Фольклор в экологическом воспитании дошкольников. Выпускная квалификационная работа «Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора Методика экологического воспитания дошкольников средствами фольклора

Фольклор в экологическом воспитании дошкольников. Выпускная квалификационная работа «Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора Методика экологического воспитания дошкольников средствами фольклора

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский

В настоящее время недостаточно изучены возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников. Однако установлено, что особенно эффективно экологическое воспитание осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации его деятельности в природе.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется система экологического воспитания, охватывающая все возрастные группы – от ясельной до подготовительной.
Разрабатывая эколого-фольлорную технологию в группах ясельного возраста, мы использовали малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки). Погружение в фольклорную среду – необходимый фактор работы с детьми; особенно важно использование фольклора в ранний период детства.
Народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучить его чему-то новому. Жизнь маленьких детей – это, в первую очередь, питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому, начиная работу с малышами, мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, несут в себе элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в разных режимных моментах жизни детей в детском саду.

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор.

Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершённой формой. Значение его огромно. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.

Большое внимание мы обращаем на труд детей в природе. Остановились мы на работе в огороде и цветнике - это самое доступное для детей практическое занятие в природе. Работа на огороде сопровождается чтением потешек, закличек, пением песен. Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнавал животных, их крики, особенности поведения, познавал окружающую его природу. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания младших дошкольников.
Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку.
На прогулках во время наблюдений за явлениями природы мы знакомим детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет», «Птицы сидят, нахохлившись - к дождю», «Облака и тучи быстро движутся - к ясной погоде» и т. д. После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле. Дети любят отгадывать загадки. Загадка - это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего-либо. Мы всегда стараемся подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира о родной природе. «Невидимкой озорной: всё играет он с травой, листья в воздухе кружит и куда-то всё спешит» (ветер); «Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова» (одуванчик). Загадок много. Есть загадки – описание, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с давних времен представляют великолепный учебный материал. Имея запас загадок по разным темам, воспитатель может с их помощью превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие в познание окружающего мира.

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, которой очевидно и привлекательно для детей.

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека

Для экологического воспитания сказка - относительно новое явление; она как бы противоположна природной действительности. В сказке все возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано, ее характеризуют течение и смена закономерных явлений, событий; природа пронизана зависимостями, причинно-следственными связями. Герои сказок часто ведут себя как люди, разговаривают; животные наделены человеческими качествами. Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой,практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей. Именно поэтому специально по содержанию подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдением за живыми объектами в природе. Это обстоятельство хорошо чувствовали маститые детские писатели, на этой основе ими созданы замечательные детские произведения – сказки о природе.

Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, поведение птиц, насекомых. Огонь-царь, Вода-царица, Земля-Матушка, Небо-отец, так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Всё это нашло отражение в народных праздниках. Весёлые, задорные и яркие они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили развлечения, праздники. Хоровод – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Хоровод подчинен ритму и гармонии, он дает удовольствие и радость каждому участнику, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с природой.

Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимно связи с экологией – тема новая, мало изученная, и, несомненно, очень интересная.

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.

Так же наблюдая за птицами напоминаем детям народную поговорку: «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною» Совместно с родителями мы озеленяли и оформляли наш участок. В работе с родителями мы используем все доступные формы, что бы объяснить им важность экологического воспитания детей. Мы проводим беседы, консультации, родительские собрания, где рассказываем о нашей работе с детьми. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Мы считаем, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам.

Перед занятием воспитатели «входили» в фольклорный образ, и занятие, как правило, проходящее в нетрадиционной форме, было удачным, находило эмоциональный отклик у детей. Расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Образный язык устного фольклора помогает нам воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту, своеобразие, неповторимость: желание беречь природу, понимать и любить её.

Цель: Опытным путем доказать роль фольклора в формировании у дошкольников отношения к природе.

В рамках эксперимента я организовала кружок «Вечерки с тетушкой Совой». Где в течение года группа из десяти человек занималась по определенному плану (приложение №1). Занятия в кружке проходили 1 раз в неделю, где я с детьми разучивала заклички, припевки, загадки, народные песни, чтение сказок, которые в последствии применяла в повседневной жизни, в конце месяца совместно с музыкальным руководителем проводились со всей группой детей.

Темы фольклорных занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря, содержанием программы экологического образования. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.

Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы. Одной из привлекательных форм приобщения к фольклору является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм. Фольклорно-экологического занятия опираются на традиционно детский материал - сказки, потешки, заклички, загадки, дразнилки, песни, игры с пением, игры-хороводы и др. Предпочтение отдается фольклорному материалу нашего края. Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру драматизацию. В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т.д.

В народных сказках экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов; описываются национальные культурные традиции и праздники. В работе кружка используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев), потешки, заклички, небылицы. Особое место в музыкально - театрализованных представлениях отводится народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением. (Приложение 3)

Сказанное позволяет обратить внимание на мою позицию: знакомя малышей с экологией, используя фольклор, я с одной стороны, сохраняю колорит народности в передаче сказочного образа, с другой - элементы занимательности. Конечно, я учитываю конкретность восприятия детьми, отсутствие их житейского опыта, понимание каких-либо обобщенных отношений в социальном окружении. В целях взаимодействия детского сада с семьей родители так же были привлечены к разучиванию с детьми заклическ, песен, припевок и т.д. Работу по данной технологии можно проводить в подгрупповой и фронтальной форме, в зависимости от поставленных целей и задач.

Цель: Выявить уровень отношения детей к миру природы после формирующего этапа.

Контрольный эксперимент включал в себя те же методики, которые использовались в констатирующем. На контрольном этапе при диагностировании я получила следующие результаты которые отразились в диаграмме (приложение 2)

Таким образом, можно увидеть, что уровень сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы значительно повысился. Дети, которые имели низкий уровень, повысили его на средний. Дети которые имели средний уровень повысили его на высокий уровень. У детей, которые имели высокий уровень, были сформированы представления о ценности природных объектов и причинно - следственных связей между природными явлениями. Поэтому можно говорить о том, что работа на формирующем эксперименте, благотворно повлияла на результаты детей экспериментальной группы.

В словаре русского языка записано: «Фольклор - устное народное творчество». Ставя перед собой задачу, познакомить детей с русским фольклором, мы стремимся дать детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках; познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами некоторых, доступных обрядов и праздников. Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, нравы и обычаи своего народа, которые возникли в далеком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».

Фольклор - слово английского происхождения. Его буквальный перевод - народная мудрость. Это очень широкое и глубокое понятие. Широкое, потому, что включает в себя очень многое, в том числе и народное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность.

Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часть просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носила земледельческий характер.

Полнейшая зависимость от природы заставила земледельца тщательным образом изучать окружающий мир, примечать даже мельчайшие изменения в природе, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Все эти наблюдения вылились в целый ряд правил, примет, тонких и верных замечаний, пословиц, поговорок, которые о многом могли бы рассказать нам, современным людям.

Знание природы и жизненный опыт вылились в пословицы и поговорки, а непонимание истинных причин многих природных явлений, смены времен года приводило к возникновению многих обрядовых праздников. Так, видя, что приход весны связан с прилетом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения земельных работ, люди обращались с запевками и закличками к птицам с просьбой скорее вернуться в родные края.

Давая основы экологического воспитания, экологической культуры, воспитатели должны знакомить детей с тем, как надо любить и охранять природу, а также знания о разумном использовании природы и ее богатств. Так при заучивании песни « Во поле березка стояла» можно рассказать детям о русских народных инструментах (дудке, гудке, балалайке), показать их. Объяснить детям, что делаются они из дерева и срезаются «три пруточка» и из четвертого делают балалайку, а не губят и не ломают все дерево. То есть мы пришли к выводу: при необходимости использования того или другого фольклорного произведения можно найти такие объяснения для детей, которые дадут возможность включить эту песню, хоровод или закличку в репертуар.

Россия - богатейшая страна в природном отношении, как по красоте природы, так и по изобилию животных и растений, природных ресурсов. Всего было в изобилии, и нашим предкам, наверное, было бы трудно представить себе, что придет такое время, когда в некогда богатейшем природном отношении крае появится Красная книга, в которую будут занесены исчезающие растения и животные. Поэтому, знакомя детей с русским фольклором, воспитатель должен связать это знакомство с вопросами экологического воспитания дошкольников.

Проблема взаимосвязи экологии, детского воспитания и приобщения детей к русскому фольклору - тема новая, мало изученная, но, несомненно, очень интересная. Наряду с этим в детских учреждениях появились новые, чисто экологические по содержанию праздники, такие, как «Новый год около живой елочки», «День Земли», (прил.) «Масленица» и т.п.

Воспитатели увлеченно занимаются ознакомлением детей с русским фольклором, который как мы убедились, тесно связан с природой и природными явлениями, поэтому стараются построить свои фольклорные праздники так, чтобы в них красной нитью проходила тема любви и бережного отношения к природе.

В нашем детском саду проводятся следующие фольклорные праздники: «Осенины», «Пошла коляда», «Масленица», «День Земли». Дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках, узнают много нового и интересного о родной природе, об обычаях и праздниках русского народа, жизнь которого была тесно связана с природой.

В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру природы, но и познавательному развитию. При отборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы.

Доступность содержания детям дошкольного возраста.

Познавательная и нравственная значимость.

Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли - к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнется дождь.

Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовывать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть кому - то из детей удастся самому «открыть» приметы погоды.

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

В дошкольных учреждениях заклички используют, прежде всего, как игровой прием.

Наблюдая за радугой, можно попросить ее напоить землю.

Радуга - дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают».

Уж дождь - дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо.

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно, на благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.

Синички - сестрички,

Тетки - чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята - молодцы,

Воры - воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Таким образом, рассматривая, основные направления методического обеспечения экологического воспитания мы отмечаем, что природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Общепризнано, что убеждения человека формируются с детства. Поэтому одна из главных задач, стоящая перед педагогом, - воспитывать любовь к Родине, родному краю, а значит, и бережное отношение к природе.

А также, на данном этапе реализации экологических программ учитываются современные требования к воспитательной - образовательной работе в ДОУ, одним из путей повышения эффективности является использование разнообразных форм и методов.

Педагоги постоянно привлекают детей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны. И только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Когда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.

В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи: на базе Государственного Образовательного Учреждения детского сада №1230, города Москвы Северного Административного Округа. ГОУ №1230 существует с 1981года. На данный момент учреждение имеет статус ГОУ детский сад (компенсирующего вида) для детей с нарушением ОДА.

В качестве основной (экспериментальной) группы выступили дети подготовительной группы 6 лет - (всего 10 человек). Для проверки практической эффективности занятий проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа, также из 10 дошкольников старшей группы.

Таблица 1

Характеристика состава испытуемых дошкольников подготовительной группы (экспериментальная группа)

Фамилия имя ребенка

Интерес к природе

Природоведческая направленность

Примечания

Климов Андрей

наблюдается

Любит проводить опыты (с водой, песком, глиной и т.д.)

Кочегаров Никита

Интересуется дополнительными сведениями о природе

Кудрявцев Илья

Любит рисовать водных животных

Модеенков Степан

наблюдается

Морозов Артем

Успенский Дима

наблюдается редко

Инвалид 1 группы

Хритов Андрей

наблюдается

Интересуется красноухими черепахами

Цапаликов Леня

Имеет домашних животных (собаку)

Марку Илья

Увлекается научно-поп. программами о животных

Еременко Лиза

наблюдается

Результаты по выявлению познавательного интереса у детей к природоведческой деятельности можно посмотреть в приложении.

В результате исследования по нашему мнению, можно было бы обосновать необходимость использования мер по повышению эффективности экологического воспитания детей дошкольного возраста, а также определить педагогические условия его оптимизации. С этой целью воспитанникам было предложено ряд тестов и опросов, а также разработан комплекс мер, обеспечивающих повышение качества работы педагогов и дошкольных образовательных учреждений по проблеме.

В последние годы в результате специальных психолого- педагогических исследований различных аспектов состояния экологического воспитания детей дошкольного возраста установлено, что формирование у детей конкретных представлений о взаимоотношениях человека, общества и природы, воспитание у них познавательного интереса к природе и развитие созидательной деятельности во имя ее сохранения получило широкое отражение в воспитательной работе. В то же время наблюдаются серьёзные просчеты в организации этой работы, как в семьях детей, так и в деятельности дошкольных образовательных учреждений, когда вопросы экологического воспитания детей находятся вне их внимания. Есть немало в жизненной практике примеров потребительского отношения к природе взрослых и детей.

Поэтому, на наш взгляд, проблема оптимизации воспитательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольников имеет в настоящее время чрезвычайно важное значение для своевременного выявления симптомов её негативного влияния на отношение детей к природе и в целом на развитие нравственности детей, воспитание у них гуманного отношения к живой и неживой природе, бережного и уважительного отношения к окружающей детей среде.

Также в связи с тем немаловажное значение имеет и разработка, и внедрение в практику наиболее эффективных форм и методов организации этой работы, в том числе игровых технологий, воспитательных возможностей народной педагогики, активного включения в нее семьи, позволяющих не допустить в ней недостатков формирования гуманного отношения у детей к природе, включения их в созидательную деятельность по познанию и охране природного окружения.

Основная цель в целом исследования состояла в том, чтобы выявить детей дошкольного возраста о животном и растительном мире, о неживой природе и временах года. Одновременно определялось экологически правильное отношение у дошкольников к природным явлениям и объектам. Организуя экспериментально-исследовательскую работы мы исходим из того положения, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • - во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  • - во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

  • 1) знания о мире животных;
  • 2) знания о растительном мире;
  • 3) знания о неживой природе;
  • 4) знания о временах года.

В ходе экспериментальной работы планировалось провести:

  • 1. Констатирующий эксперимент.
  • 2. Формирующий эксперимент.
  • 3. Контрольный эксперимент.
  • 2. Описание методического аппарата, организация и результаты исследования

Наша исследовательская работа, как было сказано выше, начиналась с констатирующего эксперимента.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

  • 1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;
  • 2) подобрать диагностический материал и оборудование;
  • 3) провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников были выбраны следующие:

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

  • - Как называется животное (птица, насекомое)?
  • - Что ты можешь рассказать о нем?
  • - Твое отношение к ним.
  • * Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
  • * Соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • * Знает характерные признаки.
  • * Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (8-12 баллов)

  • * Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • * В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • * Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
  • * На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
  • * Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

  • * Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • * Не всегда аргументирует свой выбор.
  • * Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • * Затрудняется назвать характерные признаки.
  • * На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
  • * Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: фикус, хлорофитум, бегония, узумбарская фиалка и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

  • - Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
  • - Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  • - Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
  • - Для чего людям нужны комнатные растения?
  • - Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

  • а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
  • б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
  • в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
  • г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13-15 баллов)

  • * Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
  • * Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

Средний уровень (8-12 баллов)

  • * Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
  • * В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
  • * Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
  • * Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
  • * Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
  • * Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

  • * Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
  • * Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
  • * Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
  • * Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
  • * В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

  • - Какие свойства песка ты знаешь?
  • - Где и для чего человек использует песок?
  • - Какие свойства камней ты знаешь?
  • - Где и для чего человек использует камни?
  • - Какие свойства воды ты знаешь?
  • - Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13-15 баллов)

  • * Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
  • * Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • * Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
  • * При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8-12 баллов)

  • * Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
  • * Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • * После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5-7 баллов)

  • * Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
  • * Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • * Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог: « Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.».

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

  • - Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
  • - Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
  • - С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
  • - На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13-15 баллов)

  • * Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
  • * Знает характерные признаки каждого времени года.
  • * Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"
  • * По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
  • * Комментирует свой рисунок.

Средний уровень (8-12 баллов)

  • * Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
  • * В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
  • * На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.
  • * В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
  • * Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5-7 баллов)

  • * Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
  • * Не знает характерных признаков разных времен года.
  • * Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.
  • * В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
  • * Не выражает эстетического отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам.

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

  • - Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными? (если они есть). Если у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"
  • - Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?
  • - Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
  • - Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13-15 баллов)

  • * Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
  • * Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
  • * Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
  • * Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8-12 баллов)

  • * Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
  • * В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
  • * Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
  • * Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5-7 баллов)

  • * Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
  • * Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями, уголка природы.
  • * Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
  • * Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.

педагогический экологический природоохранный дошкольный

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности экологических знаний, отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Илья К.

В среднем по гр.

Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности экологических знаний, отношения к миру природы у дошкольников контрольной группы

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

В среднем по гр.

Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах) Рис 2.


Рис. 2.

Таблица 4

Результаты контрольного эксперимента по выявлению уровня сформированности экологических знаний, отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

В среднем по гр.

Таблица 5

Результаты контрольного эксперимента по выявлению уровня сформированности экологических знаний, отношения к миру природы у дошкольников контрольной группы

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

В среднем по гр.

Таблица 6

Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп.

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Общий уровень по группе

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Контр. гр.

Контр. гр.

Контр. гр.

Контр. гр.

Контр. гр.

Контр. гр.

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Прирост показателей (в баллах)

Разность (в баллах)

Таблица 7

Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте (в %)

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Общий уровень по группе

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Контр. гр.

Контр. гр.

Контр. гр.

Контр. гр.

Контр. гр.

Контр. гр.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте (табл. 1-2, 4-5) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (табл. 6, рис. 3).


Рис. 3.

Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 7.

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

  • 1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы (рис. 3, табл. 6).
  • 2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Лизы Е., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.
  • 3. Данные табл. 7 показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы, во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Особую заботу дети проявляют по уходу за волнистыми попугайчиками. Детям очень нравится мыть кормушку, поилку, насыпать свежий корм, а потом наблюдать за действиями, поведением попугайчиков. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относиться к деревьям, животным, птицам и другим живым существам. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

В ходе педагогического эксперимента, проведенного нами мы определили - критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.

Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Елена Сустайкина
Экологическое воспитание детей средствами фольклора

Доклад на тему : «Экологическое воспитание детей – средствами фольклора »

Воспитатель :Сустайкина Е. Л

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы . Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой , это мировоззрение.

В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир, который окружал наших праотцов, наполнялся определённым смыслом. Наши праотцы боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Мне кажется, что современному ребёнку важно научиться осознавать, что природа-мать – это колыбель всего живого на земле, важно раскрыть новое в знакомом и знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности и связи. В результате своими действиями необходимо поддерживать в ребёнке чувство общности и единения с природой, способствовать овладению в дошкольном возрасте гармоничными способами взаимодействия с нею.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера .

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире , её тяжёлые последствия, экология родного края , засорённость среды обитания – всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду .

Чтобы процесс познания был увлекательным, занимательным и познавательным, я использовала на занятиях по экологии устное народное творчество, как средство формирования экологических знаний .

Русские народные песенки, за клички, попевки, потешки, загадки, пословицы, погоровки, считалки, приметы, народные игры – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды . Большинство песенок, потешек, прибауток, закличек создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками русский народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости. Например, потешки : «Уж как я ль мою коровушку люблю» , «Пошёл котик во лесок» , «Сидит белка на тележке» и другие.

Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей , способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через текст песен, попевок, потешек осознать увиденное и услышанное. Они пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались .

С древних времён повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко, зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки, приметы о временах года. И в наше время, знакомство с природной мудростью, помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы.

Экологическое образование в детском саду начинается уже с ясельных групп. Например, на занятии «Кто у бабушки живёт?» воспитатель знакомит детей с домашними животными, их внешнем видом, повадками, воспитывает заботливое отношение к животным. Решение этих задач невозможно без предварительной работы по разучиванию русских народных потешек, песенок : «Петушок, петушок» , «Курочка моя» , «Два весёлых гуся» , «По ровненькой дорожке» . Ласковые, напевные слова потешек помогают решить экологические цели занятия , делают восприятие детей ярче , вызывают у них любознательность.

В садовых группах использование основных форм устного народного творчества, соединённое с живым восприятием природы , создаёт яркие представления у детей , развивает память, воспитывает интерес к наблюдениям. Знакомясь с поэтизированной природой, дети начинают понимать её красоту, у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. При проведении занятия по экологии «Путешествие в лес» использовала русские народные песни и попевки : «Солнышко» , «Во сыром бору тропинка» , «В тёмном лесе» , «На зелёном лугу» , «Уж ты сад» ; русские народные игры : «У медведя во бору» , «Две тетери» ; потешки : «Чики, чики, кички» , «Ножки, ножки, куда вы бежите» , «Ты, рябинушка раскудрявая» , «Закатилось красно солнышко» .

На занятии «Зимующие птицы» использую потешки : «Сорока-белобока» , «Сорока, сорока» ; народные попевки и песни : «Синичка» , «Гули, гули, гуленьки» , «Скок, скок, поскок» , «Воробей» , «Ворон» , «Летят сороки» .

На занятии «Любите природу» использую русские народные песенки и попевки : «Дождик» , «Радуга» , «Во поле берёза стояла» ; заклички : «Дождик, дождик пуще» , «Солнышко вёдрышко» ; потешки : «Как на лугу, лугу» , «Травка-муравка» . Через произведения устного народного творчества развиваю представления старших детей о жизни леса , о деревьях, растущих в лесу, расширяю их экологический кругозор при проведении инсценированной экскурсии в лес. Использую загадки о деревьях, русские народные мелодии : «Во поле берёза стояла» , «На калине белый цвет» , «Поехали, поехали» , «Закатилось красно солнышко» , провела русскую народную игру-хоровод «Деревья» .

На занятии «У природы нет плохой погоды» знакомила детей с явлениями природы в разное время года с помощью пословиц и поговорок, например : «Зима завывает, да людей не пугает» , «Лето для старанья, а зима – для гулянья» , «В осеннее ненастье семь погод во дворе : сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт», «Первый гром весною – признак наступающего тепла» ; русских народных песен и попевок : «Как по лугу, лугу» , «Ласточка, ласточка» , «Весна, весна красная» .

Провела занятие «Правила поведения в природе» , где мною были использованы народные загадки. На празднике «Русской берёзке» приобщаю детей к духовным ценностям народной культуры, воспитываю уважение к природе , любовь к берёзке – символу России.

Особенно много радости доставляют детям народные игры. Народ создал множество игровых песенок, сопровождая действия с малышом словами песенок, радующей его. Дети вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм и понемногу проникают в их смысл. Это игры : «Гори, гори ясно» , «Коршун и наседка» , «Гуси-гуси» , «Заинька» , «Идёт медведь» , «Тень-тень-потитень» и другие.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание , тем ощутимее результаты, поэтом начинать необходимо уже с первых шагов ребёнка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы , понимание само ценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры , формирование которых способствует полноценному развитию личности ребёнка.

Делая вывод можно сказать, что в наш век унижения и уничтожения природы, надругательства над средой обитания нет важнее задачи, чем привить ребёнку идею активного действенного добра по отношению к природе. Он должен понять, что для человека нет ничего зазорного в чувстве братства со всем живущим и растущим на Земле.

Статьи/Крымские татары/

Происхождение народа прежде всего связано с конкретной территорией, с конкретной географической средой. Люди приспосабливаются к ландшафту, подчиняя свои занятия и помыслы единственной цели - выживанию в этих природных условиях, накапливают обычаи, диктуемые географической средой, создают культуру, связанную с окружающим ландшафтом. Со временем природа начинает воздействовать и на антропологические черти и психологию человека, формируя тип, который наиболее приспособлен к соответствующей среде.

Культура крымскотатарского народа неразрывно связана с природой родного края - Крыма.

Народные традиции в отношении к природе многими учёными-педагогами трактуются как опыт, обычаи, связанные с природой, а также нормы поведения в природе, которые сложились исторически и передавались от поколения к поколению через народные приметы, фольклор, элементы обрядовости, праздники, трудовую деятельность, игры.

Крымскотатарские народные традиции в отношении к природе складывались в течение многих столетий и явились основой культуры крымскотатарского народа. Так, например, совершенно различны представления русского и крымскотатарского народов о временах года. Если в фольклоре русского народа зима белая, искристая, морозная (отражение российской природы), то у крымскотатарского народа зима "черная", понурая, зябкая (отражение зимы в Крыму), весна у русского народа с капелью и проталинами, у крымскотатарского народа - с зеленью и цветами и т.д.

Наблюдая за явлениями природы, крымскотатарский народ метко назвал месяцы года (апрель -"чичек айы - месяц цветов, июнь - "кирез айы" - месяц черешни; октябрь - "сары ай" - желтый месяц, ноябрь - "кузь айы" - понурый месяц, декабрь -"къара къыш" - черная (темная) зима и.т.д.). Первым признаком ранней весны "илькбаарь" считается появление подснежника "акъбардакъ" - в народе этот цветок называют "наврез чичеги" (цветок навреза). "Наврез" - это праздник встречи весны и нового года, который отмечается в дни весеннего равноденствия 21-22 марта, праздник встречи лета "Къыдырлез" отмечается 5-6 мая, в крымской природе он совпадает с опаданием цветков и появлением завязи на деревьях. Поэтому ознакомление детей с крымскотатарскими народными традициями взаимоотношения человека с природой было бы ценным вкладом в экологическое воспитание детей в Крыму.

Проявление крымскотатарских народных традиций отношения к природе наиболее ярко выражено в его фольклоре, как способе фиксирования и передачи социально-ценностного опыта старших поколений во взаимоотношениях с природой. Посредством фольклора появляются возможности в воспитании у детей бережного отношения к природе. Человек бережет и защищает то, что знает, любит, и то, что создает своими руками.

С целью экологического воспитания детей в условиях Крыма в учебно-воспитательном процессе целесообразно шире использовать Крымскотатарские пословицы, поговорки, сказки, загадки, народные песни, которые отражают мудрое отношение народа к природе, дают знания, прививают любовь к ней, побуждают к созиданию.

В народных пословицах и поговорках поощряются или осуждаются определенные действия в отношении к природе: "Ерни терен сюрьсенъ, бол берекет алырсынъ" (Глубже вспашешь, получишь богатый урожай), "Къаида олсанъ анда ол, пердалязда эвде ол" (Где бы ни находился, в пердаляз будь дома. Пердаляз - предвесенняя неделя 14-20 марта. "В эти дни на день семь раз погода меняется" - говорит народ), или "Мышыкъ беслемеген - сычан беслер" (Кто не содержит кошку, содержит мышей); они дают рекомендации: "Бир кунь эвель сачсанъ, бир афта эвель алырсынъ" (Посадишь на день раньше, получишь на неделю раньше), поучают: "Итнинъ артындан кечь, атнынъ огюнден" (Обходи собаку сзади, коня спереди), остерегают в тех или иных действиях: "Ит агъызындан суек алынмаз" (Нельзя отбирать кость у собаки), прямо указывают на необходимость взаимодействия с природой "Къышны яздан къаршыла" (Встречай зиму летом), советуют: "Атына ишанмасанъ, ёлгъа чыкъма" (Если не уверен в коне, в дорогу не выходи).

Многие пословицы отражают гармонию жизни человека и природы, их взаимозависимость. Например: "Ер тоймаса, эль тоймаз" (Если земля не насытится, не насытится и народ), "Инсан ерни бакъар, ер де инсанны" (Человек кормит землю, а земля человека). В пословицах "Тереги чокъ олгъан коининъ мезары аз олур" (В селе, где много деревьев, мало могил), "Кунеш кирмеген эвге, хасталыкъ кирер" (В дом, куда не входит солнце, входит болезнь) показано значение природы для жизни и здоровья человека.

Следует знакомить детей с пословицами и поговорками, которые прививают интерес и любознательность, стимулируют желание наблюдать и изучать природу "Март къапыдан бакътырыр, къазма курек якътырыр" (Март двери открывает, но и лопаты сжигает), "Яз ягьмуры тез кечер" (Летний дождь быстро проходит), "Къаргъа кельсе, къар кетер" (Грач приходит, снег уходит), «Культе кельди, кузь кельди» (Пришел сноп, жди осени), «Апрельде тамсын, майыста ягъсын да ягъсын» (В апреле пусть задает, а в мае пусть льет).

В крымскотатарских традициях особое отношение к воде как к святыне. В народных пословицах показана важность воды в природе и жизни человека: "Ер хазине, сув онынъ джаныдыр" (Земля клад, а вода его жизнь), "Сув тонракъкъа къан берир, небадаткъа джан" (Вода земле кровь дает, а растениям жизнь), "Сув киби тендирист ол" (Будь здоров, как вода), "Сув ичкенде кишиге йылан биле тиймез" (Когда пьют воду, и змея не трогает), "Севап ичюн къую къаз" (Вырой колодец, и воздастся).

Особое значение имеют пословицы, которые призывают беречь, заботиться о природе, воспитывают чувство долга и ответственности перед ней:

"Алмагьа истесенъ, бермеге алыш" (Если хочешь брать, научись отдавать), "Бир алсанъ, эки бер" (Одно возьм¨шь, два отдай), "Атны бакъсанъ бинъ куньге, бакъмасанъ бир куньге" (Ухоженный конь на тысячу дней, неухоженный на один день), "Бал тамчыдан джыйылыр" (Мед собирается по капле), "Сачмагъан алмаз" (Кто не сеет, тот не получит), "Баарьдеки арекет - кузьдеки берекет" (Весенняя работа - осенний урожай), "Къачып кетсенъ - сачып кет" (Даже если убегаешь, убегай сея), "Багъны бакъ таре - юзюм олсун, оны да ашамагьа юзюнъ олсун" (Ухаживай за виноградником, чтобы был виноград, который не стыдно будет есть).

Прекрасным средством экологического воспитания являются сказки. В сказках героями являются растения, животные, явления природы, которые, общаясь с человеком, помогают в беде, поучают. Они доступны, понятны детям, захватывают их душу, прививают любовь к героям, в конечном сч¨те эта любовь переходит на действительные явления природы. Крымскотатарские народные сказки обычно сказочник начинает с присказки, где в небылицах в смешной, шутливой форме изображены животные, и, конечно, смеясь над небылицами, дети с радостью воспринимают их героев и переполняются чувством добра и любви к тем, кто их повеселил, развивается мышление детей. Например:

Давным-давно, когда время было временем

Воробей был судьей,

Дочь хана была ведьмой,

Лягушка парикмахером, а буйвол банщиком,

Черепахи окрылились улететь,

Рыбы в море собрались переселиться,

Минарет Акмечети наклонился

Из Салгира водицы напиться,

Я из дырявого котла бульона напился.

Наелся, напился и к вам прибежал.

Повесил на уши я несколько слов,

Изо рта потянул я сказок поток.

В сказке "Чокърачыкъ" ("Родничок" - где зайчик, белочка, ¨жик и лисичка, спросив разрешения у родничка, аккуратно набрали воды и напились, а медвежонок, не спросившись, сунул морду в родничок, вода разлилась, а медвежонок остался без воды), показано, как нужно относиться к роднику и к чему может привести неправильное поведение. В сказке "Эйиликке кемлик япма" (Не делай зло добру) маленькая лисичка спасает человека от дракона. В сказке "Чегертки ве къырмыскъа" (кузнечик и муравей) показаны взаимозависимость явлений природы друг от друга: выпадение одного звена может привести к нарушению всех остальных.

В сказке "Алтын Башнен Хыяр Баш" (Златовласка и Огуречные волосы) волшебница с помощью воды из речки награждает трудолюбивую девочку и наказывает ленивую.

В крымскотатарских народных сказках и легендах одушевляется вода. С помощью фантастических образов "Сув анасы" (Русалка), и "Деньиз баба" (Бог моря) наказывается зло, они же приносят людям добро. Например: "Алтын балта акъкъында масал" (Сказка о золотом топоре), легенды "Арзы къыз" (Девушка Арзы), "Къыз чокърагьы" (Девичий родник), "Аюв дагь" (Медведь-гора).

В крымскотатарском фольклоре большое воспитательное значение имеют притчи и притчи-анекдоты Ахмет ахая. Так, в притче "Чам тереги ве торгъайчыкь" (Сосна и воробышек) в увлекательной форме представлен познавательный материал о жизни деревьев и птиц зимой и осенью. В занимательной шутливой форме знакомят с природой, обучают поведению в природе, рациональному использованию даров природы притчи-анекдоты Ахмет ахая. Например, в притче-анекдоте "Тюбсиз чапчакъ" (Бездонная бочка) Ахмет ахай благодаря шутке сумел заставить все село полить виноградники и огороды и спас урожай от засухи.

В притчах и легендах наряду с реальными компонентами с воспитательной целью используются домысел и выдумка. Особенно полезно опираться на притчи и легенды, которые поясняют возникновение местного растения, такие, как "Кизил - шайтанова ягода".

Таким образом, сказки, притчи, легенды заматывают детей поэтическими образами, динамичными действиями героев, вызывают у них положительные эмоции, закрепляют светлое, радостное восприятие природы.

Богатейшим материалом в экологическом воспитании детей могут служить Крымскотатарские народные песни, чынлар (поэтические речитативы), мане (хороводные напевы), в которых ярко отражена природа Крыма, гармония природы и человека. Их напевы напоминают журчание горных ручьев ("Тым-тым"), ритмический прибой бушующих волн моря ("Ант эткенмек"), раскачивающийм ритм идущего каравана ("Чалбаш борай" - Седоголовый верблюд), горное эхо ("Дагъларнынъ ¨ллары" - Горные дороги), ширь степного простора ("Джанай"), они воспевают сады и виноградники, созданные трудом человека, красота человека сравнивается со стройным кипарисом, с нежной розой, могучим дубом. Например:

Айя десем ярашыр, айненни,

Гуль багъчалар долашыр, айненни.

Гуль багъчанынъ ичинде, айненни,

Алтын бешик ярашыр, айненни.

Салгьыр бою

Эй, яврум да Салгъырнынъ бою,

Озь тувгьынымнынъ да тою.

Кефеден, Керчьтен, Джанкойден келир Озюмнинъ арув да союм.

Босторгьай

Босторгьай деген къушчыкънынъ да

Йылгъада олур ювасы.

Ягъмур ягьса сель олур да,

Агьлап та къалыр анасы.

¨л янында босторгъай да.

Тары да септим ашады...

Колыбельная

Спою я ласково и нежно, баю-бай

Эхо откликнется в садах, баю-бай

Среди розовых садов, баю-бай,

Сверкает золотая колыбель, баю-бай.

Набережная Салгира

Ах, как прекрасны берега Салгира

Это свадьба моего брата.

Из Феодосии, Джанкоя, Керчи

Съезжаются гости: друзья и родня

Жаворонок

У жаворонка, бедной пташечки,

Гнездо бывает в оврагах.

Если весенние потоки снесут его,

Горько заплачет пташка-мать,

У самой дороги жаворонок,

просмотров