Как нарисовать гильош в иллюстраторе. Интересный трюк с шаблонами отражения. Гильош — защитная сетка Печати с гильоширными элементами

Как нарисовать гильош в иллюстраторе. Интересный трюк с шаблонами отражения. Гильош — защитная сетка Печати с гильоширными элементами

Гильош – это специальная технология защиты банкнот, документов, ценных бумаг и других видов полиграфической продукции (билетов, акцизных марок, сертификатов и многих других документов государственного масштаба).

Защита документов обеспечивается путем нанесения на бланки сложных композиций различных гильоширных элементов. Гильоширный элемент представляет собой замысловатый рисунок из множества многократно пересекающихся тончайших кружевных линий (). Обычно такие элементы представлены разного рода защитными сетками, розеттами, бордюрами, виньетками и уголками. Гильош может быть как симметричным, так и асимметричным по своему дизайну.

Согласно существующим нормативам, гильоширные элементы должны занимать не менее 70% площади ценных бумаг.
Причем из этой площади большая часть должна содержать многоцветные гильоширные композиции.

Рисунок 1

а) банкнота номиналом 5 рублей образца 1997 года б) изображение страницы паспорта гражданина РФ
Оригинал изображения
(3 158,74 КБ, PNG-24)
При распознавании изображений документов часто приходится иметь дело с различными гильоширными элементами. При этом, являясь обычно частью фона, гильош только усложняет тем самым процесс распознавания значимой информации (усложняя алгоритм «подавления» фона, что является неотъемлемой частью любой системы распознавания). Однако в ряде задач гильоширные элементы сами по себе являются значимыми объектами и должны быть распознаны.

Например, такая ситуация возникает при распознавании страниц паспорта гражданина РФ (). Для обеспечения дополнительной защиты номер страниц паспорта печатается в виде гильоширной розетты (). Однако при настройке алгоритмов распознавания такого рода графики возникает ряд трудностей. При попытке построить вектор признаков распознаваемого объекта по изображению высокого разрешения, в силу особенности гильоширных элементов (которые, напомним, представляют собой рисунок из тончайших линий), значение его будет существенно изменяться при незначительных геометрических искажениях (таких как, например, сдвиг или поворот).

С другой стороны, попытка построить вектор признаков по изображению с пониженным разрешением оказывается неудачной из-за недостаточной контрастности распознаваемого объекта. Кроме того, дополнительные трудности для распознавания создают возможные дополнительные помехи. Например, номера страниц паспорта, и без того слабо поддающиеся распознаванию, часто перекрываются различными штампами и печатями.

В этой статье мы расскажем читателям про технику распознавания гильоширных элементов на примере номеров страниц паспорта гражданина РФ. Описанная ниже техника после незначительных модификаций может быть использована для обработки и распознавания гильоша, наносимого на другие документы ().


Рисунок 2
Примеры документов, содержащих гильоширные элементы:
а) заграничный паспорт гражданина РФ б) Удостоверение личности военнослужащего РФ
Оригинал изображения
(3 638,15 КБ, PNG-24)

Алгоритм распознавания страницы паспорта

Итак, на изображении страницы паспорта требуется определить номер. При этом точная ориентация страницы неизвестна, а также возможно наличие помех в виде штампов и печатей ().

Непосредственно перед распознаванием необходимо «подготовить» исходное изображение: подавить помехи и определить правильную ориентацию изображения. Заметим, что как распознаваемые объекты (номера страниц паспорта), так и возможные помехи преимущественно представимы в виде композиции линий, геометрические характеристики которых известны (в нашем случае важна только толщина). При работе с такими объектами часто используют морфологическую фильтрацию.

Морфология (математическая морфология) – это инструмент для выделения и анализа на изображении графических элементов с известной геометрической структурой. Основными морфологическими операциями являются дилатация и эрозия. Дилатация изображения f(x,y) по прямоугольному структурному элементу e={(x,y):|x|≤a,|y|≤b} обозначается fe и определяется следующим образом:

(fe)(x,y) = max {f(x+s,y+t)}
|s|≤a,|t|≤b

Аналогично, эрозия изображения f(x,y) по структурному элементу e обозначается fe и определяется следующим образом:

(fe)(x,y) = min {f(x+s,y+t)}
|s|≤a,|t|≤b

Рассмотрим ещё две важные морфологические операции: размыкание и замыкание. Размыкание изображения f(x,y) по структурному элементу e обозначается fe и определяется равенством fe=(fe)e. Аналогично, замыкание изображения f(x,y) по примитиву e обозначается fe и определяется как fe=(fe)e. Замыкание сглаживает контуры объекта, «обрывает» узкие перешейки и ликвидирует выступы небольшой ширины. Размыкание также проявляет тенденцию к сглаживанию участков контуров, но, в отличие от размыкания, «заливает» узкие разрывы и длинные углубления малой ширины, а также заполняет промежутки контура.

Пусть характерная толщина кружевных линий гильоша t g , характерное расстояние между двумя линиями гильоша d g , а толщина линий штампов t s . Заметим, что для страниц паспорта справедливо соотношение:

T g < d g < t s

Шаг 1. С помощью операции opening «сольем» друг с другом линии образующие гильош. Это позволит увеличить контраст распознаваемых объектов, при этом практически не изменит вид помех (так как d g

F 1 (x,y)=(fe 1)(x,y)

Шаг 2. Зная толщину линий штампов, с помощью замыкания подавим возможные помехи. Введем структурные элементы для «снятия» горизонтальных и вертикальных линий штампов как e 2 h={(x,y):|x|≤0,|y|≤t s } и e 2 v={(x,y):|x|≤t s ,|y|≤0} соответственно. Тогда изображение фона (то есть изображение страницы паспорта «без помех») получается следующим образом ():

F 2h (x,y)=(f 1 e 2h)(x,y)
f 2v (x,y)=(f 1 e 2v)(x,y)
f 2 (x,y)=max{f 2h (x,y),f 2v (x,y)}

Шаг 2*. После получения фонового изображения в качестве бонуса легко получить изображение f 2 *(x,y), содержащее только помехи (). Оно получается путем вычитания фона из исходного изображения и может быть полезно для анализа заполнения страницы (есть ли какие-либо штампы на текущей странице паспорта).

После снятия помех изображение считается подготовленным к определению ориентации и номера страницы. Заметим, что преимущественная ориентация страницы может быть найдена путем детектирования и анализа расположения углового метки страницы (), которая для паспорта РФ должна быть всегда снизу. Отметим, что алгоритм детектирования должен быть устойчив к незначительным искажениям объекта и шуму.

Кроме того, настройка алгоритма должна проводиться на небольшом обучающем наборе. Пожалуй, одним из самых известных алгоритмом, удовлетворявших указанным требованиям, является метод Виолы и Джонса.


Рисунок 3
Распознавания страницы паспорта гражданина РФ:
а) исходное изображение (в перевернутом виде); б) морфологическая фильтрация типа «размыкание»; в) выделенное изображение фона; г) выделенное изображение печатей; д) определение ориентации страницы; е) распознавание номера страницы
Алгоритм детектирования объектов Виолы и Джонса изначально разрабатывался для поиска лиц на изображениях в режиме реального времени. Он рассматривает задачу детектирования как задачу бинарной классификации в каждой точке, то есть для каждого возможного сдвига на изображении при помощи предварительно обученного распознавателя (классификатора) проверяется гипотеза о присутствии искомого объекта в данном положении. Ключевыми особенностями алгоритма являются:
  • Использование прямоугольных признаков Хаара в качестве базовых признаков при построении классификатора.
  • Использование так называемого интеграла изображения, позволяющего быстро вычислять элементарные признаки.
  • Использование эффективного алгоритма машинного обучения AdaBoost для обучения классификаторов.
  • Использование каскадной структуры классификаторов с целью уменьшения суммарного времени обработки изображения.
Этот же алгоритм используется и для распознавания номера страницы паспорта путем предварительного обучения индивидуальных классификаторов для каждой гильоширной розетты, соответствующей номерам страниц.

Шаг 3. Используя предварительно обученный классификатор, определим возможное расположение угловых меток на изображении фона f 2 (x,y). Если найденная метка расположена сверху, то повернем изображение на 180 градусов вокруг центра ().

Шаг 4. Определив ориентацию страницы и довернув при необходимости изображение, применим каждый из обученных классификаторов гильоширных розетт-номеров к изображению фона f 2 (x,y). Классификатор, обеспечивающий большее число срабатываний в центральной области изображения, определят искомый номер страницы ().

Экспериментальные результаты

Для тестирования изложенного алгоритма было подготовлено два набора данных. Первый использовался для обучения распознавателей угловых элементов номеров страниц паспорта (состоял их 333 изображений, то есть по 37 различных изображений каждой страницы паспорта). Второй набор данных использовался для проверки работоспособности и оценки качества детектирования и состоял из 616 различных изображений (распределение по типам страниц неравномерное, точная информация приведена в ).

Таблица 1. Статистика распознавания.

Количество изображений Качество детектирования
Стр. 4 34 88.86%
Стр. 5 129 89.15%
Стр. 6 90 91.11%
Стр. 7 88 97.73%
Стр. 8 58 91.38%
Стр. 9 59 94.92%
Стр. 10 57 91.23%
Стр. 11 53 100.00%
Стр. 12 48 91.67%
Итого 616 92.86%
В результате среднее качество детектирования составило 92.86%. Заметим, что много ошибок было получено при распознавании страницы №5 (несмотря на бо́льшую по сравнению с другими страницами обучающую выборку). Это связано в первую очередь с плотным заполнением. Некоторые из нераспознанных страниц к тому же с большим трудом могут быть распознаны даже человеком ().


Рисунок 4
Примеры нераспознаваемых изображений страниц паспорта:
а) исходное изображение; б) изображение фона
Полный текст статьи опубликован в сборнике трудов Института системного анализа РАН. Обработка информационных и графических ресурсов. 2013. Том 63, Выпуск 3. С. 106–110. «Распознавание гильоширных элементов: определение страниц паспорта РФ //Усилин С.А., Николаев Д.П., Шоломов Д.Л., Арлазаров В.В.
  1. ГОСТ Р 54109-2010. Защитные технологии. Продукция полиграфическая защищенная. Общие технические требования. 2010.
  2. Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений. 2006. С. 1072.
  3. Soille P. Morphological Image Analysis: Principles and Applications // Morphological Image Analysis Principles and Applications. Springer-Verlag, 1999. P. 391.
  4. Viola P., Jones M. Robust Real-time Object Detection // International Journal of Computer Vision. 2002.
  5. Добавить метки

Процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от франц. graver - вырезать). Рисунок создается посредством процарапывания или вырезания каким-либо острым инструментом, например иглой или резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой. В зависимости от применяемого материала (металл, дерево и др.) различают несколько видов гравюр. Линии на гравюре также могут быть разными: прерывистые, сплошные, различные по глубине.

Еще во времена правления Петра I в России остро встала проблема защиты купюр от подделок. Начинают предприниматься первые шаги в этой области. В конце XVII века в качестве мер защиты постепенно начинают применять сложные композиции рисунка, мелкий текст, на купюре ставятся подписи виднейших людей страны. Однако ничто не спасало от подделок и приходилось изобретать все новые методы.

Примерно в это же время появляются идеи о защите ценных бумаг и денежных купюр с помощью сложных тонких линий. Так возникает новая технология - гильош. Естественно, что применение техники гильоша как защитного средства от подделок становится популярным в ряде европейских стран. В России гильош появился на ассигнациях и других ценных бумагах еще при Александре II. Такая защита используется и поныне.

Гильош - это специальная технология защиты документов и ценных бумаг с помощью композиции из гильоширных элементов, размещенных на поверхности защищаемого документа.

Гильоширными элементами называют рисунок из большого количества сложнопересекающихся кружевных тонких линий, заданных математическими формулами. Такими элементами могут быть защитные сетки, розетты, бордюры, виньетки и уголки. Гильош по своему дизайну может быть как симметричным, так и асимметричным. Согласно существующим нормативам гильоширные элементы должны занимать не менее 70% площади ценных бумаг. Причем большая часть этой площади должна содержать многоцветные гильоширные композиции. Повторить гильоширную композицию, полученную методом орловской печати, когда ко всем сложностям добавляется плавно и произвольно меняющийся цвет каждой линии, другими способами (офсет, трафарет, высокая или глубокая печать) невозможно. Поддельная линия получится либо непрерывной, но монохромной, либо меняющей цвет, но прерывистой, состоящей из растровых точек. Выдержать оба требования одновременно не получится. Кроме всего прочего, даже монохромные гильоширные элементы сложны для сканирования, так как нередко содержат повторяющиеся периодические элементы, способные загрузить огромные массивы памяти и затруднить работу компьютера.

Немногие мастера, которые работали на производствах по выпуску ценных бумаг, могли создавать новые гильоширные элементы. Даже в середине XX столетия дизайн купюр и гильоширные элементы рисовались вручную. Надо сказать, что технология гильоша постоянно совершенствуется.

С развитием компьютерной графики стали разрабатываться различные математические методы и программы для создания гильоша. В наши дни большинство гильоширных элементов создается на основе сложнейших компьютерных программ, основанных на специальных математических формулах.

Но мы еще не упомянули о том, что сама гравюра также является защитным элементом. Большинство современных банкнот содержат в своем дизайне граверные композиции.

В первой части статьи мы кратко упоминали о современных программных средствах по созданию гравюр и гильошей. Надо сказать, что получить более-менее полную информацию обо всех программах зарубежных разработчиков по тем или иным причинам практически невозможно. Поэтому я поделюсь с вами тем немногим, что мне удалось собрать в российских и зарубежных публикациях (заранее приношу свои извинения за плохое качество иллюстраций). А в заключение насколько возможно полно расскажу о разработках российских программистов.

Программное обеспечение компании JSP Jura
(http://www.jura.at/)


Австрийская (ранее венгерская. - Прим. авт.) компания JSP Jura занимается вопросами специального программного обеспечения, создавая на платформе Windows независящие от общедоступных дизайнерских продуктов (Adobe Photoshop и др.) программы, которые обеспечивают и необходимый уровень секретности при работе над банкнотами, и использование последних достижений в компьютерных технологиях. Каждая копия программы снабжается персональной спецификацией под компьютер заказчика. GS Layout

Векторная программа, основанная на возможностях PostScript. Дизайнер может изменять размеры объектов, одновременно работать с несколькими графическими объектами. Самой интересной особенностью GS Layout можно назвать модели способов подделки или копирования, которые можно создать виртуально (соответственно и разработать способы борьбы с ними).

GS Layout Plus

Дополнительный набор инструментов для работы GS Layout.

GS Vector Starlight


Эта программа имитирует производство традиционных типов кривых и узоров (розетки, рельефы с различной высотой линий). Дизайнер работает с моделями на экране в режиме реального времени. Все графические элементы представлены с заранее определенными регулируемыми параметрами.

GS Vector Premium

Эта программа включает все функции и свойства GS Vector Starlight и имеет ряд дополнительных возможностей для художественного проектирования. Дизайнер может свободно изменять стандартную модель и создавать совершенно новые комбинации. Структура создаваемых комбинаций имеет неограниченное количество вариантов.

GS Vector Collection Plus

Графическая (PostScript-совместимая) база данных. Включает в себя 200 графических элементов, которые собраны в четыре группы по типам (розетки, бордюры, фоны и специальные элементы). Элементы могут быть использованы в GS Layout или GS Layout Plus. Возможно изменение моделей с помощью GS Vector Starlight.

GS Art Screen

Программа воспроизведения специальных изображений с двумя возможными опциями:
FreeScreen - позволяет дизайнеру работать с любыми изображениями для создания полутонового рисунка;
G-Screen - вероятностный художественный отбор, основанный на использовании случайно повторяющихся графических элементов.

GS Latent Image Generator 3D

Производство и моделирование трехмерных изображений с неограниченной возможностью увеличения или уменьшения изображения. «Скрытые» изображения выводятся на дисплей и там сопоставляются результаты. Процесс занимает минимум времени.

GS XeroGuard


Наиболее эффективная (запатентованная) защита от подделки с использованием копировальных машин. Это решение одинаково результативно как против черно-белого, так и против цветного копирования.

GS Rainbow

Быстрая и эффективная подборка цветовой гаммы на банкнотах. Создает наиболее точный план того, как будут использованы чернила на различных печатных платах, бумаге с водяными знаками и защитными нитями, как будет выполняться высокая печать, гравировка и т.д.
Преимущества модуля: выбор взаимодействующих цветов, отображает радужные краски, эффект орловской печати и т.п. Высокая скорость выбора различных цветовых сочетаний.

GS Multistep & Distortion

С помощью этой программы художник может повторить все свои действия неограниченное количество раз и вернуться к любому нужному ему варианту.

GS Crop

Это специальный инструментарий для предварительного просмотра и свободного редактирования файлов со сложными изображениями, объем которых слишком велик (не могут быть открыты в программе обычного редактирования).


Banknotizer - это специальное программное обеспечение, созданное для работы на Macintosh со стандартным набором графических программ, например от Adobe. Кстати, Banknotizer работает с обычным набором PostScript-шрифтов, что делает его программой, которая хорошо работает с уже существующими компьютерными системами.
Banknotizer создает сложный, трудно поддающийся воспроизведению дизайн за счет техники специального проектирования под глубокую, сухую и влажную офсетную печать. Технологическое нововведение - многоцветный мультиэкран (совместная технология ColorMaster и SoftScreen).

ColorMaster . Данный модуль автоматически делит вводимые RGB-изображения на четыре цвета (в том числе радужные области). Результаты сохраняются как черно-белые иллюстрации, метод деления - Orell Fussli (запатентован). Результаты цветоделения показываются непосредственно в процессе работы и могут быть немедленно отредактированы. Временные затраты начальной стадии разработки - 2-3 недели.
Иллюстрации запоминаются или как один слой (в RGB-формате), или как раздельные слои (один на цвет). ColorMaster подсчитывает разложенные части и сохраняет данные в черно-белом формате (в соответствующих склейках). Результат (объединение вычисленных черно-белых иллюстраций с заранее определенными цветами) автоматически выводится на дисплей. Черно-белые изображения раздельно архивируются (как черно-белые в формате Photoshop - PSD, PDD) и выводятся на экран с помощью специальных модулей Orell FussIi: Hedopra, Relief, SoftScreen.


SoftScreen . Данный модуль работает с произвольно выбранными пользователем областями изображения. SoftScreen преобразует изображение в матрицу с растровыми точками любой геометрической формы.

Hedopra . Трансформация простых черно-белых изображений в изображения с модулированными линиями. Интегрирована в Illustrator. Черно-белое изображение выводится на экран, программа заполняет линиями картинку и сохраняет в формате EPS. Hedopra предлагает использование различных типов линий и работает с любыми формами кривых.

Relief


Преобразует черно-белые изображения в рельефные (объемные). Интегрирован в Illustrator. Весь процесс практически автоматизирован. Результат сохраняется в формате EPS .

Cyclone II


Создание «классических» и оригинальных гильошей в режиме «рисования», то есть вместо операций с математическими функциями дизайнер «рисует» их специальными инструментами в Adobe Illustrator. Все результаты сразу выводятся на экран.

Программное обеспечение компании Barco Graphics
(http://www.barco.com/)


Fortuna - общее название пакета специального программного обеспечения, разработанного в компании Barco Graphics.
Компьютерные программы, объединенные в пакете Fortuna, обеспечивают современный уровень секретности и делают копирование ценных бумаг делом крайне затруднительным.
Fortuna достаточно проста в эксплуатации, каждую процедуру можно дублировать, изменять или удалять. Легко изучается, основана на разработанном в Barco языке программирования. Максимальный формат макета - 812×711 мм.

Gilloche Generator

Название говорит само за себя - это модуль для создания гильоширных элементов.

Fingerprint

Создание дактильного рисунка. Как и отпечаток пальца, дактильный рисунок должен быть уникальным. Если он повторяется, значит это уже подделка.

Special Raster

Здесь также все ясно - модуль для специальных методов растрирования (Line Raster, Trafo Raster, Dither Raster или Select Raster).

Quick Background

Данный модуль позволяет создавать рельефные фоны. В качестве шаблона и основы для рельефа могут использоваться результаты работы Gilloche Generator.

Crystal Patterns

Модуль для создания 16 видов кристаллических узоров.

Special Warp Grids

Модуль для создания специальных деформированных сеток, в том числе с эффектом 3D.

Numismatics

Модуль для создания рельефных гильоширных элементов.

Split Line Generator

Модуль для создания скрытых изображений или надписей в гильоширном узоре.

Path Definition

Модуль для создания фонов с непрерывно изменяемой формой в произвольном порядке.

Variable Line Width

Весьма интересный модуль для создания линий с непрерывно меняющейся шириной.

Программное обеспечение компании AestronDesign

LIFT - это Line Frequency Trap, графическая ловушка, разработанная голландской фирмой AestronDesign для защиты купюр и ценных бумаг от цветного копирования. Обычно это очень светлый рисунок в линиях, на который наносится скрытое изображение (за счет увеличения и уменьшения толщины линий рисунка).
Частота линий скрытого изображения устанавливается такой, что при нормальном освещении и невооруженным взглядом человек не сможет его разглядеть. При попытке создать копию банкноты или документа цветным копировальным аппаратом специальное защитное изображение становится видимым (высвечиваются слова «копия» или «недействительно») на полученной копии.

Программное обеспечение компании HCC Security Graphics
(http://www.hcc-graphics.com/)



DOVE (The Document Of Value Engine) - система для создания элементов защиты, построенная на движке AutoCAD. О ней также известно немного, кроме того, что она позволяет создавать гильоширные элементы с различными эффектами, имитировать гравюру, морфинг фигур, 3D-деформации и пр.

Excentro - виртуальная гильоширная машина


Excentro - инструмент для создания декоративных гильоширных элементов, который может быть использован дизайнером для оформления широкого работ - от акцизных знаков и лотерейных билетов до почетных грамот, сертификатов, дипломов.
Гильоширные элементы задаются в Excentro геометрически и управляются рядом параметров, что значительно ускоряет процесс их создания и упрощает дальнейшую модификацию. Готовые элементы могут быть экспортированы в векторный формат.
Гильоширные элементы, создаваемые в Excentro, могут не соответствовать требованиям оформления ценных бумаг, принятым в Российской Федерации, однако они легко могут быть использованы для оформительских задач.

Программное обеспечение компании SecuritySoft Co.
(http://www.securesoft.ru/ или http://www.securitygraphics.com/)


SecuritySoft Co, пожалуй, единственная компания, о продуктах которой можно узнать много интересного. Во-первых, потому что это российская фирма, сотрудники которой готовы предоставить необходимые сведения и консультации. Во-вторых, ее сервер содержит также вполне исчерпывающую информацию. В-третьих, если продукты остальных компаний, как правило, являются закрытыми системами, поставляемыми «под ключ», то есть уже установленными на конкретный компьютер и настроенными, то демо-версии продуктов SecuritySoft Co. можно хоть сейчас скачать себе на компьютер и опробовать. Итак…

Фирма SecuritySoft Co. занимается разработкой методов и средств их реализации для защиты документов, ценных бумаг и банкнот от подделок. Наибольшее внимание уделяется разработке программного обеспечения для создания гильоширных элементов (защитных сеток, бордюров, розетт) и сложных элементов дизайна ценных бумаг и документов (сложные изображения, микротекст, гравюрный стиль и т.д.). В штат фирмы входят первоклассные специалисты по технологиям защиты ценных бумаг, программисты и дизайнеры. Многие из специалистов имеют за плечами большой стаж работы на предприятиях Госзнака. Фирма работает в данном направлении более пяти лет и имеет большой опыт в разработке подобных продуктов. Программные продукты («Гравер» и «Цербер»), разработанные специалистами компании, прошли серьезные испытания на полиграфических предприятиях в течение ряда лет и отлично зарекомендовали себя.

Гравер

Программный продукт «Гравер» предназначен для быстрого и качественного изготовления гравюры из полутоновых черно-белых и цветных изображений! Программа «Гравер» использует оригинальные алгоритмы для анализа исходного изображения, разбиения его на зоны и «интеллектуальной» штриховки каждой зоны для получения конечного результата в виде черно-белого изображения в стиле гравюры.

С помощью программы «Гравер» можно из обычного растрового изображения быстро получить имитацию гравюры, то есть изображение, у которого полутона передаются за счет штриховки разной интенсивности и направления. Исходное изображение должно быть в формате TIFF (без компрессии и альфа-каналов) или BMP. Программой поддерживаются цветные и полутоновые изображения.

Результат сохраняется в виде черно-белого TIFF-файла, разрешение которого необходимо задать предварительно. Пользователь имеет возможность сохранить и впоследствии восстановить параметры преобразования (настройки). Предварительно исходное изображение анализируется программой и разбивается на зоны, число которых и алгоритм разбиения определяются пользователем. Затем каждая зона заштриховывается по определенному принципу, зависящему от заданных пользователем настроек. Штриховка в пределах одной зоны имеет одинаковое направление. Для сглаживания переходов на границах соседних зон применяется функция размытия зон, усредняющая значения углов штриховки. Направление штриховки может быть выбрано согласно одному из следующих принципов: «уровень», «градиент» или «цвет».

В первом случае угол штриховки в конкретной зоне выбирается в зависимости от уровня серого. Во втором случае программа выбирает угол штриховки в зависимости от градиентного перехода. И наконец, в третьем случае для определения угла штриховки в конкретной зоне используется усредненное значение цвета в этой зоне.


Пользователь может варьировать параметры штриховки - частоту, угол, использовать прямые линии или волнистые. Кроме того, существует возможность усилить насыщенность светлых участков прерывистой штриховкой, а тени - перекрестным штрихом. Предусмотрена возможность выделения нужной области исходного изображения для преобразования в гравюру, а также настройки яркости и контрастности исходного изображения. Интерфейс программы «Гравер» понятен и прост в освоении.

Цербер

Программа «Цербер» предназначена для создания защитных и декоративных гильоширных элементов, используемых при защите документов от подделки, для оформления акцизных знаков, лотерейных и проездных билетов, почетных грамот, сертификатов и дипломов. Программа позволяет создавать различные сетки, розетки, бордюры, а также другие гильоширные элементы. В программе использованы оригинальные математические алгоритмы создания гильоширных элементов, которые позволяют защитить созданный уникальный дизайн от подделки и дублирования.

Элементы дизайна невозможно корректно повторить даже с помощью этой программы без точных данных об использованных в формулах числовых значениях. Для коэффициентов в формулах могут быть использованы дробные числа с большим количеством разрядов после запятой, что и обеспечивает уникальность функций. Создание элементов производится пользователем в интерактивном режиме, то есть результат работы программы можно увидеть сразу же. Работа по созданию элементов разделена на этапы, каждый из которых хорошо описан в справочном разделе. Результат работы программы экспортируется в PostScript-файл (*.eps), который может быть использован любым векторным редактором или программой верстки (например, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand, CorelDRAW, Deneba Canvas и др.).

С помощью программы «Цербер» можно создавать следующие элементы и эффекты:

  • элементы замкнутой формы - розетты;
  • линейные элементы - бордюры;
  • элементы фона - защитные и декоративные сетки;
  • поверхности - вспомогательные элементы для получения нерегулярных гильоширных сеток (исходное изображение, например сетка, накладывается на заданную пользователем трехмерную поверхность, в результате чего получается новое нерегулярное изображение);
  • специальные эффекты - базируются на полутоновых изображениях:
    • 3D-рисунок, выдавленный из сетки (смещение линий сетки зависит от полутонов рисунка);
    • изображение из микротекста - модуляция микротекста полутонами рисунка; различные модуляции сетки полутоновым изображением по амплитуде, фазе, частоте;
    • штриховые и гравюрные эффекты - передача полутонов разными типами штриховых линий;
    • орнамент - наложение линий с разной шириной друг на друга;
    • совмещенные элементы - комбинации вышеперечисленных.
Таким образом, можно легко создать классический гильош-дизайн с нерегулярной защитной сеткой, наличие которой, например, входит в требования Минфина к оформлению ценных бумаг. Нерегулярность линий и специальные эффекты можно применять и при создании бордюров и розетт. Данная программа открывает для дизайнера широкий диапазон новых возможностей.

Надо сказать, что хотя «Цербер» является довольно сложной программой, освоить ее возможно. Постараюсь проиллюстрировать это на примерах.

Создание простой розетты


После запуска программы вы увидите окно примерно такого вида, как показано выше. Рабочее поле используется для визуального контроля за создаваемым гильоширным элементом.

Для начала определим размер будущей розетты. Для этого нам необходимо зайти в меню [Просмотр]->[Параметры] и задать формат рабочего поля. Установим в нашем случае следующие значения: Ширина=50 мм, Высота=50 мм. Вы можете написать свое имя в строке [Автор], добавить какие-либо комментарии, установить пароль. Если вы установите пароль, то при попытке открыть сохраненный файл программа его запросит. Открыть файл, не зная пароля к нему, не представляется возможным, поэтому надо хорошо запомнить ключевое слово или записать его.


Относительный параметр [Качество] влияет на точность построения линий гильоша. По умолчанию значение качества равно 6. Вы можете варьировать его в небольших пределах. При уменьшении качества возрастает скорость вычислений, но снижается точность построения.
После нажатия кнопки изменения вступят в силу.

Прежде чем приступить к созданию гильоша, надо ознакомиться с терминами, используемыми в программе. При создании гильоша придется оперировать следующими понятиями: «основа», «огибающая», «заполнитель» и «функция». Перечисленные выше понятия не имеют точного математического определения, но становятся интуитивно понятными после нижеследующего объяснения.

«Основа» - это некоторая вспомогательная линия, на базе которой будет создаваться гильош. В программе предусмотрены несколько типов «основ»: отрезок, эллипс, многоугольник, прямоугольник и т.д. В зависимости от того, какой формы гильош требуется получить, необходимо выбрать нужный тип «основы». Тип основы выбирается при ее создании и в дальнейшем не может быть изменен. Так, чтобы получить круглую розетт у, надо взять «основу» типа «Эллипс», а чтобы сделать бордюр - типа «Отрезок».
«Функции» - это заданные пользователем объекты, используемые для описания кривых и поверхностей.
«Огибающая» - это линия, которая строится на «основе» с использованием определенных пользователем «функций». «Основа» выступает в роли своеобразной системы координат, в которой строится «функция». «Огибающие» определяют геометрическую форму гильоша.
«Заполнитель» - это множество линий, построенных на основе двух «огибающих» с использованием «функции», заданной пользователем. Линии заполняют пространство между двумя «огибающими». «Заполнитель» определяет структуру гильоша.

Если из приведенного выше объяснения вы ничего не поняли - ничего страшного. Просто есть вещи, которые сложнее описать словами, чем показать на практике. Собственно, этим мы сейчас и займемся. Для создания гильоширной розетты нам потребуется одна «основа» типа «Эллипс», две «огибающие» и один фазовый «заполнитель».

Шаг 1. Создание «основы».


Заходим в меню [Элементы]-> [Основы].Выбираем тип основы «эллипс».
Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появится имя созданной «основы» - «Base». В нашем случае не нужно устанавливать параметры построения самостоятельно - это сделает программа в соответствии с форматом рабочего поля.
Нажимаем кнопу для просмотра результата.
В результате перечисленных действий мы создали «основу» - вспомогательную линию, на базе которой будет строиться наша розетта.
Повторно зайдя в меню [Элементы]->[Основы], можно изменить размеры «основы», ее положение на рабочем поле, задать цвет, чтобы можно было отличить ее в дальнейшем от других.


Шаг 2. Создание «огибающих».

Заходим в меню [Элементы] >[Огибающие]. Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появятся имя вновь созданной «огибающей» - «Round». Задаем следующие значения параметрам «огибающей»:
Амплитуда = 5 мм
Фаза = 0 град
Смещение = 5 мм
Частота = 9
Основа = Base
Функция = Sin

Нажимаем кнопку [Дублировать] для создания второй «огибающей» и изменяем следующие значения параметров второй «огибающей»:
Амплитуда = 2 мм
Смещение = -5 мм
Частота = 7


При создании огибающих мы использовали предопределенную функцию - Sin. Как вы уже, наверное, догадались, это обыкновенная синусоида. Таким образом, мы подготовили две огибающие - линии, между которыми будет создаваться гильош. Для того чтобы отличить одну огибающую от другой, можно окрасить их в разные цвета.

Шаг 3. Создание заполнителя.

Заходим в меню [Элементы]->[Заполнители]. Выберем фазовый тип заполнителя и нажмем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появятся имя вновь созданного заполнителя - Fill.
Задаем значения параметрам заполнителя:
Число линий = 9
Частота = 8
Функция = Sin
Огибающая 1-я = Round
Огибающая 2-я = Round1
Заполнение = 80%


Нажимаем кнопку для просмотра результата.


В завершение можно сделать невидимой вспомогательную основу - окружность. Для этого достаточно выключить флажок [Показывать] в параметрах отображения основ. На этом создание гильоширного элемента можно считать завершенным. Теперь можно самостоятельно поэкспериментировать с созданной розеттой: например, попробовать варьировать в небольших пределах параметры огибающих и заполнителя.

Собственно, проделанная работа позволяет понять принцип построения гильоша в программе Цербер:

  1. Выбирается некоторая основа.
  2. Строятся огибающие.
  3. Между огибающими создается заполнитель.
Такой же механизм создания используется не только для построения розетт, но и для создания бордюров, сеток и других гильоширных элементов.

Делаем бордюр

Теперь мы попытаемся сделать несложный бордюр. Очистите рабочее поле командой [Файл] -> [Новый] от предыдущей работы. Предварительно определимся с размером будущего бордюра. Для этого зайдем в меню [Просмотр]->[Параметры] и установим следующие значения: Ширина=100 мм, Высота=20 мм.
Чтобы сделать бордюр, нам понадобится одна основа типа отрезок, три огибающие и два фазовых заполнителя.

Шаг 1. Готовим основу

Заходим в меню [Элементы] -> [Основы]. Выбираем тип основы Отрезок. Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появится имя созданной основы - Base. Программа в соответствии с форматом рабочего поля установит нужные параметры размеры и положение основы.
Нажмите кнопу для просмотра результата.

Шаг 2. Создаем огибающие

Для этого нам понадобятся три огибающие. Заходим в меню [Элементы]->[Огибающие]. Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появятся имя вновь созданной огибающей - Round. Задаем следующие значения параметрам огибающей:
Амплитуда = 2 мм
Фаза = 0 град
Смещение = 5 мм
Частота = 7
Основа = Base
Функция = Fn1

Нажимаем кнопку [Дублировать] для создания второй огибающей. Имя второй огибающей - Round1. Изменяем следующие значения параметров второй огибающей:
Амплитуда = -2 мм
Смещение = -5 мм

Подобным образом создаем третью огибающую с параметрами:
Амплитуда = 3 мм
Фаза = 0 град
Смещение = 0 мм
Частота = 5
Основа = Base
Функция = Cos


Результат показан на рисунке выше.

Шаг 3. Создание заполнителей

Нам потребуется два заполнителя. Заходим в меню [Элементы]-> [Заполнители]. Выбираем фазовый тип заполнителя. Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появится имя вновь созданного заполнителя - Fill. Задаем следующие значения параметрам первого заполнителя:
Число линий = 11
Частота = 12
Функция = Sin
Огибающая 1-я = Round
Огибающая 2-я = Round2
Заполнение = 80 %
Смещение = 80 %

Дублируем первый заполнитель и меняем следующий параметр:
Огибающая 1-я = Round1


Результат можно увидеть тут же.

Если немного поэкспериментировать с уже созданным бордюром, можно получить интересные результаты.


Как сделать сетку

Теперь посмотрим, как создавать гильоширные сетки. Для начала сделаем несложную сетку формата А5 (210×148 мм). Выбираем меню [Просмотр]->[Параметры] и устанавливаем значения: ширина=210 мм, высота=148 мм.
При создании сетки мы воспользуемся одной основой типа Отрезок, двумя огибающими и одним линейным заполнителем.

Шаг 1. Создаем основу.

Создайте основу типа Отрезок с параметрами по умолчанию, как и в предыдущем случае с бордюром.

Шаг 2. Создаем огибающие.

Параметры:
Амплитуда = 0 мм
Фаза = 0 град
Смещение = 70 мм
Частота = 1
Основа = Base
Функция = Sin

Дублируем первую огибающую и меняем следующий параметр:
Смещение = -70 мм

Шаг 3. Создаем заполнитель

В меню [Элементы]-> [Заполнители], выбираем линейный тип заполнителя и нажимаем кнопку [Новый]. Задаем следующие значения параметрам заполнителя:
Число линий = 20
Частота = 20
Функция = Fn4
Огибающая 1-я = Round
Огибающая 2-я = Round1
Заполнение = 175%
Смещение = 0%
Фазовый сдвиг = 100%


В результате выполнения перечисленных выше шагов у нас получилась сетка.
Таким образом, сетка в программе Цербер есть не что иное, как очень широкий бордюр. Полученная сетка, конечно, не имеет практической ценности, поскольку ее ячейки слишком крупные. Но можно увеличить число линий и частоту, скажем, раз в пять, чтобы получить сетку с более мелкой структурой. Этот прием можно использовать на практике: сначала разрабатывается сетка с крупной ячейкой, а затем, пропорционально увеличив число линий и частоту заполнителя, получаем окончательный вариант. Это позволяет сократить время просчета.

Сетка, которую мы создали,- регулярная, то есть ее можно восстановить, имея всего лишь небольшой фрагмент (раппорт). Программа Цербер позволяет создавать также и нерегулярные сетки. Рассмотрим некоторые из них. Предварительно задаем следующие значения параметрам нашего заполнителя:
Число линий = 40
Частота = 40
Это нужно для того, чтобы нерегулярность была более заметна на экране.
Одним из способов получить нерегулярную сетку является использование параметра огибающей наклон.

Задаем обеим огибающим следующие параметры:
Частота = 4
Наклон = 7 с функцией Sin

В результате мы придадим нашей сетке нелинейность.

Так, мы вкратце рассмотрели возможности программы Цербер по созданию простейших вариантов основных элементов гильош-дизайна. В следующем номере мы продолжим знакомство с этим уникальным пакетом по созданию 3D-сеток, сложных витиеватых бордюров, сложных розетт с нерегулярным заполнением, наложением растровых изображений на гильоширную сетку и взаимодействие Цербера с другими векторными редакторами.

Гильош - орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. В полиграфии технику гильоша используют для защиты ценных бумаг от подделок. В этом уроке мы узнаем, как всего за несколько шагов сделать подобный узор в Adobe Illustrator.

Шаг 1. Форма

Создадим новый документ (Ctrl + N). Нарисуем произвольную кривую с помощью пера (Р). Заметьте, что конечные точки мы располагаем горизонтально. Для этого достаточно зажать Shift. Ниже нарисуем еще одну кривую, также с горизонтально ориентированными конечными точками.

Выделим начальные точки кривых с одной стороны с помощью Частичного выделения (А) и подравняем по левому краю на Панели выравнивания.

Тоже самое сделаем и для конечных точек.

С помощью Пера (Р) соединим начальные точки.

Нам нужно отразить полученный объект. Сделаем это с помощью соответствующего инструмента (О). Кликаем в точке A, удерживая Alt. В открывшемся диалоговом окне выбираем Вертикальное направление и жмем Копировать.

Выделим по очереди верхние и нижние замыкающие точки, соединим их в одну кривую (Ctrl + J).

Шаг 2. Заливка

Нарисуем прямую с помощью Пера (Р) или Линии (\).

Не снимая выделения, зажмем Shift и Alt и потянем на некоторое расстояние вниз. Таким образом мы продублируем прямую.

Теперь сделаем Переход между линиями. Для этого, выделив их, нажмем Ctrl + Alt + В, после чего два раза кликнем по инструменту Переход (W) и в появившемся окне поставим значение 4 рх.

Для цветного гильоша мы можем закрасить обводки в разные цвета.

Поместим объект из линий ниже объекта из волнистых путей (Ctrl+Shift+[ или перетянуть на панели слоев). Выделяем все созданные объекты, затем переходим Объект > Деформация > Сделать из верхнего объекта (Object > Envelope Distort > Make with Top Object) или же комбинацией Ctrl + Alt + C. Получилось красиво, но с неточностями.

Для их исправления переходим в настройки Object > Envelope Distort > Envelope Options и увеличиваем Fidelity до значения 90-100.

Шаг 3. Кисть

Перетащим полученный объект на панель Кистей и выберем тип Объектная кисть.

Не изменяя параметров в следующем диалоговом окне, нажимаем на OK. Если вы используете Adobe Illustrator CC-CC2014, то у вас есть возможность автоматически генерировать угловую плитку. Для этого выберите один из четырех возможных вариантов. Это даст нам возможность применять кисть к формам, которые имеют углы.

Шаг 4. Делаем гильош.

Нарисуем окружность (L) без заливки и применим на ней нашу новую кисть.

Простейший гильош готов. Впрочем, смотря с какой стороны посмотреть на эту простоту. Даже такой рисунок смотрится впечатляюще. А что, если мы покрутим настройки кисти?

Гильош, или защитная сетка, или тангир, - это специальная технология защиты банкнот, документов, ценных бумаг и других видов полиграфической продукции (билетов, акцизных марок и пр.). Защита документов обеспечивается благодаря сложным композициям из различных гильоширных элементов, которыми покрываются поверхности защищаемых документов. Гильоширный элемент также представляет собой замысловатый рисунок из множества многократно пересекающихся тончайших кружевных линий, заданных математическими формулами. Обычно гильоширные элементы - это разного рода защитные сетки, розетки, бордюры, виньетки и уголки. По своему оформлению и дизайну гильош может быть как симметричным, так и асимметричным, покрывать только часть документа или всю его площадь. Однако, согласно существующим нормативам, гильоширные элементы должны занимать не менее 70% от всей площади ценной бумаги, причем большая часть этого пространства должна быть покрыта гильоширными композициями, состоящими из многоцветных элементов.

Гильош обеспечивает очень высокую степень защиты ценных бумаг, в частности защищает от подделок банкноты. Гильоширную композицию невозможно в точности воспроизвести при помощи сканера: буквально микроскопическая толщина (от 40 до 70 мкм) и постоянно меняющаяся кривизна каждой линии создают непреодолимые препятствия перед рисующим блоком с недостаточной для выполнения подобных операций разрешающей способностью. Для сканирования сложны даже монохромные гильоширные элементы, так как нередко они содержат повторяющиеся периодические элементы, требующие огромных массивов памяти ПК, что затрудняет работу компьютера.

Подделать гильоширную композицию, полученную методом орловской печати, еще сложнее. Дело в том, что при этом способе печать производится с одной печатной формы с при помощи промежуточных красочных шаблонов, имеющих рисунки для каждого цвета оригинала. Каждый красочный рисунок передает красочное изображение на сводный вал, а затем на сборную форму с рисунком всего оригинала. Это позволяет за один прогон листа через печатную машину печатать без каких-либо смещений или разрывов многокрасочный рисунок. В результате каждая линия в гильоширной композиции плавно и произвольно меняет свой цвет, так что подделать ее обычными способами печати практически невозможно. Поддельная линия получится либо непрерывной, но монохромной, либо меняющей цвет, но прерывистой, состоящей из растровых точек. Выполнить оба требования не получится.

Такой способ защиты полиграфической продукции от подделок, как гильош, пользуется успехом уже не один век. В России гильоширные элементы стали печатать на ассигнациях и прочих ценных бумагах при Александре II. В XIX веке гильош создавался на специальных механических гильоширных машинах. За долгое время своего существования технология гильоша постоянно совершенствовалась. Способы создания гильоширных элементов становились все проще, в то время как уровень сложности композиций из этих элементов повышался. Сейчас все гильоширные элементы моделируются специальными компьютерными программами, а печатаются либо офсетной, либо многоцветной орловской печатью.

Несомненно, гильош — эффективный способ защиты документов и т.п. от подделок. Однако программу для рисования гильоширных элементов может приобрести и оригинальный производитель, и пират, а простому потребителю отличить настоящий гильош от поддельного довольно сложно. Поэтому при защите того или иного полиграфического изделия от подделки желательно использовать не только гильош, но и иные средства защиты.

Интересно, что очень часто гильоширные элементы становятся частью общего оформления документа, элементом дизайна. Обычно гильошем украшают дипломы, грамоты, свидетельства. Конечно, гильоширные элементы и тут достойно выполняют свою основную функцию - защищать от подделки, но все большее внимание уделяется их внешнему виду.

При использовании гильоширных элементов в полиграфии очень важно учитывать, что цвет линий должен быть либо на 100% простой, либо пантонный. При задании других параметров цвета могут возникнуть проблемы с совмещением на печати. Правильнее всего все линии окрашивать в 100-процентный черный цвет, а изображение разбивать на разные слои. При печати каждый слой выводится на отдельную пленку и печатается своим цветом. Рекомендуется применять пантонные краски не слишком ярких тонов. При распечатке на принтере цвет линий может быть произвольным, но при сложном составном цвете линии в изображении могут разбиваться на цветные составные точки. В этом случае качество полученного результата полностью зависит от параметров принтера.

Поскольку принцип построения гильоширных элементов основан на использовании и наложении стандартных функций, таких как синус и косинус, пользователю ПО по гильоширной графике необходимы хотя бы базовые знания по высшей математике. Но, в принципе, совладать с такими программами могут и дизайнеры без математического образования.

Гильоширные элементы создаются поэтапно. Сначала задается основа, на которой и будут строиться все последующие шаги. В качестве такой основы может выступать любая геометрическая фигура, образующая систему координат, в рамках которой и будет создаваться гильоширный рисунок. На втором этапе задаются две огибающие кривые, служащие основой для всех остальных линий. И только после этого задаются функции на заполнение пространства между огибающими.

Рынок программного обеспечения по гильоширной графике довольно узок, причем большинство представленных на нем продуктов - это дополнительные модули (плагины) для популярных редакторов векторной графики, в первую очередь Adobe Photoshop и Corel­DRAW. Их характеризуют относительно невысокая цена и столь же ограниченная функциональность, а результаты работы можно использовать лишь как декоративные элементы - они недостаточно сложны, чтобы обеспечить защиту документов.

Пожалуй, лучшие из полноценных пакетов для гильош-дизайнеров предлагает российская компания SecuritySoft Co. В ее арсенале три линейки продуктов, охватывающие практически полный спектр задач, возникающих при разработке защитных элементов графического оформления. Рассмотрим их подробнее.

Гильош

Гильош на арке входа в храм, S. Salvatore in Lauro, Rome

В полиграфии технику гильоша (наравне с тангирной сеткой) используют для защиты ценных бумаг от подделок. В наши дни для построения гильошей используют компьютеры, а ранее использовали специальные гильоширные машины. Самую простую гильоширную машину продавали в СССР как детскую игрушку «Спирограф ».

Гильош-элементами могут быть защитные сетки, розетты , бордюры, виньетки и уголки. Гильош может быть как симметричным, так и асимметричным по своему дизайну. Согласно существующим нормативам, гильоширные элементы должны занимать не менее 70% площади ценных бумаг. Причем из этой площади большая часть должна содержать многоцветные гильоширные композиции. Гильоширную композицию невозможно воспроизвести на цифровом множительном аппарате, поскольку очень маленькая толщина (40-70 мкм) и постоянно меняющаяся кривизна каждой линии создают непреодолимые препятствия перед рисующим блоком с недостаточной на сегодняшний день разрешающей способностью. Повторить гильоширную композицию, полученную методом ирисовой печати , когда ко всем сложностям добавляется еще плавно и произвольно меняющийся цвет каждой линии невозможно другими способами (офсет , трафарет , высокая или глубокая печать). Поддельная линия получится либо непрерывной, но монохромной, либо меняющей цвет, но прерывистой, состоящей из растровых точек. Выдержать оба требования одновременно не получится. Кроме всего прочего, даже монохромные гильоширные элементы сложны для сканирования, так как нередко содержат повторяющиеся периодические элементы, способные загрузить огромные массивы памяти и затруднить работу компьютера. Существуют специальные векторные программы, мгновенно вычерчивающие необходимые линии и композиции по заданным математическим формулам. Гильоширование применяется в декорировании ювелирных изделия. На ювелирный металл наносят гильош, далее покрывают эмалью . Такой способ декорирования усиливает игру света на ювелирном изделии.

Ссылки

  • Pledge & Aldworth Engine Turners site on engine turning (click on Illustrated Engine Turning Reference in sidebar)
  • Ed. Jr. Pegg and Eric W. Weisstein Математически об узорах (англ.) на сайте Wolfram MathWorld .
  • Cerberus Professional Guilloche editor (www.guard-soft.com)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Вашичек, Йозеф
  • Эрдман, Борис Робертович

Смотреть что такое "Гильош" в других словарях:

    гильош - сущ., кол во синонимов: 1 украшение (129) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гильош - Это специальная технология защиты документов и ценных бумаг с помощью композиции из гильоширных элементов, размещенных на поверхности защищаемого документа. Гильоширными элементами называют рисунок из множества сложнопересекающихся кружевных… … Краткий толковый словарь по полиграфии

    Гильош - орнаментальный мотив в виде разнообразных переплетений колец и волнистых линий. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь

    гильоширование - гильош ирование, я … Русский орфографический словарь

    Пластиковая карта - Банковские платёжные карточки Пластиковая карта пластина стандартных размеров (54x86x0,76мм), изготовленная из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям … Википедия

    Платёжные карты

    Банковская карта - Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но оно… … Википедия

    Зарплатная карта - Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но оно… … Википедия

    Зарплатная карточка - Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но оно… … Википедия

    Кредитная карточка - Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но оно… … Википедия

просмотров