Что надеть на сабантуй. Сабантуй - народный праздник. Бой мешками на бревне

Что надеть на сабантуй. Сабантуй - народный праздник. Бой мешками на бревне

Среди татар, пожалуй, нет ни одного человека, который бы не знал о существовании Сабантуя. Этот праздник также отмечают башкиры и некоторые народы Поволжья и Кавказа.

Праздник земледельцев или кочевников?

Сабантуй без преувеличения можно назвать самым любимым праздником татар. Он насыщен народными танцами, песнями, играми, подарками, и символизирует воссоединение человека с природой. Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга.

«Сабантуй является одним из самых древних праздников. Об этом свидетельствует надгробный памятник 1294 года, который обнаружили при раскопках. В эпитафии сообщается: «Покойный умер в день Сабантуя», - говорит профессор кафедры татароведения и тюркологии Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Гамирзян Давлетшин.

Кстати, само название праздника происходит от слов «сабан» (плуг) и «туй» (праздник). Поэтому в народе укоренилось мнение, что Сабантуй - это торжество земледелия. Однако профессор ставит под сомнение такое толкование.

«Игры, традиционно проводимые в этот день, показывают, что людям того времени была свойствена не оседлость, а кочевничество. Бои, конные скачки, бег в гору, - все это характеризует скорее не земледельцев, а кочевников», - отмечает Гамирзян Давлетшин.

Сабантуй всегда сопровождается громкой музыкой и танцами. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Как изменился Сабантуй

Со временем многие праздники претерпевают изменения. Так, в последнее время забывается традиция сбора подарков перед Сабантуем. Издавна верхом на лошадях с украшенными сбруями или на повозках всадники проезжали по улицам с песнями и музыкой, собирая сувениры для победителей будущих состязаний - батыров. Из каждого дома выносили подарки, среди которых преобладали платки и полотенца, искусно вышитые деревенскими мастерицами.

«В некоторых деревнях и селах эта традиция соблюдается, а в городах крайне редко», - добавляет профессор.

Кроме того, в старину особое значение придавали месту проведения праздника - майдану. Он должен был располагаться около реки или горы. Открывал Сабантуй традиционно старейшина - самый уважаемый человек в деревне. Сейчас на церемонии в основном выступают главы городов и поселений. Также, по словам Гамирзяна Давлетшина, в последнее время на Сабантуе гуляют до позднего вечера, тогда как традиционно это утренний праздник.

Особых угощений на празднике нет, но люди всегда стараются подать к обеду баранину. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

«В обед люди ходили друг к другу в гости и угощали разными блюдами. Конкретных угощений в этот праздник нет, но татары стараются подавать на стол еду из баранины, а из напитков - айран. Употреблять алкоголь не принято, ведь в основном все татары - мусульмане, а Аллах запрещает спиртное», - говорит Гамирзян Давлетшин.

Борьба куреш

Ни один Сабантуй не обходится без турнира по национальной борьбе куреш, это важная часть праздника. Победитель получает звание батыра (силача) и главный приз - барана. Куреш - это борьба на поясах. Главным условием победы считается оторвать соперника от земли и положить его на спину. Традиционно, соревнования открывают мальчики, затем продолжают юноши, а кульминацией боя становится схватка двух финалистов, в результате которой выявляется главный батыр.

Соперника нужно поднять и повалить на спину. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Скачки на конях

На Сабантуе самая зрелищная часть программы - скачки. Дело в том, что конь для татарина всегда был не только помощником, но и другом. Раньше в соревнованиях принимали участие ребята лет 10-15, сейчас опытные наездники. Скачки проводятся на ипподроме. Самая длинная дистанция на соревнованиях составляет 2400 метров, самая короткая - 1000 метров.

Скачки проводятся на ипподроме. Фото: ОАО "Татспиртпром"

На столб за петухом

Самый труднодоступный приз находится на верхушке гладкого, высоченного столба. Участник состязания должен забраться на него без помощи каких-либо инструментов и достать петуха. Это только с виду кажется, что упражнение легкое, на самом деле с ним справляются немногие.

На верхушке гладкого столба находится петух. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Бег в мешке, с яйцом и в гору

Помимо основных состязаний - борьбы куреш и конных скачек - Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Например, бег с яйцом. Участник кладет сырое яйцо в ложку, а ложку в рот. Так нужно преодолеть несколько метров и не уронить яйцо. Бег в гору, в мешках и перетягивание каната считаеются народными играми, они проводятся не только на Сабантуе, но и на других праздниках.

Разбей горшок

Обрядом разбивания глиняного горшка раньше сопровождалась церемония изгнания злых духов, сейчас это просто забавная игра. Участник с завязанными глазами палкой должен попасть по глиняному горшку. Говорят, что в 1996 году Борис Ельцин приехал в Казань на Сабантуй, где по всем правилам справился с конкурсом.

Горшок нужно разбить с завязанными глазами. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Бой мешками

Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника на землю.

Бой мешками. Фото: АиФ

Монета в катыке

Игроку плотно завязывают глаза и отводят руки за спину. По сигналу судьи игрок наклоняется над тарелкой и, «нырнув» лицом в катык (кисломолочный напиток), губами начинает искать монету. Время поиска монеты строго ограничено.

Поднятие гири

Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 кг рукой. Правила соревнований просты таковы: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги.

«Возможно, Сабантуй потому и любят в народе, что он дает возможность каждому взрослому на один день вновь почувствовать себя ребенком. Поэтому можно с уверенностью сказать, что основные традиции этого праздника никогда не умрут», - отмечает Гамирзян Давлетшин.


О празднике Сабантуй
Сайт Президент РТ http://president.tatarstan.ru/news/view/107453

Рустам Минниханов: "Сабантуй - это праздник дружбы для всех народов"
Пресс-служба Президента РТ, 2 июля 2011 г.

Сабантуй является праздником, объединяющим народы России и позволяющим сохранить им свои национальные традиции и обычаи. Такое мнение высказал сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов на праздновании федерального Сабантуя в Екатеринбурге. В празднике также приняли участие Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, губернатор Свердловской области Александр Мишарин.


Празднование Сабантуя традиционно проходит в Свердловской области. В этом году столица Урала впервые принимает федеральный Сабантуй. Праздник проходит на территории стадиона "Локомотив" и прилегающего парка. Здесь разместились многочисленные подворья, тематические площадки, проходят традиционные для Сабантуя спортивные состязания. В праздновании принимают участие представители 34 регионов Российской Федерации.

Сайт Официальный Татарстан - http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm


http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=22fb9b9b4f86eec225245cd411aeb777&node_id=2480 Сабантуй
"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия" Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев.

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан - плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями , шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках , районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

С 2001 года проводится Федеральный Сабантуй, в 2011 году XI Федеральный Сабантуй пройдет в Тюменской области. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.



Сайт Казань 1000 лет» - http://www.kazan1000.ru/rus/holiday/plough.htm
«Национальный праздник "Сабантуй"»

"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия".

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев. Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Сайт Культура Татарстана - http :// culture . tatar . ru / brands / show /4

Сабантуй Р.Мустафин

Сабантуй бывает разный.

А не знаешь – не толкуй!

Александр Твардовский

Из глубины веков

Все, вероятно, слышали об этом ярком татарском национальном празднике. Но что означает слово «Сабантуй»?

«Сабан» по-татарски «плуг». А слово «туй» означает «праздник», «свадьба». Причем второе значение, как считают языковеды, более древнее. Можно предполагать, таким образом, что это слово некогда означало «свадьбу», своего рода «бракосочетание» плуга земледельца с землей-кормилицей. В более широком значении – человека с природой. Вовсе не случайно поэтому, что праздник этот всегда проводится на лоне природы: на лугах, опушках леса , у подножия холмов в самых красивых, живописных местах.

Полагают, что празднование Сабантуя восходит еще к языческим, доисламским временам. Судя по некоторым косвенным данным, Сабантуй широко отмечался и в эпоху Великой Булгарии. Во всяком случае, о весенних скачках, национальной борьбе на кушаках (курэш), состязаниях лучников и бегунов в ряде исторических источников упоминается неоднократно.

Сабантуй 1505 года

Первое красочное описание Сабантуя, как полагают историки, оставил безымянный русский летописец в своем знаменитом «Сказании о царствии Казанском». Автор «Сказания», проживший более 20 лет в нашем городе и даже принявший мусульманство, пишет, что Сабантуй проводился в двух местах – на так называемом Царском (или Ханском) лугу (ныне это район за железнодорожным вокзалом, оставшийся под водой) и на Арском поле, начинавшемся тогда сразу же за нынешней площадью Свободы. Главным считался праздник на Арском поле, он продолжался несколько дней. Так, в 1505 году на празднике было расставлено более тысячи шатров, в которых веселились и отдыхали и хан с его приближенными, и приехавшие из окрестных мест гости, и беки, шейхи, саиды, и простые горожане. В шатрах же были устроены, говоря современным языком, торговые палатки, в которых торговали съестными товарами, прохладительными напитками и всяким вещами, в том числе заморскими.

Сайт Авиа РТ Журнал для пассажиров авиакомпании «Татарстан» - http://www.avia-rt.ru/index.php?option=com_numbers&view=article&id_article=160

Наверное, у каждого народа есть свой, особенно любимый праздник, известный на весь мир. У японцев это время цветения сакуры, у греков – Олимпийские игры, у испанцев – коррида, у русских – Масленица. «Фирменный» праздник татар – это Сабантуй. Кстати, его не только знают, но и отмечают – во всём мире.

Задобрить духов
Это сейчас мы празднуем Сабантуй летом, когда окончены тяжелые полевые работы и можно немного расслабиться. А раньше (кстати, раньше – это очень давно, у Сабантуя тысячелетняя история: в 921 году его описал ученый Ибн Фадлан, а ведь праздник существовал и до этого) Сабантуй отмечали в апреле, перед началом весеннего сева – чтобы задобрить духов плодородия, «ответственных» за хороший урожай.

Об этом говорит само название мероприятия: «сабан» – яровые или плуг, «туй» – свадьба, торжество. И хотя некоторые историки утверждают, что название следует переводить как «свадьба сабана» (была такая народность), «аграрная» версия происхождения праздника является общепризнанной.

Кстати, подобные традиции есть практически у всех приволжских народов: в Чувашии отмечают Акатуй, а в Удмуртии такой праздник называется Гербер.

Древние традиции…
Первоначальный Сабантуй довольно сильно отличался от того , каким мы привыкли его видеть сейчас. К примеру, в древности непременным его атрибутом были… яйца. Их, крашеными или сырыми, аксакалы брали с собой на кладбище, поминая усопших, или отдавали мулле, чтобы он своими молитвами обеспечил благополучие для семьи.

Праздновали Сабантуй всей деревней, вскладчину, и длилось торжество несколько дней. Женщины красили яйца, готовили конфеты, баурсак – орешки из теста с медом, различные сладости и печенья, угощали ими детей – те, как на колядки, ходили по домам с мешочками, в которые собирали угощения, а также разные крупы, масло, сметану – из них потом готовили кашу для всего села.

Юноши состязались в собирании яиц – тот, у кого будет больший «улов», считался победителем. Им также отдавали вещи, предназначенные для победителей соревнований: платки, отрезы ткани, чулки, рубашки, а самым ценным считалось вышитое полотенце. Это был целый ритуал: джигиты проезжали по деревне с прибаутками, песнями, в каждом дворе их встречали с почетом, отдавая лучшее из того, что есть. Иногда подарки привязывали к длинному шесту и с ним проезжали по деревне, чтобы все видели, каков, так сказать, призовой фонд.

Кстати, призы и подарки молодухи готовили в течение всего года, с особым старанием. Фабричные полотенца никогда не считались хорошей наградой. Потому что, во-первых, для лучшего в деревне батыра стоило постараться! А во-вторых, полотенца вышивали молодые женщины, зная, что подарок будет вручаться принародно, и все увидят и смогут оценить умение и мастерство хозяйки. Полотенцем, которое вручалось победителю состязаний, одинаково гордились и батыр, и его дарительница , и с ним не могло сравниться ни одно другое, пусть даже очень ценное, изделие.

Затем народ собирался на майдане, где устраивались игрища и состязания – скачки на лошадях, выступления музыкантов и певцов, борьба джигитов. Люди надевали самые лучшие наряды и украшения. Особенно старались молодые девушки – после «официальной» программы обычно следовали молодежные вечеринки, на которых молодые люди выбирали себе невесту, так что стоило быть «во всеоружии». А у многих тюркских народов был обычай: во время конных скачек джигит должен был догнать и поцеловать любимую девушку (этот обряд символизировал еще более древнюю традицию похищения невесты). Обычай назывался «кыз куу». Если парень не догонял девушку, то на обратном пути уже она гнала свою лошадь, старалась его догнать. И сбить нагайкой шапку у него с головы. И если сбивала – для парня это был ужасный позор.

Завершался праздник поздней ночью. К слову, одной из главных особенностей татарского Сабантуя всегда было полное отсутствие пьяных или буйных гуляк – таких, если они появлялись, немедленно выдворяли с майдана при всеобщем осуждении. Общественный порядок был просто образцовым.

Сразу после завершения Сабантуя в селах начинался сев – пора тяжелой страды, которая длилась до середины лета. В этом татарский Сабантуй несколько напоминает русскую Масленицу: как русские люди лакомились блинами и прочими яствами перед Великим постом, так и селяне-татары набирались сил, отдыхали и веселились перед тем, как начать долгий и ответственный труд.

и современность

Сейчас Сабантуй остался любимым праздником татар всего мира. Он является государственным в Татарстане, его отмечают татарские общины в Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале, Торонто, Праге, Стамбуле и многих других городах. Этот древнейший праздник претендует на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. В татарском Сабантуе с удовольствием принимают участие высокие официальные лица. К примеру, во времена оны Борису Ельцину удалось лихо расколотить битой глиняный горшок – с первого удара. А Владимир Путин «нырял» в плошку с катыком и достал-таки оттуда зубами монетку!

В этом году Сабантуй пройдет в 12 странах, в 155 населенных пунктах России, и повсеместно будет посвящен 125-летию со дня рождения светила татарской литературы – Габдуллы Тукая. Проведение праздника плуга взято под официальный контроль руководства Татарстана. В странах Балтии пройдет Всебалтийский Сабантуй, несколько сабантуев пройдут в Китае, с размахом встретят праздник Турция и Польша. Всероссийский сельский Сабантуй в этом году состоится 19 июня в чувашском селе Шыгырдан. А общефедеральный праздник плуга намечен на 2 июля – в Екатеринбурге.

Современный Сабантуй проводится в воскресенье, и, хотя традиции претерпели некоторые изменения, главное осталось – это по-прежнему всенародный праздник, всеобщее гулянье. Сохранились и основные его составляющие: сбор подарков, состязания на майдане, молодежные забавы. Традиционно к Сабантую в селах тщательно готовятся: убирают в доме, готовят угощения для гостей, надевают лучшие наряды и идут на майдан – целыми семьями, обычно с самоваром, чтобы, уютно расположившись на траве , пить чай со вкусностями и наблюдать за зрелищами – там есть на что посмотреть!

Все – на майдан!
Программа праздника Сабантуй – довольно насыщенная. С утра народ собирается на майдане, чтобы послушать выступления уважаемых людей, поздравляющих всех с окончанием весеннего сева, а также музыкантов, артистов, чтецов. Потом начинается самое интересное – традиционные соревнования.

Самым любимым состязанием всегда была татарская национальная борьба – куреш, в которой соревнуются мужчины, начиная с самого младшего возраста и заканчивая, как правило, средним – старики-аксакалы входят в состав жюри и выбирают победителя. Самой зрелищной, конечно, становится последняя схватка – когда сражаются два вышедших в финал борца. Победителю достается приз. И не полотенце или рубашка, как раньше, а, к примеру, телевизор, стиральная машина или наиболее почетная награда – живой баран, которого традиция обязывает поднять над головой (а весит он, к слову, несколько десятков кило), чтобы еще раз продемонстрировать свою мощь и силу. Соревнуются батыры и в подъеме тяжестей – тягают гири и штанги. Ну и, конечно, самые отважные и ловкие состязаются в скачках на лошадях. Как говорят, Сабантуя не бывает без борьбы и скачек.


Кроме «серьезных», Сабантуй подразумевает и множество шуточных соревнований. Это и бег с яйцом
в ложке, зажатой во рту, и бег в мешках, иногда по двое, забеги с ведрами на коромыслах, полными воды. Перетягивание каната, излюбленный бой мешками на перекладине с завязанными глазами, лазанье на столб за сапогами, доставание ртом монеток из сосудов с катыком или простоквашей, ходьба по гладкой перекладине над водоемом – программа игрищ весьма разнообразна. Бег наперегонки, кстати, с древних времен – очень популярная забава на Сабантуй. Раньше это было целое действо. Бежало много народу, на дальнее расстояние – до двух километров, а победителям доставались ценные призы.

Как правило, соревнования заканчиваются после обеда, и тогда начинаются гулянки, посиделки, вечеринки. Народ расходится по домам, чтобы веселиться в теплых компаниях. А под вечер молодежь , особенно в селах, собирается на «кичке уен» – вечерний Сабантуй, чтобы потанцевать, поиграть, повеселиться и завязать новые романтические знакомства с прицелом на будущее.

Наверное, нет ни одного жителя Татарстана, который не бывал хоть раз на Сабантуе. А для тех, кто с Сабантуем по причине «неместного происхождения» еще не знаком, но жаждет узнать, что это такое, прочувствовать ни с чем не сравнимую атмосферу истинно народного праздника, некоторые турфирмы организуют специальные «Сабантуй-туры». Программа включает в себя, помимо присутствия на торжестве, еще и несколько экскурсий по Казани, посещение Казанского кремля, мечети Кул Шариф, Петропавловского собора, знаменитого Раифского монастыря и т. д. В этом году в районах республики праздник отметят 11–13 июня, в городах – 17–19, а в столице, в Казани, праздничное действо развернется 25 июня.

Те, кому захочется увидеть праздник плуга в общероссийском масштабе, могут отправиться в Екатеринбург – там пройдет федеральный Сабантуй. Торжества состоятся 1-2 июля, и программа уже утверждена. Основной площадкой станет стадион «Локомотив», а гвоздем программы обещает стать национальная татарская и башкирская борьба. Нашу республику представит Нижнекамский район. Скучно не будет – кроме традиционных состязаний, для гостей предусмотрены выставки ремесел, выступления артистов, дегустация национальной кухни и еще много всего интересного. Елена Рычкова

Сайт ТемаКазань - http://www.temakazan.ru/useful_info/article/1/

Из истории Сабантуя

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля. Отмечали этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен. Его название происходит от татарских слов «сабан» («яровые» или «плуг») и «туй» («торжество», «свадьба»). Татарский Сабантуй во многом напоминает чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.


Ежегодно по всей стране и даже за рубежом, в июне месяце татары устраивают свой национальный праздник – Сабантуй .

Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам. Во время праздника устраиваются различные состязания: бег в мешках, по перетягиванию каната, по спортивным видам спорта, например шахматам и волейболу.

Главное же состязание Сабантуя – это выявление самого сильного человека праздника по татарской национальный борьбе – корэш . Победитель получает в награду барана, которого должен поднять на плечо и сделать с ним круг почета по площади Сабантуя Майдану .

http://glee.pp.ru/forum/14-505-1

http://forum.logan.ru/viewtopic.php?p=558394

Когда же возникла традиция проводить праздник Сабантуй ?

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, - «плуг», а туй - «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых.

Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.

В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары). В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др.) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Аналогичны Сабантую чувашский Акатуй , башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер ”.

Мы слышим слово «Сабантуй» и сразу же представляем солнечный и тёплый летний день. Сабантуй - самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. Но не все, наверно, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй». Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.

История происхождения праздника

В глубокой древности, когда ещё не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак осте», «печэн осте» (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая; «сабан осте» - весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев. Эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй - один из таких праздников.
По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.

Главное состязание Сабантуя - куреш - также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.
Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.


Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров - победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное - подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник - Джиен.

Предпраздничные обряды

Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.

Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом - состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень - аксакалы,- договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.
Обряд «серэн салу» или «серэн» занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «селге жыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши разъезжая по деревне на украшенных конях, выкрикивали: «Арапэ! Арапэ!
Арапэ!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материи и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.
Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся.

Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культового кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные, как яйца. Именно эта часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.

Состязания

Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба - куреш - и скачки. До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.


Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет людей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.


Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для всадников.
Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником, кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.
Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как только таял снег и подсыхали дороги, по вечерам юноши выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.

Догони девушку («Кыз куу»)

Ещё одно из традиционных конных состязаний Сабантуя- «Кыз куу».

Девушка, как птица, несётся на быстром коне, а джигит должен догнать и поймать её, как беркут. А поймав, забрать платок из рук девушки и поцеловать её в щёку. Если парень не догнал девушку за отведённое время, на обратном пути она могла над ним посмеяться и постараться сбить камчой шапку с его головы. Это считалось большим позором для джигита.
Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.


Праздники, связанные с земледелием, проводятся и у других народов. Например, удмурты празднуют «Тулыс Геры». Этот праздник также проводится до весенних полевых работ. У марийцев существует «Агавайрем», «Агапайрем» или «Пеледыш пайрем», который проводится после весенних полевых работ. Наиболее близок к Сабантую чувашский Акатуй. Слово «акатуй» буквально переводится как «посевная свадьба». У чувашей бытовали два названия этого праздника - Акатуй и Сабантуй,- имевшие аналогичное значение. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: борьба на поясах, бег, скачки.

Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.

Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.

М. Хабибуллин. Отрывок из романа «Кубрат хан»
Тут настало и время для кызкуыштуя - праздника выбора. Улуг-хан, наградив победителей состязания, вернулся к почётным гостям, а место на майдане заняла ханша Аппак. Теперь ей принадлежала главная роль. Она сидела на почётном месте, у её ног сложены подарки для тех, кто сегодня станет мужем и женой. Прост был древний обычай булгар: у берега моря проводилась черта и на неё становилась девушка, метрах в тридцати от неё на такой же черте становился юноша, и если догонял он ту, что хотел назвать своею женою, прежде, чем она добегала до моря, волею Тангрэ становились они парой. А если нет…
С красной ленты срывалась девушка и, если не хотела достаться какому-либо батыру, успевала добежать до воды и замочить ноги. И тогда имела право ещё раз - сколько угодно раз - снова становиться на ленту, до тех пор, пока не догонит её тот, кому она согласна быть женой. А батыр, не догнавший свою избранницу, на целый год терял право на жену, и крепко должен был подумать иной храбрец, если только не улыбнулась ему заранее та, с которой он вместе рискнул выйти к ленте: на расстоянии полёта стрелы трудно догнать ту, которая не хочет, чтобы её догнали.
И вот вышла первая пара… Ханша взмахнула платком - вихрем понеслась девушка к полоске воды. Ещё быстрее сорвался со своего места батыр … «Догонит! - кричали в толпе. - Эй, прибавь, не ленись!» «Не догонит! - кричали другие. - Не за невестой ему бежать, дома сидеть…» За несколько шагов до воды девушка оглянулась… можно сказать: не оглянись она, не догнал бы её батыр. А тут подвернулась нога, споткнулась девушка - а, хромая, до бега ли? Правда, когда вёл её за руку крепыш к тому месту, где, улыбаясь, ждала эту пару жена Кубрат-хана Аппак, не выглядела девушка чересчур огорчённой, а батыр - тот улыбался вовсю. Подойдя к ханше, наклонили они головы друг к другу… Щедрые подарки вручила им Аппак и от души пожелала долгой жизни и множества детей.
А на ленту вышла следующая пара. И здесь чуть не кончилось всё печально - у самой кромки воды, в самый последний момент догнал батыр свою избранницу. А вот третий не догнал. Чуть-чуть, один шаг оставалось ему сделать, но как раз этого шага ему не хватило, и, повесив голову, не глядя ни на кого, неудачник побрёл вдоль моря и шёл так неведомо куда, пока не скрылся из виду.

Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй? Вот и Василий Теркин, главный герой поэмы Александра Твардовского, пытался это выяснить у своих друзей-солдат:
— А кому из вас известно, что такое сабантуй?
— Сабантуй — какой-то праздник? Или что там сабантуй?
— Сабантуй бывает разный, А не знаешь — не толкуй.

Сабантуй — это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке — плуг и туй — праздник).

Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других. В этом празднике сплетается многое: и радость от удачного труда, и надежда на хороший урожай, и общение с расцветающей природой, удальство джигитов и мудрость старых аксакалов.

Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.

Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.

Торжество длится целый день, но главное в сабантуе — состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою удаль, силу и ловкость. Сабантуя не бывает без борьбы и скачек. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и пытаются, притянув противника к себе, перебросить его через голову. Зрители, конечно, «болеют» каждый за своего участника, подают советы, подзадоривают, делают замечания. За победу борцам вручают подарки.

Особенно интересны потешные игры. Сядут, скажем, двое на перекладину и начинают лупить друг друга мешками, набитыми травой. Кто не увернется от удара -падает. А так как ноги у них связаны под перекладиной, то неудачливый игрок повисает вниз головой.

Или наполняют таз кислым молоком, а на дно бросят монету, ее надо достать губами. А можно испытать удачу, взобравшись по намазанному салом шесту, на верху которого привязан самый настоящий живой петух. Кто долезет до верха, тому он и достанется.

Вот такой он веселый, этот праздник сабантуй!

просмотров