Занятие как рубашка в поле выросла. Большая. Чему учит рассказ

Занятие как рубашка в поле выросла. Большая. Чему учит рассказ

Конспект по познавательному развитию
«Как рубашка в поле выросла.»

Программные задачи::
1 . Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна, технологией изготовления крестьянами одежды.
2. Закреплять знания об орудиях труда, их значение, умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее.
3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.
4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.

Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций «Как выращивали лён» , «Цветущий лён» , «Как наши предки шили одежду» . Рассматривание семян льна; рассматривание иллюстраций «Русский национальный костюм» . Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ; «Как Мите сшили сюртук» . Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» . Рассказывание русских народных сказок «Мудрая дева» , «Хаврошечка» . Слушание русской народной песни «Ой ты, прялица». Разучивание русской народной песни «Вот те гребень» . Разучивание русской народной игры «Прялица» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Как Мите сшили сюртук» . Беседа по содержанию русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Материал. Рубаха, штаны, сарафан, фартук, поясок, прялка, веретено, иллюстрации с изображением выращивания льна и орудий труда.
Ход деятельности.
Воспитатель: Сегодня ребята, мы свами поговорим о старинной одежде: она чем-то похожа на современную, а чем-то отличается. А еще узнаем из чего сшита эта одежда.
Посею я, млада, ленку
При дорожке, при толку.
Ты расти, расти ленок,
Тонок, долг и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист!

Лён выращивали, чтобы из него шить одежду для всей семьи.
Маленькие блестящие семена льна разбрасывали по полю и приговаривали:

Зародится, мой льнище,
И долог, и тонок,
Золото коренье,
Серебряно семя!

Когда синие цветочки опадали, головки подсыхали, лен выдергивали с корнями, завязывали снопики, приговаривали: «Ты удайся мой ленок!», чтобы лён вырос густым, крепким. Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля) , трепали (разделяли стебель на тонкие волокна) , чесали (выравнивали льняные пряди) . С 18 октября, на день Харитины, женщины и девушки начинали прясть. В народе говорили: День Харитины-первые холстины. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Прялица» .
Дети считалкой выбирают игрока. Если это мальчик, то ему предлагают выбрать в пару девочку (и наоборот) .Пара стоит в центре круга.Остальные дети стоят кругом и поют:
Уж ты прялица-кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку полядывать.
Во беседе нет весельица,
Моя мила не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу тёмненька,
Из-за садику зелененька.

Во время песни девочка и мальчик быстро вертятся в одну и другую стороны. С окончанием слов песни они по русскому обычаю трижды целуются и уступают место другой паре. Игра продолжается.

Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали, превращая в нити.
Ребята, потрогайте льняную нить. какая она?
Дети: Длинная, прочная.
Воспитатель:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.

Из ниток на ткацком станке делали ткань. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы.
А сейчас отгадайте, из какой это сказки.

1. Ткать холсты героине помогала коровушка?
Дети: Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А.С. Пушкина старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

3. Мороз подарил девочке платье, расшитое серебром и золотом?
Дети: Русская народная сказка «Морозко» .

4. В какой сказке царь дал приказание: «Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.» , а она наказывала: «Скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать» ?
Дети: Русская народная сказка «Мудрая дева» .
Воспитатель: Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи. Из чего же они шили одежду?
Дети: Из полотна.
Воспитатель: а какую одежду они шили из полотна?
Дети: Рубахи, штаны, сарафаны, фартуки.
Воспитатель: Одежда, сшитая из полотна, называлась домотканной. Чтобы что-нибудь сшить, нужно «отрубить» полотно, то есть – обрезать. «Рубаха»- сшитое полотнище. Именно она, по мнению наших предков, являлась оберегом от сглаза, злых духов. Все, от мала до велика, носили рубахи. Повседневные рубахи, обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу нечистым силам. В праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой, вышивка тоже считалась оберегом. Замужние женщины всегда носили фартук.
А когда сейчас надевают фартук?
Дети: Когда готовят еду и моют посуду.
Воспитатель: В сарафанах сначала ходили женщины только из царской семьи, знатные боярыни. Сарафаны шили из парчи, бархата, шелка и украшали их вышивкой и драгоценными камнями. постепенно сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси.
На праздник шили нарядные, яркие сарафаны, украшали вышивкой. Под сарафаны одевали длинную рубашку с рукавами.
А теперь отгадайте загадки. Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной вещи, а тот, кто отгадает, находит и показывает одежду.
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел.
(штаны)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями,
В одно входишь,
А в три выходишь?
(рубаха0

Каждый день по утру,
Надеваю я трубу,
Ну не догадаться Вам!
Она зовётся..
(сарафан)

Целый день я в нём хожу,
Словно в обруче.
(пояс)
Любили наши предки повеселиться. Давайте и мы встанем и споём песню «Вот те гребень» .

Вот мы с вами и узнали, как делали рубахи в старину
Нить и полотно наделялись волшебными свойствами. А еще ниточка и полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Я надеюсь, что он у вас будет счастливый, и чтобы ваша дорога всегда была ровной и гладкой.

В помощь учителю методические разработки уроков

Конспект № 1.

Тема занятия. "Как рубашка в поле выросла" (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского).
Содержание. Знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды.

Вступление

Педагог . Сегодня, ребята, мы поговорим о старинной одежде: в чем-то она похожа на современную, а чем-то отличается. Разобраться в этом нам поможет кукла Дуся. (Показывает куклу.) Во что она наряжена?

Назвать вещи детям помогут загадки:
Один вход - три выхода. (Рубашка)
Днем как обруч,
А ночью как уж. (Пояс)
В липовом корытце
Живое тело шевелится. (Ноги в лаптях)

Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.

Педагог . Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Рубаха нужна была и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.
Педагог напоминает детям сказку "Царевна-лягушка" (см. прил. VI, с 161-167) и читает отрывок, где идет речь об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

Педагог . Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву - лен и из него делали ниточки, из ниточек - полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду "выращивали". Ребята, вы видели, чтобы рубашки в поле росли? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.

Часть I. Обработка льна

Далее педагог рассказывает о севе льна.
Педагог . Увидела Таня, как ее отец горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:
- Что это ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка. Вырастет тебе и Васютке новая рубашечка.
Удивилась Таня. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!"

Педагог переходит к рассказу об уборке льна.
Педагог . Прошло время, лен зацвел голубыми цветочками... "У братца Васи такие глазки, - подумала Таня. - Но рубашечек таких я ни на ком не видела".
Когда цветочки опали, на их месте показались зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергали весь лен с корнем... На работу они вышли в особой одежде - расшитой узорами рубахе "Ленек", собирались, как на праздник, и говорили Тане: "Славная у тебя будет рубашечка!"

Следует на протяжении рассказа показывать детям фотографии, на которых запечатлены этапы роста льна, или представлять настоящий лен: зеленый без цветов, с цветочками, с созревшими семенами - коробочками. Все операции по уборке льна, его обмолоту педагог проигрывает, показывает движениями.

Педагог . Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху привалили, чтобы не всплыли... Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить доской... Про нее говорят: "Стоит Арина - рот до ушей". Это - мялка. Своим зубастым ртом она "пережует" стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.

Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ - помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движения мялки, произнося при этом поговорку. "Мни лен доле, полотна будет боле".

Педагог . А затем жесткую кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - трепалом. А чтобы девушкам работать было полегче, в его ручку забивали горошек, и тогда трепало становилось "музыкальным", а работа - веселой.

Педагог берет в руки погремушку - шаркун - и гремит им в такт "работе" детей, воспроизводящих на этот раз движения трепальщицы льна.
Педагог. Часто трепало дарил понравившейся девушке парень. Тогда он стремился на этом деревянном ноже вырезать красивые ажурные узоры, чтобы показать: он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну. А какие узоры вы видите на этом трепале?

Чаще всего дети узнают в узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует пояснить ребятам, что, завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые божества, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг - символ солнца, квадрат - символ земли). Эти изображения были призваны помочь людям в работе, сделать ее удачной.

Педагог . Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он не сделался мягким и шелковистым. "Славная у тебя будет рубашечка!" - опять сказала Тане ее сестра.
Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно), сравнить ее с жесткими льняными стеблями и ответить, на что она похожа.
Педагог. Но Таня подумала: "Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку".

Часть II. Прядение и ткачество

Педагог . Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани стали из льна нитки прясть. "Это нитки, - думает Таня. - А где же рубашечка? А без ниток можно сделать рубашечку?"

Педагог показывает детям прялку. Рассматривая ее вместе с педагогом, ребята определяют назначение деталей: донце - на него садилась мастерица, "чтобы работа не убежала"; "зеркало" - к нему привязывали кудель. Девочек "присаживают" за прялку, "чтобы были хорошими мастерицами". Они при этом могут воспроизводить движения пряхи или накручивать на веретено специально заготовленные нитки. Педагог сравнивает веретено с катушкой, на которой хранятся нити.

Скачу по горнице с работою моею.
Чем больше кручусь, тем больше толстею.
(Веретено)
Скорчится - с кошку,
Растянется - с дорожку. (Нить и веретено)
Дети ответ на загадку дают все вместе.

Педагог . Прошли зима, весна, лето, настала осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок), натянул нити - основу для ткани и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.

Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка:
Речка течет, рыбка играет, А за нею лед замерзает.

Рассматривая с педагогом ткацкий стан, дети должны найти речку (нити основы), рыбку (челнок), лед (холст) и правильно их назвать. В конце проговаривают все вместе название станка - "кросна".

Педагог . Но какого цвета холст? Серого. Будет ли рада Таня такой рубашке? Нет. Что же нам делать?
Стали холст на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым...
Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег, рубашечки.
Педагог показывает детям рубаху из льняного полотна, заостряет их внимание на деталях традиционного кроя.

Педагог . Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался "по росту" мастерицы. Рубаха, как считали наши предки, хранила в себе силу здоровья своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась, создавали "границу", "порог" - расшивали подол, рукава, горловину узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.

В игровом занятии надеть рубаху доверяют тому, кто победит в конкурсе: "Кто быстрее смотает полотно?" Для этого потребуются: две палочки, яркий лоскуток и длинная лента. Концы ее следует прикрепить к палочкам, а середину отметить, пришив лоскуток. Двое участников конкурса, взявшись, каждый за отдельную палочку, растягивают ленту. Затем, по команде педагога, наматывая ленту на палочку, продвигаются; навстречу друг к другу. Тот, кто первым доберется до цветного лоскутка, - победитель.

Когда на победителя надета рубаха, он должен, прохаживаясь по залу, показать ее всем. И, конечно, показать достойно. Поэтому педагог обращает внимание на осанку ребенка, на ритм его движений, указывая на то, что одежда диктует стиль поведения. Затем рубаху снимают.

Заключение

Педагог . Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в старину. Нить и полотно наделялись волшебными свойствами и, как считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.
Педагог напоминает детям сказку "Царевна-лягушка", где благодаря клубочку царевич нашел свою невесту.

Педагог . Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получалась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то тонкая, то толстая - много будет огорчений. Ниточка, полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливый. И чтобы ваша дорога была ровной, гладкой, прощаясь с вами, машет вослед платочком.
Дети прощаются с куклой Дусей, помахивая своими платочками или рукой.

Слова для запоминания:

веретено, кросна, кудель, лен,
мялка, нить, полотно, прялка,
прясть, рубаха, ткань, ткать,
ткачество, трепало, челнок, холст.

Конспект № 2.

Тема занятия . "Сия прялка изрядна - хозяюшка обрядна".

Занятие проводится в музее на экспозиции музея льна, однако с равным успехом может быть воспроизведено и в игровой комнате детского сада при условии наполнения ее необходимым материалом (прялка, веретено, волокнистые растения, вата, шерсть, нити, карандаши).

Вступление

Педагог . Здравствуйте, дети. Мы с вами находимся в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы. Давайте внимательно рассмотрим их работы и попробуем отгадать, что же мастерицы любят делать больше всего, чем они занимаются?
Обобщая ответы детей, педагог называет занятия: прядение, плетение, ткачество, шитье, вышивка.

Педагог . Это - древнейшие и очень нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет. И мы с вами сегодня будем учиться плести поясок в подарок любимой кукле.

Часть I. Знакомство с техникой прядения

Педагог . Чтобы сплести поясок, нужны ниточки. Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это и называется "прясть".
Педагог разделяет льняной стебелек на части и показывает волокна детям; затем раздает каждому небольшие кусочки ваты (хлопок), пучочки непряденой шерсти, стебельки льна и показывает, как скручивать из волосков или волокон нить.

Педагог . Возьмем в левую руку кусочек ваты, зажмем ее в кулаке. Пальчиками правой руки вытянем из ваты несколько волосков и крепко их скрутим Повторим движение несколько раз. Отложим в сторону вату, возьмем шерсть, потом лен и сделаем с ними то же самое. А теперь потяните ниточку за кончик, чтобы проверить ее прочность. Что у нас получилось? Какую ниточку легче было скрутить - из ваты, шерсти или льна? Вышли ниточки длинные или короткие, ровные или с "катышами", рыхлые или тугие?
Во время работы педагог обращает внимание ребят на то, что скручивать нужно только вытянутые нити, а не комок кудели. Система опорных вопросов, а также собственные ощущения помогут детям оценить качественную разницу между материалами, понять принцип и технологию прядения. На этом этапе дети должны почувствовать, в чем состоит сложность работы.

Педагог . Вот видите, что у нас получилось - и ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому что пальчики левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы их освободить, стали люди привязывать кудель к специальной подставке - прялке. Привязали кудель и назвали ее бородкой (похожа на волосы). А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец ее привязали к деревянной палочке - веретену. Верхний конец у него заострен. На нижний надевали пряслице (глиняное или каменное колечко), чтобы лучше крутилось. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка.

Педагог садится за прялку и показывает, как нужно прясть. Лети наблюдают за его работой и слушают рассказ об устройстве прялки, о способах ее украшения, "посиделках", а также разгадывают загадки о прялке, веретене, процессе прядения, разучивают коротенькие стишки или песенку соответствующего содержания и так далее (в зависимости от подготовленности и реакции группы).

Педагог . Теперь вы будете учиться вращать веретено. Берем карандаши (они очень похожи на маленькие веретенца), держим на весу правой рукой, вращаем слева направо, по ходу солнышка. Большой пальчик отталкивает карандаш, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное - не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниточек можем напрясть.
Педагог помогает детям освоить вращательное движение. Практические задания неизбежно вызывают затруднения (при "прядении" нити рвутся, при вращении "веретена" карандаши падают). Однако мы не ставим задачу научить ребенка прясть. Дети выполняют задание на операционном, а не на исполнительском уровне. Важно, чтобы они почувствовали, "пропустили" весь процесс через себя. Воспроизведение технологической основы прядения на операционном уровне приводит к осознанию, что вещь - результат деятельности человека по преобразованию элементов природы (растение, шерсть) в компоненты культуры (нить).

Часть II. Витье и плетение

Педагог . Итак, ниточку человек получил с помощью кручения - вращения веретена и свивания волокон. А потом он решил покрутить готовые ниточки, перевить их. Делимся на пары, получаем ниточки. Каждый в паре берется за свой конец нити, вращает ее вправо, пока не закрутит до середины. У кого ручки проворнее? Дошли до середины, перегнули жгутик пополам и завязали на концах узелочки. Вот и готов нарядный маленький поясок для нашей куклы! Как получился? Мы его свили. А теперь сплетем поясок из других ниточек так, как девочки косички плетут.
Пока дети осваивают технику плетения, педагог рассказывает о значении пояса в традиционной культуре русского народа (обязательная часть костюма, атрибут свадебных обрядов, магическая защита человека, желанный подарок и т.д.). Анализируя видимые результаты совместных действий, ребенок сможет осознать свою способность делать нужные, полезные, вещи, почувствовать себя значимым, что вызовет у него чувство радости и удовлетворения.

Часть III. Проведение игры "Плетем поясок"

Игра закрепляет полученную информацию, снимает утомление, развивает двигательную активность.
Дети делятся на группы с нечетным количеством участников, например по пять человек. Педагог держит в руках пять разноцветных полосок ткани шириной два сантиметра, длиной один метр. Дети берут их за свободные концы, натягивают на уровень груди и становятся полукругом напротив педагога. Ребенок, который является крайним справа, первым пробегает под двумя полосками ткани и становится в центре полукруга. Затем под двумя полосками ткани бежит крайний левый и становится рядом с первым ребенком Остальные дети отодвигаются от центра, занимая освободившиеся места. Движение происходит по схеме плетения косы из пяти нитей. Игра продолжается, пока не будет сплетен поясок.

Заключение

В этой части занятия дети получают на память "продукты" своего труда и домашнее задание: приготовить подарок для любимой куклы - сплести поясок.

Слова для запоминания:

вышивка, плетение, прядение, пряслице, свивать, шитье

Конспект № 3.

Тема занятия . "Тонко бело полотенечко, хитромудро рукодельице".
Содержание . Знакомство с традиционным видом женского рукоделия - ткачеством. Освоение детьми техники ткачества.

Занятие проводится на экспозиции "Русские. Традиционное жилье" или в игровой комнате детского сада. Для занятия необходима модель ткацкого станка.

Вступление

Педагог . Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы научились плести поясок. Сегодня продолжим наше знакомство с женским рукоделием и будем учиться ткатъ, то есть так переплетать ниточки, чтобы получить из них ткань, или полотно. Для этого люди придумали специальное приспособление - ткацкий стан.

Часть I. Ткачество

Педагог . Поможет нам в работе детская игрушка, которая так и называется - "ткацкий станок". Самое важное в нем - рама. На раму натягивают нити - это основа будущей ткани.

Для переплетения берем другую нить, намотанную на челнок. Она сматывается с челнока, как бы "утекает", и называется "уточная нить", "уток". Главный рабочий инструмент - бердо (гребенка с зубчиками и отверстиями в них для ниток). Бердо то поднимают, то опускают, поэтому ниточки меняются местами, а в пространство между ними пропускают челнок.
Педагог сопровождает рассказ показом рабочих деталей станка и демонстрирует принцип его действия, а затем помогает детям освоить практические движения по изготовлению полотна. Происходит фиксация внимания и тренировка памяти детей при отработке направлений движения (бердо - вверх, челнок - влево, бердо - вниз, челнок - вправо).

Часть II. Полотенце в жизни людей и в мире сказки

Педагог . Вот мы и освоили самый простой способ тканья. Что можно сшить из ткани, из полотна? Рубаху, платок и другие нужные вещи. Например, полотенце. Как без него обойтись? Вспомним каждый свое полотенце, которым мы вытираем лицо и руки. А теперь сравним наше полотенце со старинным из музея. Чем они отличаются? Удобно ли таким (музейным) вытираться? Не жалко ли? А может быть, его лучше использовать как-то иначе?
Сравнивая два, казалось бы, похожих по назначению и названию предмета, ребенок начинает понимать разницу между ними, чувствовать скрытую "тайну" музейного экспоната. Система опорных вопросов со стороны педагога моделирует проблемную ситуацию. В сознании детей возникает противоречие между знанием и не знанием - мотив для восприятия нового материала. Далее занятие строится по типу вербального сообщения об эстетической, утилитарной и обрядовой функциях вещи, в данном случае полотенца.

Педагог . Раньше словом "полотенце" называли только длинные (около трех метров) полотнища ткани. Они были белого цвета с вышитыми узорами на концах. Полотенца использовали для украшения жилища (в этом случае их называли "божник", или "накрючник"). Полотенце могло быть частью праздничного костюма (головной убор, пояс). Полотенце было необходимо при проведении праздников, обрядов (крестильное полотенце, свадебное). Хитромудрые узоры на их концах были не просто для красоты. Давайте вместе попробуем отгадать, о чем могла думать мастерица, когда вышивала красной ниточкой по белому холсту коня, птицу или растение.

Рассматривая характерные узоры, дети перечисляют наиболее часто повторяющиеся мотивы. Предложение педагога о самостоятельной дешифровке знаков детьми дает возможность активизировать их интеллектуальную деятельность. Однако не следует подробно останавливаться на семантике орнаментальных мотивов, учитывая возрастные особенности аудитории. Логичнее, применяя тематическую классификацию, выделить в ходе занятия геометрический, растительный и зооморфный орнаменты. Это лучше сделать в виде следующего практического задания.

Педагог . Сейчас я раздам каждому из вас по нескольку карточек. На них вы увидите узоры, которые мастерицы чаще всего вышивали на полотенцах. Карточки нужно разделить на три группы: в правой руке держим те, на которых изображены кресты, ромбы, прямые линии, то есть геометрические фигуры; на коленях те, на которых изображены цветы, деревья; в левой руке те, на которых изображены птицы, животные, люди. Кто сделает это быстрее всех?
Включение в занятие задания соревновательного характера способствует стимулированию у детей активного познавательного процесса, а педагогу дает возможность проверить уровень развития у ребенка аналитического мышления, умения расчленять целое на части и делать сравнения, умозаключения, выводы. В случае необходимости педагог может откорректировать действия ребенка.

Заключение

Закончить занятие рекомендуется чтением сказки "Баба Яга". Обращение к сказочному сюжету позволит разбудить детскую фантазию, перейти к ознакомлению с мифологическими воззрениями русского народа и объяснить на доступном ребенку уровне принципы наделения обычных вещей "волшебными" свойствами (то есть указать на их скрытые культурные значения).
Педагог. В давние времена люди верили, что полотенце может спасти человека от болезни, разных неприятностей, а в сказке - даже от Бабы Яги. Помните, девочка, спасаясь от погони, бросила сзади себя полотенце, и "сделалась река, такая широкая-широкая..."

Слова для запоминания:

бердо, полотенце, ткацкий станок, уток

Программное содержание :

1. Познавательные задачи : развивать познавательный интерес к окружающему, познакомить детей с этапами изготовления изделий изо льна, дать понятие о русском национальном костюме; познакомить с технологией изготовления тканей в прошлом и настоящем, уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, вызывать интерес и бережное отношение к одежде. 2. Развивающие задачи : расширять кругозор, развивать память, воображение и мыслительную деятельность детей, художественно-эстетическое восприятие изделий народного творчества (льняные вышитые изделия, русский костюм). 3. Речевые задачи : развивать речь, обогащать словарь детей. 4. Воспитательные задачи : воспитывать интерес к прошлому нашей страны, культуру общения, уважение к труду взрослых, желание больше знать. Предварительная работа : Беседы о старинной одежде, рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в деревне, сюжетно - ролевая игра: «Магазин одежды», дидактическая игра: «Одень куклу по сезону», экскурсии в мини-музей «Русская изба», на мини-выставку тканей, в Егорьевский историко-художественный музей. Материалы и оборудование : видеофильмы «Как рубашка в поле выросла» по рассказу К.Д. Ушинского, «Как делают льняную ткань», презентации «Как лен растет», «Как рубашка в поле выросла: из чего и как делают одежду».

Ход ООД.

Воспитатель : Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые, просто загляденье: чистая и опрятная одежда всегда выглядит нарядно. Вы знаете, где берут одежду?

Дети: Ее покупают в магазине, на рынке.

Воспитатель : А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла. Вы хотите узнать, почему так говорили? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена.

Просмотр видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».

Воспитатель : Ну что, поняли, как рубашка в поле растет?

Про какое растение говорилось в фильме? (Про лен).

Просмотр презентации «Как растет лен». (см. категорию "Презентации")

Слайд 1. Воспитатель : Это - семена льна. Их сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен: руками из лукошка.

Слайд 2. Он рос, становился зеленой травкой,

Слайд 3. а когда зацветал голубыми цветами, то казалось, что это голубое покрывало.

Физкультминутка «Цветы» (выполнение движений в соответствии с текстом)

Раз, два, три — выросли цветы!

Цветочки к солнцу потянулись высоко, высоко.

Стало им приятно и тепло.

Ветерок налетел - Стебелёк закачал:

Стебелек качнулся влево,

Наклонился низко,

Стебелек качнулся вправо,

Наклонился низко.

Ветерок, улетай, улетай,

Ты цветочки не ломай.

Слайд 5. - Когда лен достают из земли? (Когда цветы льна опали.)

Слайд 7. Потом лён молотят - выбивают из метёлок зёрна, отделяют коробочки от стеблей.

Слайд 8. - Что делали со льном, когда он просох? (Опустили в воду, камнем прижали.)

Слайд ы 9, 10. - Когда вынули лен из воды, что с ним делали? (Стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем.)

Слайд 12. А потом отец принес ткацкий станок, стали на нем ткать полотно.

Слайд 13. - Что делали с полотном? (Его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался.)

Воспитатель : Молодцы! Всё правильно запомнили. Давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Вырастим лён». Дети идут по кругу и имитируют действия в соответствии со словами: сеют, растут (присели-встали), цветут (цветок из ладоней), выдергивают, снопы складывают, топят в речке, колотят (на колене), чешут, прядут, ткут, расстилают, водой брызгают, режут (ножницы), шьют.

Слайд 14. Воспитатель: Вот такой долгий путь проделывала рубашка, которая в поле выросла. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Рубаха была древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков. Женская рубаха была длинная, до полу. Впереди на ней посередине горловины делали разрез. Низ рубахи, рукава и горловину украшали вышивкой. Кроме того, у старинной мужской рубахи часто ворот (разрез) расположен сбоку (не прямо по центру, а вкось). Поэтому такую рубаху называют косовороткой. Мужская рубаха короче женской, только до колен.

Слайд 15. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен появилось выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое-как.

Слайд 16. По умению изготовить рубаху судили о мастерице. Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: «Какова пряха - такова и на ней рубаха».

Русский человек очень терпелив и трудолюбив. Недаром о труде у нас сложено много пословиц. Постарайтесь запомнить эту: «Терпенье и труд всё перетрут» (повторение хором и индивидуально). Слайд 17. И в наше время льняные вещи пользуются спросом у взрослых и детей, потому что одежда изо льна не только красива, но и приятна к телу, безвредна, впитывает влагу.

В современном мире лен сеют не руками, а машинами. Давайте посмотрим, как в наше время изо льна делают одежду.

Просмотр видео «Как делают льняную ткань»: https://www.youtube.com/watch?v=hmAgRWmiJjo

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали, на себя надевали». (Лён) Увидев красивые льняные вещи, вспомните, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца. Поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей! Понравилось вам наше занятие? Интересно было? Сегодня перед сном я прочитаю вам сказку Г.Х.Андерсена «Лён».

Сказка Г.Х.Андерсена «Лён».

Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди. — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые!

И они жалобно заскрипели:

— Вовсе не конец! — сказал лён, — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдёт дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнём, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в своё удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

«Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. Ох!»

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошёл на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везёт! А колья-то всё твердили: «Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!» Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всём околотке не найдётся лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар вышло!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было моё назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но всё же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и бельё износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное невозможно!

И вот бельё разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю счастье нести людям радость и знания! Я всё ещё не могу прийти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чём, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведёт меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: «Ну, вот и песенке конец», — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвёл прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и всё, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

«Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Этого мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!»

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперёд. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперёд! Всё на свете постоянно идёт вперёд, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обёртку масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушнее пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по чёрной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой.

(рассказ)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят.
А сёстры тут ей опять сказали:
- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне.

БОУ «Андреевская ООШ»

Название проекта

Как рубашка в поле выросла?

Кармановская Валерия

Егоров Кирилл

Герасимов Даниил

Цубера Егор

Домничева Катя

Михайлов Денис

Руководитель:

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта обусловлена необходимостью более глубокого изучения культурных традиций русского народа, воспитанию у детей бережного отношения к одежде и труду людей, ее создавших, а так же повышением уровня исследовательской деятельности детей.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Как рубашка в поле выросла?

Проблемный вопрос:

Как нужно потрудиться, чтоб рубашка могла пригодиться?

Вопросы учебной темы:

1. Из какого материала изготовлена рубашка?

2. Что нужно для шитья рубашки?

3. Какие виды рубашек вы знаете?

4. Где можно приобрести рубашку?

5. Чем отличается современная рубашка от русской народной рубашки?

План проекта

Подготовительный этап:

    Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы , Интернет-ресурсы. Подготовка презентации для выявления представлений и интересов школьников.

1 этап – Погружение в проект:

    Представление вводной презентации. Выявление предварительных представлений по учебным вопросам. Объявление о создании в группе выставки "Ай да рубашка!"

2 этап – Организация деятельности:

    Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы. Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

3 этап – Осуществление деятельности:

    Групповая работа по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации. Представление промежуточных результатов. Сбор разных видов рубашек для выставки. Фотографирование детей за работой.

4 этап – Презентация:

    Презентация итоговой работы.

Заключительный этап:

Подведение итогов работы над проектом.

Другие документы

1., Система эстетического воспитания в детском саду. Издательство академии педагогических наук РСФСР. Москва.,1962.

2.Гомзяк правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. -М.: Издательство ГНОМ и Д.2009.

3.Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка .-М.: Астрель, Хранитель; Тверь:АСТ,2006.

4..Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре.,Педагогическое общество России.,2005г.

5. Игры на листе бумаги., М., Издательский дом "Искатель",1998.

Мы исследуем

У нас возник очень интересный вопрос

Как появляется одежда?

Из чего шьется рубаха?

Лён бы известен с давних пор. Уже девять тысяч лет люди выращивают лён на полях. Впервые это стали делать в Индии. Прекрасные ткани получаются изо льна. Они лучше сохраняют тепло и влажность тела, чем хлопковые или шёлковые. Не случайно для космонавтов шьют нижнее бельё именно изо льна.

В крестьянском хозяйстве лён играл исключительную роль. «Лён вымотает – лён и озолотит» - так гласит древняя русская пословица. Из этого растения делали одежду, неводы, паруса для лодок и другие полезные вещи. Белизна льняной ткани позволяла крестьянам выглядеть торжественно на любом празднике. Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись. Землю под посев расчищали мужчины, они же вспахивали участок и засевали его, а вот прополка и другие работы ложились исключительно на плечи женщин.

О том, как выращивают и обрабатывают лён, чтобы он стал тканью и одеждой, рассказал в своем очерке «Как рубашка в поле выросла».

Мы исследуем

https://pandia.ru/text/78/416/images/image004_95.jpg" width="212" height="140">

6). Когда лен просохнет, у него обмолотят головки (из них делали льняное масло, из семян льна пекли хлеб), а потом обмолоченный лен топят в речке и накладывают сверху камней, чтобы он не всплыл. (И многие дети, когда видят это, говорят «Смотрите, лен топят»)

https://pandia.ru/text/78/416/images/image007_68.jpg" alt="C:\Users\1\Desktop\p46_3312-8-.jpg" width="132" height="99">

8). Хорошо высушенный лён начинают мять доской на гумне. Этот инструмент называется мялка. Твёрдая корочка на стебле льна становится хрупкой и ломается

DIV_ADBLOCK237">


11). И вот наступают длинные зимние вечера…

Тогда девушки надевают лен на гребни и начинают из него нитки прясть. Много веретён надо напрясть, чтобы хватило ниток на холст.

Но это только нитки, а где же рубашка?

https://pandia.ru/text/78/416/images/image011_52.jpg" alt="C:\Users\1\Desktop\p46_.jpg" align="left" width="157" height="118 src=">

А весной расстилают его по траве, на солнышке и взбрызгивают водою. Становится холст из серого белым

Мы исследуем

Когда опять зима наступит, накроят опять холста и рубашек новых нашьют.

Потом украсят рубахи традиционной вышивкой. Радует глаз узорами такая рубаха. Ребятишкам и взрослым обновка будет.

Сколько же времени проходило, пока из растения лён получалась рубашка?

Почти два года…

Здесь ежегодно проходят крупнейшие международные мероприятия, посвященные льняной отрасли - Выставка - ярмарка «Российский Лен»

Сейчас во всем мире очень ценятся чистота и экологичность тканей, а лен как нельзя лучше подходит под эти критерии. Кроме того, лен является природным антисептиком , помогает согреться в холод и прекрасно охлаждает в жаркую погоду. Поэтому, интерес к изделиям изо льна возрастает с каждым годом. Изо льна шьют постельное белье, одежду, различные сувениры и аксессуары.

Изделия изо льна не только долговечны, но очень красивы и удобны, и поэтому важно, чтобы они прослужили Вам долго.

Льняные ткани являются наиболее прочными среди натуральных, но для сохранения высоких потребительских свойств они все же требуют определенных режимов стирки, сушки, глажения и хранения.

Мы исследуем

Льняные ткани гигиеничны

Эта важная характеристика ткани объясняется способностью льняных волокон активно угнетать жизнедеятельность болезнетворной микрофлоры. Известно, что во время Первой мировой войны солдаты набивали матрацы льняной соломой и это предохраняло их от многих кожных недугов. Современные исследования показали, что оборачивание тела влажной льняной тканью способствует очищению организма от шлаков. В некоторых европейских странах в SPA-салонах предлагается льняное обертывание, которое не только обновляет кожу, но и имеет лечебный эффект.

Льняные ткани гигроскопичны

В жаркие влажные ночи нет ничего лучше льняного белья, которое до утра остается свежим и прохладным. Дерматологи рекомендуют спать в ночных сорочках, пижамах из льна, потому что они прекрасно впитывают влагу. Ведь известно, что во время сна повышается температура организма и увеличивается потоотделение. Гигроскопичность льна делает его лучшим материалом для летней одежды. Впитывая влагу, он не прилипает к телу, создавая ощущение комфорта. Тело дышит.

Льняные ткани регулируют теплообмен
В жаркую погоду лучше всего носить натуральные ткани, которые пропускают воздух. Тканей с такими свойствами достаточно, однако лен имеет дополнительное преимущество – он обладает теплоизолирующими свойствами. Проведенные испытания в Средней Азии показали, что у людей, носивших льняные костюмы, температура в пространстве между телом и одеждой была на 3 – 4,0 °С ниже, чем у людей, одетых в хлопчатобумажные ткани.

Льняные ткани отражают ультрафиолетовое излучение Плотные белые льняные ткани хорошо отражают почти весь спектр солнечных лучей и за счет снижения напряженности полей статического электричества и поглощения ионизирующего излучения создают в помещениях полезный для человека микроклимат.

Льняные ткани нейтрализуют запахи
Антисептические и гигроскопические свойства льна используются при производстве некоторых частей обуви, в частности, стелек и внутренней стороны подошвы. Лен снижает уровень влажности в обуви, препятствует развитию бактерий, впитывает запах.

Льняные ткани прочны и долговечны
Лен относится к натуральным волокнам растительного происхождения, его природные особенности таковы, что он очень прочен и не способен к естественному разрушению.

просмотров