Основные виды приемы и способы запоминания. Методы быстрого запоминания: феномен памяти. Возникновение и развитие мнемоники

Основные виды приемы и способы запоминания. Методы быстрого запоминания: феномен памяти. Возникновение и развитие мнемоники

Наш век предполагает, что мы должны держать в голове огромное количество различных данных. Как же запоминать большие объемы информации? Когда нужно что-то быстро заучить, первое, к чему обращается человек - это зубрежка. Но такой способ запоминания информации утомителен и неэффективен. Усвоение необходимого материала может быть довольно увлекательной игрой, если использовать мнемонические приемы запоминания.

Что такое мнемотехника и мнемоника?

В чем заключается суть этих двух понятий? Под мнемотехникой следует понимать методы и приемы быстрого запоминания. Сочетаясь, они позволяют зафиксировать в голове большое количество информации. Искусство овладения этими приемами есть мнемоника.

Развить в себе способность запоминать сложные даты, числа, тексты и другое под силу каждому. Методы и приемы взрослых и для детей в равной степени посильны. Тренировать свою память можно и нужно в любом возрасте. Конечно, для этого должно быть огромное желание.

Как работает мнемотехника?

Работа с информацией происходит следующим образом:

  1. Берутся некие абстрактные данные.
  2. Далее информация кодируется. То есть между данными создаются определенные связи (ассоциативные, образные и так далее).
  3. Следующим шагом идет запоминание и повторение материала в удобной форме.
  4. Далее информация декодируется, то есть расшифровывается.
  5. И последнее: материалы, которые требовалось запомнить, воспроизводятся.

Таков алгоритм методики запоминания информации. Этот процесс выглядит несколько сложным для начинающих. Однако не стоит этого пугаться. Начав применять приемы запоминания материалов на практике, вы измените свое мнение.

Критерии методов мнемотехники

Существует огромное количество мнемонических приемов запоминания, но все они объединяются на основе некоторые критериев. Общим является для них следующее:

  • Эффект нового. Здесь не так важно, на каком задании вы сосредоточены и какова степень его сложности. Если упражнение для вас ново, то пользу от него вы ощутите большую. Главная цель мнемонического приема состоит в том, чтобы выйти за рамки привычной и обыденной обстановки.
  • Уровень сложности. Только то задание даст наибольшую эффективность, которое требует умственных усилий. Напрягая свой ум, вы получаете взамен знания.
  • Заинтересованность. Если вы не испытываете удовольствия от своих действий, то эффективность развивающих игр для памяти будет равна нулю. Остановитесь на том варианте, который приносит удовольствие. Только в этом случае шансы не бросить тренировки высоки. Сами задания подбирайте в соответствии с уровнем сложности, с которым вам под силу справиться. Постепенно можете усложнять занятия.

Мнемонические приемы запоминания

Они представляют довольно легкие способы освоения необходимых данных. Приемы запоминания понятны любому человеку. Используя их, вы сможете усвоить и закрепить в памяти большой объем информации.

Есть общее правило применения мнемонических приемов. Оно звучит следующим образом: используйте те образы и ассоциации, которые первыми пришли в голову. Если вы создадите несколько вариантов, то просто не сможете впоследствии выбрать нужный.

Базой мнемонических приемов являются создаваемые ассоциации, основанные на логических, образных или эмоциональных взаимосвязях. Так информация легче запоминается и воспроизводится. Создание цепочек ассоциаций должно опираться на уже известное, добавляя при этом новое, а именно то, что необходимо усвоить.

Способы запоминания в мнемонике

Наиболее распространенным методом является создание ассоциативных и образных рядов. Наряду с этим выделяют и другие способы: рифмизация, мнемофразы и другие. Рассмотрим основные мнемонические приемы запоминания.

Создание образных рядов

Основной упор в этом случае делается на визуализацию запоминаемой информации. Здесь используется несколько приемов, которые основаны на зрительной манипуляции с образами. Рассмотрим их подробнее.

Наложение образов

Суть данного метода запоминания информации заключается в создании связок. Они позволяют наложить один образ на другой за счет использования связей между стимулом и запоминаемым материалом. Такая мнемотехника - метод и прием для начинающих взрослых и детей. Он подходит при изучении иностранного языка. При помощи наложения визуального и акустического образов создается прочная связь.

Например, при изучении английского языка вам необходимо запомнить слово trolley bus (троллейбус). Представьте себе тролля в автобусе. Это и есть наложение одного образа на другой. В сознании образуется связка между визуальными образами, которые являются стимулами к запоминанию (троллем и автобусом) и акустическим. При изучении языков вы можете придумывать самые различные наложения.

Увеличение и уменьшение образов

Еще один метод, ориентированный на визуализацию запоминаемой информации. Смысл приема заключается в замещении сложного образа более простым. Например, вам нужно запомнить номер телефона. Каким же образом использовать этот прием? Представьте себе телефон в мельчайших деталях: цифры, трубку и т. д. Теперь представьте обратное. Постепенно увеличивайте размеры телефона. Сосредоточьте на кнопках. Так вы сможете, увеличив мысленно телефон до размера отдельных цифр на его кнопочках, запомнить нужный вам номер.

Мнемофразы

Мнемоническая фраза представляет короткое, зачастую рифмованное предложение. Строятся мнемофразы на основе искусственных ассоциаций. Используется, если необходимо запомнить не слишком увлекательные факты.

Часто этот прием применяется в школьной практике. Например, на уроках русского языка при изучении правописания наречий: уж замуж невтерпеж; при разграничении схожих глаголов: надеть одежду, одеть Надежду. Примером рифмованной мнемофразы может послужить известное из уроков геометрии шуточное определение биссектрисы: это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Акростих

Эта методика запоминания информации построена следующим образом: необходимо сочинить предложение (иногда это бывает и стихотворение), в котором первые буквы каждого слова являются началом материала для усвоения. С одним из акростихов все знакомы с детства. Так, для того, чтобы ребенок запомнил цвета радуги, ему говорили следующее предложение: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Вспомнив эту фразу, он мог безошибочно назвать все семь наименований.

Метод локации

Данный прием считается наиболее сложным, но тем не менее с ним процесс запоминания точно не будет скучным. Следуйте предложенным пунктам:

  • Вспомните привычную вам обстановку. Это может быть ваш собственный дом или квартира либо каждодневный маршрут на работу или учебу.
  • После того как вы представите ваш дом, мысленно обозначьте каждое место в нем какой-либо цифрой. Например, дверь будет номером 1, диван - 2, ковер - 3, зеркало - 4, а книжная полка - 5.
  • А теперь, проявив фантазию, сочините небольшую историю. К примеру, о том, что на дверь повесили ананас, на диване расположился вентилятор, под ковром очутился крокодил, на зеркало прицепили барабан, а между книгами на полке спрятали кирпич.
  • Так вы сможете запомнить нужные слова благодаря необычным ассоциациям.

Прием "Цепочка"

Этот метод мнемотехники поможет запомнить слова, которые не связаны друг с другом. Выстраивая в голове необычную цепочку образов, можно, например, составлять списки покупок.

Собираясь в магазин, вам необходимо купить следующее:

  • молоко;
  • ананас;
  • зубную пасту;
  • гречку;
  • сметану.

Теперь, чтобы ничего не забыть, придумайте смешной рассказ. Чем необычнее и абсурднее он будет, тем лучше. Так вы быстрее запомните информацию. Например: "Молоко играло на ананасе, гречке это не понравилось, она побежала к ананасу, но сметана остановила ее, и гречка смешалась со сметаной".

Таким способом можно запомнить от пяти до ста незнакомых слов.

Приемы запоминания числовой информации

Рассмотрим, как можно запомнить цифры. Самым сложным является именно усвоение чисел. Здесь поможет метод ассоциаций.

  • Образный ряд. Заранее подготовьте матрицу образов, каждый из которых соответствует определенной цифре. Например: один - карта, два - стакан, три - птица и так далее.
  • Метод создания образного ряда. Наиболее эффективным будет использование для цифрового обозначения их графических образов и схожести с другими предметами. Например: цифра 0 похожа на часы, глобус, так как эти предметы и нуль имеют округлый контур. Цифра 1 вызывает ассоциации с карандашом, свечой, гвоздем. Двойка напоминает коня из шахмат, лебедя. В таком порядке дополните остальные цифры своим ассоциативным рядом.

Если вы хотите, чтобы в памяти отложились числа, или задаетесь вопросом, как запомнить даты по истории, то данная методика позволит вам эффективно на основе созданных образов усвоить цифровую информацию.

Приемы запоминания текстовой информации

Многих школьников и студентов, да и взрослых, связанных с бумажной работой, интересует вопрос, как запомнить текст. На самом деле, потренировавшись, сделать это несложно. На нескольких таких методах остановимся подробнее.

Метод ОВОД

Название этого упражнения для мозга и памяти складывается из первых букв в обозначении основных стадий запоминания текста: основная мысль, внимательное чтение, обзор, доводка. Рассмотрим, в чем заключается суть каждого этапа подробнее.

  1. Основная мысль. Необходимо осмысленно прочитать текст. Здесь нужно воспринять текстовую информацию и выделить основные мысли, заключенные в ней. Для этого подчеркните необходимое. Как вариант, на отдельный листок выпишите необходимый материал. Например, вам необходимо запомнить правило написания сложных имен прилагательных. Читая параграф учебника, подчеркните основные случаи, связанные с данным правописанием.
  2. Внимательное чтение. Этот этап представляет повторное прочтение. Знакомясь с текстом во второй раз, обращайте внимание на детали и подробности. Для этого прочтение должно быть неторопливым, а также отличаться внимательностью и вдумчивостью. Главной целью такого метода является мысленная привязка обнаруженных подробностей и мельчайших деталей к основным мыслям текста. Так, читая повторно материл, обратите внимание на конкретные примеры, которые описывают основные случаи написания сложных прилагательных.
  3. Обзор. Название этапа говорит само за себя. Здесь текст просматривается бегло. Причем просмотр начинается не с начала, а с конца. Задача этапа - составить примерный план текста и запомнить его как последовательность реализации основных мыслей. Для этого при прочтении задавайте вопросы по выделенным пунктам. Например, при правописании сложных прилагательных выделяем два случая: через дефис и слитно. Каждый из них включает подпункты с примерами.
  4. Доводка. Теперь пытаемся повторить текст по памяти. Осуществляется это следующим образом: сначала необходимо вспомнить основные моменты и уже после этого переходить к подробностям. При этом постарайтесь никуда не подсматривать. Затем прочитайте еще раз составленный план, отмечая опасные места: то, что забылось или было упущено, но при этом является важным.

Этот пример мнемонического приема запоминания лучше всего подойдет для усвоения текстовой информации небольшого объема. Данная методика имеет накопительный эффект. Освоив новую информацию, повторите ее чуть позже. Это связано с тем, что она может быть быстро забыта. При использовании этого приема со временем эффект запоминания будет улучшаться.

Метод Цицерона

Названный в честь римского оратора и государственного деятеля, этот прием эффективен, если требуется запомнить текст большого объема. Данный метод вы можете встретить и под другими наименованиями - система комнаты или метод мест.

Цицерон, выступая на публике, никогда не опирался на написанный текст. При этом всегда его речи пользовались огромным успехом. Как запомнить текст, используя метод Цицерона?

Применение этого мнемонического способа сводится к мысленной расстановке важных фактов в определенном порядке в хорошо знакомой обстановке. Главным является определение последовательности прогулки по комнатам в соответствии с расположением материала. Каждый блок информации должен ассоциироваться с определенными комнатами. Начиная с больших пространств, со временем вы можете перейти к более мелким деталям.

Используя прием впервые, лучше действительно пройтись по дому, "расставляя" материал по нужным местам. Впоследствии эта потребность отпадет. Достаточно будет мысленно повторить запомнившийся маршрут.

Например, вам требуется запомнить целую главу по экономике "Модели рынка". Начните со своей комнаты. Постепенно двигаясь по дому, читайте материал. Каждая модель рыночной экономики - определенная комната. После еще раз пройдитесь по комнатам, при этом старайтесь не пользоваться учебником.

Человеческий мозг, подобно сверхмощному компьютеру, способен обрабатывать и сохранять поразительное количество информации. Человек мог бы запоминать абсолютно все, что хотя бы однажды распознавали его органы восприятия, если бы ни одно «но». И это «но» — процесс утраты доступа к полученным знаниям. Другими словами – забывание.

Забывание является защитным разгрузочным механизмом. Но именно это свойство памяти часто мешает нам воспроизводить ранее полученную информацию в нужный момент. Но, понимая, что такое память и как она работает, можно значительно улучшить ее показатели и освоить технику быстрого запоминания.

Неразрешенная загадка

Память – это способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. За этот процесс ответственны связи между нервными клетками головного мозга – нейронами. Количество и качество этих связей прямо пропорционально количеству накопленных знаний и объему жизненного опыта индивидуума.

Однако, не все так очевидно и просто, как может показаться на первый взгляд. И здесь имеет место занимательный парадокс: за 10 лет клетки головного мозга полностью обновляются, но воспоминания остаются, и в своем качестве нисколько не теряют. Многочисленные опыты с применением техник гипноза доказывают, что в нашей памяти сохраняется абсолютно все, что встречается нам на жизненном пути. И хотя большая доля этой информации хранится на уровне подсознания, при определенных условиях эти воспоминания вполне реально извлечь наружу.

Процесс запоминания

На физиологическом уровне воспринимаемая информация вызывает раздражение группы нейронов. Под воздействием таких информационных импульсов образуются нейронные связи. Каждое повторение одного и того же материала будет активизировать соответствующую группу нейронов, а связи между ними с каждым разом будут укрепляться. Соответственно, и само воспоминание на уровне сознания будет становиться более устойчивым и долговременным. Хотя, помимо обычного механического повторения на качество запоминания также влияют и другие факторы.

Факторы, влияющие на скорость запоминания

1. Эмоции

Как известно, эмоционально насыщенные события всегда оставляют ярчайший след в памяти человека. По тому же принципу информация, сопряженная с большой радостью или великим огорчением, непременно запомнится глубоко и надолго.

2. Концентрация

Умение абстрагироваться от внешних отвлекающих факторов и сосредотачиваться на объекте запоминания играет также немалую роль. В связке с умением концентрироваться, конечно, находятся и мотивация к запоминанию, и сила воли.

3. Интерес

Это одно из наиболее продуктивных состояний для запоминания. Интерес к чему-либо высвобождает невероятный энергетический потенциал, и человек попадает в так называемое состояние потока. Многим наверняка знакомо состояние, когда какое-то занятие захватывает настолько, что порой забывается даже потребность в еде и сне.

4. Физическое и психологическое состояние

Очевидно, что в гармоничном состоянии человек будет более эффективен. Совсем другое дело, когда ресурсы организма истощены недосыпанием, плохим питанием, болезнью или эмоциональным напряжением. В этом случае для полноценной деятельности мозга просто не будет хватать энергии.

5. Важность и полезность информации

Легче мы запоминаем то, что применимо в нашей повседневной жизни. Защитные механизмы мозга бесполезную информацию быстро стирают из оперативной памяти, дабы не происходила перегрузка. Как пример, иностранный язык быстро забудется, если отсутствует постоянная языковая практика.

Методы быстрого запоминания

1. Ассоциации

С помощью ассоциаций можно создать связи между новой незнакомой информацией и уже хорошо изученной старой. Этот метод особенно хорош, когда нужно заучить что-то с максимальной точностью. Например, отрывок из художественного произведения, стихотворение, иностранные слова, набор символов, или теоретическое определение.

Примеры различных типов ассоциаций:

  • Созвучие: ионная пара – конная пара;
  • Простые ассоциации: сноуборд – зима – снег – север – олень — рога;
  • Конкретизирующие понятия: млекопитающее – корова, ягода – ежевика;
  • Подобие форм и красок: графит – ночь, планета – шар

2. Структурирование

Быстро усвоить информацию поможет разбиение ее на логические разделы и построение между ними причинно-следственных связей.

Например, в истории точками разделения могут служить некие переломные моменты: начало войны, заключение договора, реструктуризация в правительстве, революция. А связи будут формироваться вокруг этих ключевых точек при анализе предшествующих и последующих событий (например: причины войны, последствия войны);

3. Эмоциональное наполнение

Как ранее было отмечено, лучше запоминается то, что несет яркий эмоциональный окрас. Потому, связывая заучиваемую информацию с личными душевными переживаниями, можно значимо ускорить этот процесс. Текст, драматично прочитанный с соответствующей жестикуляцией и мимикой, запомнится гораздо лучше и быстрее, чем он же, но прочитанный монотонно и бесчувственно;

4. Намерение

Предварительная волевая настройка на то, чтобы выучить заданный объем информации, также повысит эффективность запоминания;

5. Практические примеры

Долгосрочному запоминанию способствует осознание применимости изучаемого материала в реальных жизненных ситуациях. Потому из любой познаваемой информации важно выносить собственные выводы: этические уроки, актуальные законодательные прецеденты или бытовые хитрости. Все, что несет в себе практическую пользу, надолго укоренится в памяти.

Комплексное применение вышеизложенных методов позволит ощутимо сократить затраты времени на запоминание. А в качестве бонуса скучная зубрежка трансформируется в увлекательную практику познания.

Полезные советы

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией , причем, чем больше ее будет, тем лучше!

Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.


1. Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил "кривую забывания", демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

2. Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

3. Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

4. Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком , облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем "пробелы" в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа "белые пятна", которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

5. Метод массированного запоминания

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

6. Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

7. Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место "строительства" замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может "строить" в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера , которые принято называть "опорными пунктами". Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш "дворец памяти", вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

8. Использование мнемотехник



Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
  2. Рифмуйте информацию , которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой "ABC song". И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

Введение

Глава 2. Приёмы запоминания

2.2 Современные приёмы и методы запоминания

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого - мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл.

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Глава 1. Память и запоминание: общая характеристика

1.1 Память как основа психической деятельности человека

Наша память основана на ассоциациях - связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании.

"Память - это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал" .

Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную , включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую , выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; двигательную , называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную , память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память подразделяют на непроизвольную (без ранее поставленной цели запомнить) и произвольную (напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации память делится на кратковременную , действующую всего несколько минут; долговременную , характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала и оперативную , хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время. Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения в вузе.

В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти.

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание - это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, "закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия" .

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла - это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Заучивание - вариант высшей точности воспроизведения при произвольном запоминании - в учебном процессе используется особенно часто. Оно подразумевает "систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов" .

Воспроизведение словесного материала без понимания его смысла - не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию" . "Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями" .

Глава 2. Приёмы запоминания

2.1 Возникновение и развитие мнемоники

Большая часть истории человечества протекала до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. В таких бесписьменных культурах память подлежала постоянному упражнению, а воспоминания - сохранению и обновлению. Поэтому искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы знаний. Особые люди - старейшины, барды - становились хранителями общественной культуры, способными пересказывать эпические повествования, в которых запечатлевается история любого общества.

Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст. Система приемов, улучшающих использование памяти, - так называемая мнемотехника - по-видимому, не один раз независимо возникала и разрабатывалась во многих культурах.

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки, хотя в письменных источниках первое упоминание о ней принадлежит римлянам. В трактате "De oratore" ("Об ораторе") римского государственного деятеля и писателя Цицерона содержится первое упоминание о мнемотехнике. Цицерон приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему в пятом веке до н.э. Этот первый приём предлагал держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранит порядок предметов. В таких мнемотехнических системах воспоминания сохраняются путем "привязки" их к элементам хорошо знакомого окружения - обычно дома с его комнатами, а подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаются вдоль цепочки таких элементов. После этого их легко вспоминать, если говорящий будет "внутренним зрением" следовать по ходу этой цепочки, переходя от одного элемента к другому. Другой латинский текст неизвестного автора под заглавием "Ad Herennium" определяет память как прочное сохранение, усвоение умом предметов, слов и их взаимного расположения. В этом тексте речь идет о том, как выбирать образы, которые, помимо прочего, могут давать представление об организации запоминаемых объектов.

Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В средневековье оно в основном сводилось к приемам запоминания чисел и букв. Считалось, что достаточно запомнить легко воспринимаемую глазом последовательность рисунков или расположенных по кругу надписей, чтобы при случае вспомнить порядок молитв или перечень пороков и добродетелей. С XIV века место "записи" запоминаемых образов стали уподоблять театру - особому "театру памяти" с символическими скульптурами, подобными статуям древнеримского форума, у основания которых можно было располагать объекты, подлежащие запоминанию.

Книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он рассказывает о своей книге под названием "О тенях идей", повествовавшую о его мнемонических приёмах. В его руках театры памяти стали средством классификации и постижения сущности Вселенной и природы, моделями небес и преисподней.

В научном мире запоминание осуществляется в основном через аналогию, особенно в точных науках. Мы пытаемся понять неизвестное, сравнивая его с тем, что уже знаем. Так, Резерфорд в своей теории сравнивал электроны, движущиеся по орбитам вокруг атомного ядра, с планетами, обращающимися вокруг Солнца. Здесь аналогия нужна лишь для того, чтобы создать наглядный зрительный образ.

Как лучше воспринимать и запоминать обилие информации, которое обрушивается на мозг современного человека? Наверняка, каждый задается таким вопросом, особенно, когда это становится чрезвычайно актуальным, например, во время учебы, экзамена, выступления перед аудиторией, чтения научной литературы.

Чтобы процесс получения и сохранения информации был более действенным, существуют различные приемы запоминания.

Использование систем мнемотехники

В психологии определено, что для овладения любой деятельностью необходимо формирование определенных навыков. Такое же правило применяется для успешного запоминания большого объема знаний. Основные навыки этого процесса приобретаются и формируются под влиянием различных технологий. Какие же методы запоминания могут считаться самыми эффективными?

Сейчас все большую популярность приобретает мнемотехника или искусство запоминания, которая состоит из совокупности (системы) определенных способов, методов, приемов и техник, значительно облегчающих работу с текстовыми материалами.

Мнемотехника ценилась во все времена, люди проявляли к ней особый интерес и интенсивно разрабатывали технологии, добиваясь, чтобы главными свойствами их приемов стали простота, универсальность, эффективность.

Подтверждением такой технологии является система Джордано. Сущность ее содержится в том, что работа памяти идет поэтапно. Сначала происходит кодирование информации в зрительные образы; затем наступает сам процесс запоминания; следом — необходимое усвоение последовательности материала, на последнем этапе – закрепление и сохранение информации в мозге. Исходя из этого, приемы запоминания информации будут систематизироваться по разработанным этапам.

Как отмечают специалисты, система Джордано самая эффективная и практичная в повседневной жизни из всех существующих, используется для усвоения, сохранения часто встречающейся, достаточно четкой, информации. Например, нужно зафиксировать в памяти цифры телефонного номера, название улицы, фамилию, имя, отчество, точные даты, географические названия.

Эта же техника запоминания может служить при работе с энциклопедическими материалами, учебными текстами, если только правильно уметь выделять ключевые слова или фразы. Нужно только учитывать, что материал запоминается не досконально, а близко к тексту, при этом используется принцип «от частного к целому».

Подобная система предполагает необходимость развития навыка запоминания, так как сам процесс работы с информацией зависит от степени тренированности человека, от сложности материала. Например, даже самая непродолжительная тренировка дает возможность за 3 секунды запомнить двузначное число, а за 5 минут можно запомнить 100 двузначных чисел.

Интересно то, что, работая по методу Джордано, можно быстро находить в уме знания, содержащие одинаковые элементы, к примеру, похожие числами даты.

Другой, не менее эффективной технологией, рассчитанной на запоминание большого объема информации, считается методика Цицерона, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Она может содержать до 50 образов и больше, поэтому запоминаемая информация будет более объемной, чем предполагают другие способы запоминания.

Технология запоминания по методике Цицерона заключается в том, что важные для восприятия объекты нужно мысленно расставлять в строго определенном порядке, используя обстановку комнаты. Далее при воспроизведении материала достаточно вспомнить комнату.

Таким же образом поступал Цицерон, когда готовился к своим речам. Прогуливаясь по дому, он мысленно размещал везде важные пункты своего выступления, потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.

Для построения системы образов можно использовать обстановку других помещений или даже придуманную комнату.

Как варианты данной системы, часто используется дорога, по которой человеку ежедневно приходится ходить, или знакомая ситуация.

Метод Цицерона полезно применять при запоминании цифр, только нужно их из абстрактной формы перевести в конкретную. Например, в психологии рекомендуется связать цифры с буквами: 0 – о, 4 – ч, 6 – б и прочее, а затем по отработанной схеме запомнить их.

Эффективность приемов быстрого запоминания

Когда информация трудна для восприятия, а время ограничено, на помощь приходят рациональные приемы запоминания. Освоив их, человек может работать с любым материалом за короткий срок.

Как наиболее эффективные, можно предложить приемы, отлично зарекомендовавшие себя в мнемотехнике.

Например, такой прием, как рифмование текста широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом. Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать.

Классический пример — рифма при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть, смотреть, и зависеть, и терпеть).

Подобно этому используется придуманная рифмованная фраза, помогающая при изучении падежей: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь». Аналогично можно зарифмовать правила русского языка: «уж замуж невтерпеж».

Такими же актуальными являются другие методы запоминания. Например, часто используется прием аббревиатуры, служащий для лучшего запоминания различных объектов, не связанных между собой. Всем известна популярная фраза при изучении цветов радуги.

Техника запоминания при помощи аббревиатуры полезна тем, что позволяет не только сокращать длинные фразы, но и фиксировать их надолго в сознании, например, при названии государственных, учебных учреждений или научных понятий: вуз, сопромат, ГИБДД, ГЭС, ЕГЭ.

Чтобы создать свою аббревиатуру, можно придумать незамысловатое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв запоминаемых слов.

В психологии считается, что оптимальными являются классические техники запоминания информации — пиктограммы, ассоциации, активное повторение.

Технология метода пиктограмм построена по принципу выделения ключевых слов, на которые потом придумывается образ. При его зарисовке возникает зрительная ассоциация. Художественных навыков здесь не требуется, просто пиктограмма должна напомнить ключевое выражение или слово.

Ассоциации – проверенная временем технология запоминания, когда устанавливается связь между объектами. Она активно используется для людей любого возраста. Сущность этого метода запоминания в том, что при появлении в сознании одного объекта, вспоминается другой.

Ассоциации могут быть разных видов, например, цепочки, ассоциативные связи, «матрешка». Подбор их зависит от содержания запоминаемого материала.

Данная техника запоминания может служить при работе над последовательностью слов, при фиксировании чисел, телефонов, дат.

Иногда бывают затруднения при составлении связей между объектами. Тогда специалисты рекомендуют создавать самые необычные, даже абсурдные связи, которые даже лучше запоминаются.

Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала.

От природы человеку дана память, которую нельзя считать совершенной. Но, чтобы активно пользоваться приобретенными знаниями, сохранять их в памяти, добиваться, чтобы они становились систематическими, более глубокими, необходима специальная работа для формирования навыков запоминания. Приобретя знания, призвав на службу воображение, мышление, каждый может сам придумать приемы, облегчающие запоминание информации.

Автор статьи: Сюмакова Светлана
просмотров