экране схему: (СЛАЙД 5)

ж у

Учитель: Согласная буква «ж» дружит с гласными буквами. В результате этой дружбы образуются слоги. Давайте их прочитаем.

2. Чтение слогов. (СЛАЙД 6)

А жа

Ж у жу

Жи

3. Игра «Доскажи словечко»

У читель: Давайте с этими слогами поиграем в игру: «Доскажи словечко»

  • ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у … (ежа) (СЛАЙД 7)
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ - с Петей, Васей я … (дружу) (СЛАЙД 8)
  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – очень острые …(ножи) (СЛАЙД 9)

Учитель: Посмотрите внимательно на слоги. Как вы думаете, как на письме будет соединяться строчная буква «ж» с гласными буквами: а, у, и?

Ученики: При помощи прямой соединительной линии.

  1. Письмо слогов.

Учитель: Давайте запишем слоги в тетради. Что нужно произносить, когда мы пишем слоги и слова?

Ученики: Звуки.

Ученики по очереди выходят и записывают слоги на доске, остальные – работают в тетради самостоятельно.

Учитель: Для чего мы учились писать строчную букву «ж»?

Ученики: Чтобы научиться писать слова с этой буквой.

VII. Физкультминутка.

Учитель: Если вы в слове услышите звук [ж], то нужно присесть, а если не услышите, то нужно подпрыгнуть на месте. (Слова: вареник, ёжик, ведро, жук, ворона, журавли, вертолёт , жизнь).

5. Работа в парах (СЛАЙД 10)

  • ЛУК Л - Ж

Учитель: Отгадайте, какое слово зашифровано в этом ребусе?

Ученики: Жук

Учитель: Сколько звуков в слове жук?

Ученики: 3

Учитель: Давайте проверим.

Ученики вместе с учителем произносят звуки, загибая пальчики.

Учитель: Запишите слово на голубом листочке. Поменяйтесь листочками. Проверьте работу своего соседа по парте. Нарисуйте на листочке звёздочку, если работа выполнена правильно.

  1. Письмо слов и предложений. (СЛАЙД 11)

На экране: в, Дашу, жук, ужалил, руку

Учитель: Прочитайте слова. Подумайте и скажите, пожалуйста, это предложение?

Ученики: Нет.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы у нас получилось предложение?

Ученики: Переставить местами слова по смыслу. (СЛАЙД 12)

Учитель: Давайте запишем предложение. Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение?

Ученики: Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку. Когда пишем слова, произносим звуки.

Один ученик работает у доски.

Учитель: Разделите слова на слоги, подчеркните слоги дугой. Поставьте в словах ударение.

VIII. Закрепление пройденного.

  1. Индивидуальная работа. Игра «Собери слова»

Учитель: Давайте поиграем в игру: «Собери слова». Слова нужно записать в Прописи. (СЛАЙД 13 - 20)

Цель занятия: изучаем букву Ж, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ж, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ж по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Жёлуди Жаба Жук Жирафы

  1. Скажи, как жужжит жук? (Ж-ж-ж…)
  2. Какой звук есть и в слове ЖУК, и в слове ЛЫЖИ?
  3. В начале, в конце или в середине звук [ж] в слове ЖУК? - ЛЫЖИ? - ЖАРКО? - ДРУЖОК?

Когда мы произносим звук [ж], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ЖЖЖ. И язык, и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ж].

  • Гласный или согласный звук [ж]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?

Задание: печатная буква Ж для дошкольников

Рассмотри букву Ж. Нашили букву Ж в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот).

Вяжет мама длинный шарф.
Потому что сын … (жираф).

Лейся, дождь, веселей.
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по … (лужам).

И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по … (животикам).

Сказка про букву Ж

Жадная Жаба

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:

Надо бы нам крышу покрасить.
- Покрасить можно,- говорит осторожный Уж.
- Только какой краской?
- Желтой,- важно сказал Жук.
- Но у нас нет желтой краски.
- Ну, тогда оранжевой!
- И оранжевой тоже нет.
- Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
- Не дам! - отвечает Жаба.
- Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
- Нет у меня никакого джема!
- Ах ты ж-жадина! - рассердился Шмель, да как ужалит Жабу.

Жаба с перепугу - прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

Загадки для детей на букву Ж

Гнездо свое он в поле вьет.
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит.
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь) 

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)

Яичко в чашечке
С дерева свалилось
И не разбилось.
(Желудь)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями
- Листьями деревьев.
(Жираф)

Чёрен, а не ворон.
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук)

Шесть ног без копыт.
Летит - жужжит,
Упадет - землю роет.
(Жук)

Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук Ж твержу.
(Жук)

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек.
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)

Пословицы и поговорки на букву Ж

Живи для людей, поживут люди и для тебя.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Ему скажи, да укажи, да в рот положи.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь - не сложишь.

Веселые стихи про букву Ж для детей

Жук жужжит:
- Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
- Это желудь! Ты не прав,
- Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук,
- Говорит жирафу жук.
(Г. Сапгир)

Песенка жука Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Я жук, я жук,
Я тут живу.
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу,
Всю жизнь жужжу:
Ж-ж-ж-ж.
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
(Г. Виеру)

Жук-жучок отвечал урок.
Вместо слов «ручей журчит»
Написал «жучей жужжит».
(Г. Виеру)

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
(С. Маршак) 

Желудь и дуб
С ветки на землю шлепнулся желудь,
Желудь созревший, желудь тяжелый.
Он от испуга плачет и плачет
И желудиных слезок не прячет.
- Что же мне делать, дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка, я же твой сын!
- Что тебе делать?
В землю зарыться, чтобы к весне
В дубок превратиться.
(Лейла Эрадзе)

Вот почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж.
(Л. Кондратенко)

Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
(С. Маршак)

Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву -
И не всегда досыта…
Мне очень нравится жираф,
Хотя боюсь, что он не прав!
(Б. Заходер)

Еж с ежиком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма.
(Е. Сирота)

Жонглера пожалел обжора:
«Жаль, ужинать ему нескоро.
Тарелок много, много блюд,
Но в них жаркого не дают».
(Б. Берестов)

Белая лужайка,
Теплая фуфайка.
Я на лыжах побегу -
Ты меня поймай-ка.
(3. Александрова)

Журавленок желудь взял,
Бросил желудь и поймал.
Он, наверно, очень скоро
Будет цирковым жонглером.
(А. Пудваль)

Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса.
Она ужалила в живот.
Ужу ужасно больно,
Вот.
А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же, думается мне,
Вам лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
(Р. Муха)

Жеребенок видит ясно:
Желтый свет! Идти опасно!
(Б. Тимофеев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.


Буква Ж - восьмая буква русского алфавита. Обозначает согласный звонкий звук, всегда твёрдый [Ж].

Слова, начинающиеся на букву Ж : жаба, журавль, жаворонок, жадина, жало, жидкость, жулик, жёлудь, живот, Жора, жираф, животное, жук, жилетка, жена, женщина, желание, железо, журнал, жвачка, Женева, жизнь,

Буква Ж в середине слова : обжора, предложение, кожа, сажа, мороженое, книжка, ложка, ножницы, ножик, кружка, ужин, лужа, мужчина, вельможа, ложа, дождь, пироженое, кружева,

Буква Ж в конце слова : морж, ёж, нож, муж, этаж, километраж,


Как писать букву Ж? ()
Это - Ж,
А это - К,
Целый жук
И полжука.

Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.


Знакомство с буквой Ж - артикуляция звука ()
- губки округлены и слегка вытянуты вперёд
- широкий язычок наверху и образует "чашечку"
- тёплая воздушная струя по центру язычка
- горлышко "работает"

Загадки с буквой Ж ()
Целый час жужжит уже
На цветочке буква...

Жираф - высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву...

Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит "ы".

Стихотворения про букву Ж ()
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
А однажды жук-жучок
Отвечал весной урок.
Вместо слов "ручей журит"
Написал "ручей жужжит".

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

Посмотри-ка на снежинки:
В каждой - Ж посерединке!

Букву Ж считают жадной,
Ж не делится совсем!
Жадным быть нельзя, не надо!
Ведь у жадных нет друзей!

Жизнь, жвачка, слово ждать,

Ж вам тоже надо знать,

Женя, Жанна, лужа,

С - ж, зимою стужа.

Скороговорки ()
Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужжелица,
Жужжит, кружится.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Уже ужи в луже.

Встретил в чаще ёж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

У ежа - ежата,
У ужа - ужата,
У чижа - чижата,
У жука - жучата.

Жук жужжит - он встать не может,
Ждёт он, кто ж ему поможет.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.

Жук с жужжихой не тужили,
Крепко с буквой Ж дружили.
Буква Ж к ним приходила,
Их жучат жужжать учила.

Чистоговорки ()
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи - под кустом сидят ежи.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.


Изображение буквы Ж и слова на букву Ж (здесь)

Слова со звёздочкой назвать во множественном числе.






Сказки про букву Ж ()

— Я поймал букву Ж, — мальчик показал маме жука.

— Он похож на букву Ж и жужжит, как Ж, – согласилась мама.

— Ж-ж-ж-ж, отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

— Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

— В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.

Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

— Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.

— Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm

********************************************************************************************


Давай вспомним, мой дорогой и любимый, где и какие буквы у нас живут? На самом верху, где всё видно и слышно, живёт самая главная буква «А». Этажом ниже проживает буква «Б», потом буква «В», буква «Г», буква «Д» и ниже две сестрички буквы «Е» и «Ё», про которых мы недавно прочитали историю.

А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж».

Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили:

– Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж-жужж-ж-жим!

– Не буду я жужжать! – отвечала буква «Ж», – Я же не жук! Поймите!

– Да? – удивлялись жуки, – Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж-жа…

И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж.

Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то.

– Ой-ой-ой! – закричала буква «Ж» и открыла глаза. – Ой! – и тут же закрыла их снова.

Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела.

Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза.

– Ух! – они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук.

– Ой-ой-ой! Отпустите меня! – закричала наша буква.

Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж».

– Не вкусная! Чив-чив! – сказал птенчик.

– Конечно, я не вкусная! – заявила буква «Ж», – потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука.

И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть.

– Ой, птичка, миленькая! – сказала буква «Ж», – помоги же мне пож-ж-жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки».

– Уки? – удивилась птичка. – Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная.

Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно.

Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку – букву «Ж».

Тема. «Письмо строчной буквы ж».

Цели . Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм написания буквы ж , учить умению точно воспроизводить образец, научить проговаривать написание буквы; формировать навыки безошибочного написания сочетания жи в словах.

Учебные материалы. «Чудо-пропись» (под ред. В.А. Илюхиной); карточки со словами: прямая наклонная линия , качалочка , крючковая линия , секретик ; изображение жука; игрушка – жук; рисунки с изображениями животных; таблица слогов; материал для рефлексии урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель читает отрывок из сказки:

Учитель. А листок все плыл да плыл по прямой наклонной линии , и вот Дюймовочка попала за границу. Мимо качалочкой летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за талию и унес на дерево. Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, похожий на крючковую линию , покормил ее сладким цветочным соком с секретиком и сказал: «Здесь я жжж иву, это мое жжж илище. Будьте моей жжж еной, это мое жжж елание!»

Потом к ним пришли другие жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног и говорили: «У нее только две ножжж ки! Жжж алко смотреть! Как ужжж асно!»

Дюймовочка не понравилась жукам, хотя была премиленькая. И майский жук сказал: «Увы, нам нужжж но расстаться, очень жжж аль, жжж елаю удачи!»

Отрывок из какой сказки я прочитала?

Дети. Дюймовочка.

Д. Ханс Кристиан Андерсен.

У. Какие элементы письма вы услышали в отрывке?

Учитель вывешивает понятия на доску. Несколько учеников по одному выходят к доске, проговаривают и записывают данные элементы письма. Остальные работают в тетради на местах.

1. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаемся по наклонной линии вниз до нижней линеечки рабочей строки.

2. Пишем прямую наклонную линию, чуть-чуть (на 1/10 от высоты строки) не дописываем до нижней линеечки рабочей строки и начинаем плавно разворачивать ручку на строке, не заостряя и не протягивая по строке.

3. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», не отрывая ручки, и поднимаемся по крючковой линии до середины рабочей строки.

4. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», поднимаемся по крючковой линии до середины строки, не отрывая руки, и по направлению к верхней линеечке рабочей строки строго параллельно уже написанной прямой наклонной линии (или первой, левой, наклонной линии) пишем «секретик».

Дети прописывают эти элементы до конца строчки.

III. Сообщение темы урока

У. Вернемся к отрывку. Кого встретила Дюймовочка?

Д. Жука.

У. К нам в гости тоже пришел жук и принес свою фотографию.

Учитель достает игрушку и открывает изображение этого жука.

– Вспомните, какой звук любил произносить жук?

Д. Звук [ж].

У. Какие слова с этим звуком вы запомнили из рассказа?

Д. Жилище, жена, желание, ножки, жалко, ужасно, жаль, желаю (удачи ), нужно.

У. Догадались, какую букву мы будем сегодня учиться писать?

Д. Букву ж .

У. Обоснуйте свой ответ.

Д. В каждом слове встречается звук [ж], на уроке обучения грамоте мы познакомились со звуком [ж].

У. Сформулируйте тему урока.

Д. Письмо строчной буквы ж .

Учитель открывает тему урока.

Письмо cтрочной буквы Ж

– Для чего нам нужно уметь писать букву ж ?

Д. Чем больше букв мы научимся писать, тем больше слов сможем написать.

– Для развития письменной речи.

– Чтобы быть грамотными.

– Буква ж – одна из букв алфавита.

Важно, чтобы дети приняли эту цель как свою.

IV. Работа по развитию артикуляционного аппарата

Перед детьми – звукоподражательные глаголы.

У. Прочитайте слова, стараясь передать голосом реальные звуки живой природы.

На доске:

мяу кает
кар кает

ква кает
жу жж ит

куку ет
кря кает

– Выберите: что делает жук?

Д. Жужжит.

У. Покажите, как жужжит жук? Почему это происходит?

Д. Некоторые насекомые при полете очень часто машут крыльями, рассекая воздух. Так получается жужжание.

V. Работа над развитием техники чтения. Нахождение изучаемой буквы в словах

У. Жук принес вам в подарок свою любимую букву. Эта буква напечатана у вас в тетради. ­Назовите ее.

Д. Печатная буква ж .

У. Выполните штриховку буквы: мальчики – вертикальную, девочки – горизонтальную.

Во время работы учитель следит за правильностью выполнения работы, дает советы, хвалит.

– У каждого на столе лежит любимое стихотворение жука. Прочитайте его, найдите и обведите простым карандашом все буквы ж .

Дети читают по строчке и называют количество букв ж , встретившихся в словах:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу,
Безобидно я жужжу,
Над ромашками кружу!

– Повтор какого звука использует поэт, чтобы мы услышали жужжание жука?

Д. Жужжание создается повтором звука [ж].

У. В каком слове звук [ж] слышится несколько раз?

Д. В слове жужжу.

VI. Физкультминутка

У. Встаньте. Я показываю рисунки животных, а вы определяете наличие и место звука [ж] в названиях этих животных. Если звук [ж] в начале слова – вы поднимаете руки вверх, если в середине слова – ставите руки на пояс, если в конце слова, то опускаете руки вниз. Если в слове данного звука нет, то вы садитесь на корточки.

Учитель показывает рисунки: уж, жираф, собака, жаба, слон, ежик, морж, лиса.

VII. Работа в прописи (№ 3, с. 24–25)

У. Рассмотрите поэтапное написание строчной буквы ж .

– Из каких элементов она состоит?

Дети перечисляют элементы.

    Поэлементная запись буквы ж ведется учителем на доске, а дети эту работу выполняют на учительской строке в прописи на с. 24:

1. Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.
2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».
3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».
4. По «секрету» – наклонная линия вниз.
5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.
6. С 1/3 «ломаем секрет».
7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины.

    Письмо детьми буквы ж «в воздухе» с проговариванием алгоритма по силуэту жука.

У. Проведите по силуэту жука ручкой линии так, чтобы получилась строчная буква ж .

    Письмо буквы по точкам, а затем самостоятельное написание буквы до конца строчки.

VIII. Самоанализ написанного

У. Найдите самую красивую букву, написанную вами, и обведите ее зеленой ручкой. Какая буква вам не очень понравилась и почему?

Жук тоже трудился вместе с вами. Давайте посмотрим, что у него получилось.

В таблице учащиеся разбирают графические ошибки в написании буквы ж , выбирают правильно написанную букву, подбадривают старания жука.

IХ. Письмо слогов-слияний с буквой ж : жа, жу, жи

Работа в прописи. Письмо слогов с проговариванием. Учитель акцентирует внимание на особенности написания и произношения слога жи.

Х. Письмо слов с буквой ж

Дети читают слова. После прочтения и орфографического разбора слова прописывают рядом с образцом.

В слове журавли ученики отмечают все части букв и их соединений. Соединения в середине отмечают черточкой, а соединения на 1/3 – крестиком. Один ученик отмечает серединки, другой – третьи части на доске, а остальные работают в прописи.

В слове жаворонок дети обозначают все «гнездышки» и «шалашики». Один ученик отмечает «гнездышки», другой – «шалашики», а остальные работают в прописи на местах.

У. Поиграем в игру «Кто больше?». Придумайте слова, в которых звук [ж] был бы в начале слова.

Д. Журнал, жизнь, жасмин, желудь, жилет.

У. В середине слова?

Д. Крыжовник, баклажан, лыжник, этажерка.

У. В конце слова?

Д. Багаж, чиж, нож, персонаж.

Чтение учениками группы слов, близких по смыслу: дружба – дружили – друг.

У. Чем похожи эти слова? Как мы называем такие слова?

Д. Родственные.

У. Запишите слова, выделите в них общую часть.

ХI. Физкультминутка

ХII. Работа с предложениями

У. Что вы видите на доске?

На доске:

| _______ ________ _______ ________ ?

Д. Схему вопросительного предложения.

У. Сколько в нем слов? Какие правила написания предложения вы знаете? Что мы называем предложением?

Ответы детей.

– Прочитайте в прописях вопросительное предложение.

Д. Кому стало жалко жука?

У. Вспомните текст букваря и ответьте на вопрос: кому стало жалко жука?

Д. Жанне стало жалко жука.

У. Запишите вопросительное предложение.

Восстановите деформированное предложение и запишите на свободной линеечке.

Д. Женю укусил в руку жук .

ХIII. Закрепление пройденного материала

Ученики соединяют стрелочкой по порядку все элементы, чтобы получилась буква ж.

Дети собирают из рассыпанных букв слово. (Получаются слова: жало, жара, жаба, лужа .) Слова записывают с комментированием.

ХIV. Дополнительный материал

На доске:

У. Назовите слово с изученной сегодня на уроке буквой.

Д. Желание.

У. Как вы понимаете смысл этого слова?

Ответы детей.

– Составьте из слогов родственные слова.

Д. Желание, желанный, желать, желательно.

У. Вставьте подходящие по смыслу слова:

И … (желанная ) страна
Вот уж издали видна.

(А.С. Пушкин )

Ответы детей.

Все учиться мы … (желаем )
И пятерки получаем.

– Как вы понимаете смысл этого предложения?

Придумайте пожелание нашему гостю.

ХV. Итог урока

У. Назовите тему урока.

Д. Письмо строчной буквы ж .

У. Какова цель урока?

Д. Научиться писать букву ж .

У. Что мы для этого сделали?

Д. Создали алгоритм написания буквы ж .

У. Мы достигли цели?

Д. Да.

У каждого на столе конверт для рефлексии. В нем лежат листики зеленого, желтого и коричневого цветов.

У. Вспомните ключевые слова урока и оцените свою работу. Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе, вам было интересно и в ваших прописях чистота и порядок, то выберите листик зеленого цвета.
Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, волновались, да и в прописи были недочеты, то выберите листик желтого цвета.
Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите листик коричневого цвета.

На доске – три ствола дерева. Учитель поясняет, что на первое дерево дети приклеивают листики зеленого цвета, на второе – листики желтого цвета, а на третье – листики коричневого цвета. Дети наклеивают выбранный листик. В результате получаются три дерева. Делается соответствующий вывод.

– Я рада, что вы работали сегодня с желанием, уверенно, что в ваших прописях чистота. Наш гость тоже доволен, что вы подарили ему такой замечательный дом. Спасибо за работу! Урок окончен.

просмотров