Художественный труд в детском саду: практическое постижение духовных ценностей народной культуры. Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста Художественный труд для детей дошкольного возраста

Художественный труд в детском саду: практическое постижение духовных ценностей народной культуры. Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста Художественный труд для детей дошкольного возраста

Елена Шкаровская (Юшина)
Художественный труд - как средство развития творческого потенциала дошкольников.

Художественный труд-как средство развития

творческого потенциала дошкольников .

Работаю я по этой теме пятый год.

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

В XXI художественный труд является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали верх над индивидуальным, уникальным творением художника .

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно это натолкнуло меня более углубленно заняться данной темой.

Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей

Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства.

Имея художественные и творческие способности , я почувствовала потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой, ответить себе на вопрос : «Нужны ли эти знания детям и взрослым?» , и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей . Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде , я провела ряд консультаций : «Что такое художественный труд , «Роль художественного труда в жизни детей » , и др.

После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью вместе с детьми

Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты , что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности . Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение : видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой

Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами , инструментами

Направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме ; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало

развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности

развивать фантазию , воображение и индивидуальность в работе

развивать мелкую моторику рук , глазомер

Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение

Условия успешной организации творческой деятельности

Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда

Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения , подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

Провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий : скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества , репродукции картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами деятельности, их характеристиками историей.

Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

В нашей группе проводятся «Мастер классы» , «Родитель-дизайнер» , презентации, родители принимают участие в проектах, конкурсах,выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты , проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники . Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества . Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство , способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне . Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению . А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить !

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений.

Советы мудрого

и креативного педагога

Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия

(развитие собственного "я”)

Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему

Уважать точку зрения воспитанника, как творца , как художника , какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением

творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями

Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка

Вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации

Создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству

Материалы для творчества

Предварительная работа

Развивающая среда

Работа с родителями

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения . В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка , техник исполнения. Художественные эмоции и интересы , возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления . В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова (МБОУ «Школа-интернат № 9»)

Принята

педагогическим советом

протокол № 2 от 31.08.2016

Утверждена

приказом по МБОУ

«Школа-интернат№ 9»

от 31.08. 2016 № 155п

Рабочая программа

учебного предмета

«Художественный труд»

Составитель:

Учитель Гайдрих Ю.А.

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по художественному труду составлена на основе:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" .

3. Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы в МБОУ «Школа-интернат № 9» от 31.05.2016 № 121п.

Программа по художественному труду включает два раздела: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование с конкретным распределением учебных часов по разделам предмета.

Общая характеристика учебного предмета «Художественный труд» носит коррекционный характер и предназначен для трудовой и творческой организации детей, занимающихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида, 5 класса. Художественный труд - конкретная практическая деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту. Роль художественного ручного труда в становлении некоторых традиционных видов декоративно-прикладного искусства детей с умственной отсталостью, в их трудовом, нравственно-эстетическом, и патриотическом воспитании неоценима.

Программа включает два основных содержательных раздела: «Виды художественной техники» и «Конструирование и моделирование». В рамках первого раздела закладываются основные представления о различных видах художественной техники:

Работа лоскутная мозаика, вытынанка - ажурное вырезание из бумаги, нетрадиционная аппликация, расширяют мировоззрение, представления учащихся о различных художественных техниках, о способах их выполнения, развивается эстетическое мировосприятие.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся по обработке различных легкообрабатываемых материалов, технического кругозора, развитию умственных способностей и предусматривает: конструирование из растений, объёмное моделирование из бумаги, картона, ткани, различных материалов. Красной линией данного курса является коррекционная работа с учащимися.

В практической деятельности у детей с умственной отсталостью воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, бережливость, стремление как можно лучше и качественнее выполнить работу. Особое внимание на занятиях по художественному труду уделяется технике безопасности труда и правилам поведения при работе с режущими и колющими инструментами. Художественный ручной труд является одним из наиболее любимых занятий детей. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются - это указывает на широкие

возможности этой увлекательной полезной, творчески продуктивной и практической деятельности в целях всестороннего развития детей.

Цель предмета: Приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.

Задачи:

1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства,

формировать основы эстетического восприятия.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Предмет «Художественный труд» имеет специфические особенности, в частности носит коррекционный, воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

Коррекционная цель: в процессе обучения максимально корректировать недостатки развития личности детей имеющих отклонения в здоровье.

Для достижения коррекционной цели ежедневно на занятиях решаются следующие задачи:

    развитие кругозора, речи, мышления, глазомера и мелкой моторики;

    формирование умений планировать свою работу, ориентироваться в задании, делать выводы, обобщать, видеть главное, анализировать проделанную работу;

    воспитание самостоятельности, самоконтроля, эстетического вкуса, коммуникативности и корректности в общении с окружающими людьми.

В коррекционном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия детей с различной умственной отсталостью. Систематичность требует, не только решать задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения детей, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения. Для успешного обучения, на занятиях используется наглядный материал и натуральные образцы. Для формирования и закрепления умений и навыков предлагается большое количество упражнений в разных вариантах. Для поддержания устойчивой мотивации к занятиям художественным трудом, упражнения учитывают интересы воспитанников. Дети с нарушениями интеллекта обычно затрудняются в овладении такими обще трудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 5 классе даются подробные объяснения заданий, осуществляется индивидуальный практический показ приёмов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Теоретический материал даётся небольшими дозами, в основном при выполнении практической работы с опорой на наглядность в рисунках и доступных схемах с опорными словами, так как учащиеся имеют недоразвитие речи.

Таким образом, программа не только способствует трудовой и социальной адаптации воспитанников, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на их личностные свойства, но и открывает воспитателю широкий простор для творчества, что обычно положительно сказывается на качестве обучения.

Планируемые результаты.

    название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

    название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

    правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    способы обработки различных материалов;

    правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

    анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

    выполнять работу, используя художественные материалы;

    правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;

    самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Вводное занятие

Работа с бумагой

«Волшебница природа»

«Бумажные фантазии»

«В царстве тканей и ниток»

«Пластилиновая страна»

«Остров ненужных вещей»

Итого: 204 часа

Календарно-тематическое планирование

5 класс (6 часов в неделю).

Всего часов

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

Обработка бумаги. Оригами.

Оригами « Рыбка».

Оригами « Лягушка».

Аппликация из бумаги. Листопад.

Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.

Симметричное вырезание из бумаги. Лесная полянка» (Листья, бабочка, жук).

Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина. Головоломка-соревнование.

Симметрия и асимметрия в композиции. Панно из бумажных листьев различной формы.

Изготовление коробочек для карандашей.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Флористика. Поделки из осенних листьев.

Поделки из засушенных листьев и цветов.

Рельефное изображение растений

Рисуем бабочку.

Аппликация из листьев «Бабочка».

Поделки и игрушки из природных материалов. Человечки из желудей.

Коллективное панно «Снова осень к нам пришла»

Панно из семян «Узоры осени».

Поделки из бумаги. Аппликация “Семейство мышек” (оригами).

Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

Теоретическое занятие;

Изготовление цветов из салфеток;

Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор);

Поделки из бумажных тарелок;

Изготовление елочки из бумажных салфеток;

Контурное вырезание из бумаги

«В царстве тканей и ниток»

(работа с тканью, нитками, пуговицами)

Теоретическое занятие;

Панно «Аквариум»;

Панно из разноцветных косичек;

Знакомство со схемами по вязанию крючком;

Вязание цветов по схеме;

Вязание салфеток по схеме.

«Остров ненужных вещей»

(работа с бросовым материалом)

Теоретическое занятие;

Изготовление сувенира «Яблоки»;

Изготовление вазочек из пластиковых бутылочек с использованием бусин;

Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта);

Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала;

Изготовление сувенира из пластиковой посуды.

Изготовление деревьев из веточек, пластилина, пуха.

Практическое занятие Изготовление поделок из яичной скорлупы «Лебединое озеро».

Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.

Изготовление поделок по выбору детей.

Учимся шить.

Коврики из лоскутов

Кукла-полотенцедержатель.

Вышивание крестиком.

1. Из истории вышивки.

2. Подбор инструментов и материалов для работы.

3. Простейшие виды вышивки.

Изготовление салфеток с элементами вышивки.

Лоскутная мозаика.

1. Из истории лоскутной техники.

Эскизы узоров. Подбор цветового решения. Изготовление лекал.

2. Раскрой. Сборка фрагментов и изделия в целом.

3. Наволочки для диванных подушек.

4. Накидка на табурет.

Цветы из лоскутов.

Ваза обшитая кусочками ткани .

Вводное занятие. Правила О.Т. и ППБ.

Соленое тесто

Из истории соленого теста

Правила О.Т. при работе с соленым тестом.

Рецепт соленого теста

Инструменты и материалы

Обжиг и сушка

Раскрашивание изделий

Изготовление изделий из соленого теста

Миниатюрные фигурки

«Сова»

«Гусеница»

«Пчелки»

«Ежик»

Папье-маше

Правила О.Т. при работе с клеем, лаками, краской

Из истории папье-маше

Материалы и приспособления

Технология выполнения изделий в технике папье-маше

Оклеивание формы

Изготовление простейших изделий

Шар

Ваза

Изготовление имитации древнего сосуда из глины (пластика).

Коллаж из ткани .

Мозаичная аппликация .

Выпуклые плетёные изделия. Браслет .

Аппликация в смешанной технике с тиснёнными элементами «Цветы в вазе».

Обложка для книги (ткань, аппликация).

Пригласительные билеты, поздравительные открытки с аппликацией.

Жгутиковая керамика, изготовление контурного рельефа.

Пластилиновая живопись. Зима. Пейзажи.

Вырезки из бумаги. Силуэт.

Бумажная пластика. Игрушки из конусов.

Эстамп .

Упаковки для подарков .

Изготовление филимоновской и дымковской игрушки из глины.

Создание собственной игрушки .

Пасхальные сувениры. Расписное яйцо (папье-маше).

Цветы из ткани «Подарочный букет».

Бумажная филигрань. «Квиллинг» .

Работа с природным материалом .

Аппликация « Гроздья рябины» .

Аппликация из салфеток « Розы» .

Изготовление кашпо папье- маше. Роспись по мотивам декоративно- прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Жостово,Городец).

Работа с солёным тестом .

Изготовление поделки « Фрукты» .

Коллективная работа « Натюрморт в корзинке».

Панно « Цветы» .

Изготовление статуэтки « Коты» .

Изготовление фоторамки .

Работа с глиной .

Карандашница « Медвежонок» .

Изготовление героев сказки « Волк и 7 козлят».

Изготовление героев сказки « Три поросёнка».

Изготовление героев сказки « Бурёнка из Матрёнкино».

Изготовление поделки « Подсвечник» .

Работа с тканью и нитками.

Аппликация из ниток « Утёнок» .

Аппликация из ткани « Герои мультфильмов».

Изготовление сувениров из помпонов .

Изготовление пальчиковых игрушек. Инсценирование театра.

Изготовление мягкой аппликации на салфетке.

Коллективная работа. Шитьё плоскостной куклы в русском костюме.

Шитьё игольницы. Подарок маме.

Работа с бросовым материалом .

Эти волшебные коробки. Изготовление домиков « Улицы города».

Изготовление цветов из пластиковых бутылок.

Изготовление подставки под горячее из пробок.

Изготовление шкатулки из открыток .

Итого: 204 часа.

Используемая литература:

1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)

4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

8. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

9. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

10. Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

11. Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

12. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

13. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.

14. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

15. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

16. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

детей старшего дошкольного возраста

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

« … Фантазии подвластны бумажные листы -
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя,
Простой листок поможет создать тебе себя!»
/Н.А. Колесова/

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд - это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
2. Раскрытие специфики художественного труда - единство пользы и красоты.
3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
4. Воспитание качеств человеческого труда - трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

Объёмная аппликация - это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка - это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Квиллинг - это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж - это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Торцевание: в основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Литература
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». - ИХОРАО: №1/2012.
2. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского
3. Интернет ресурсы.

Разделы: Работа с дошкольниками

Развитие у детей творческих способностей к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия художественным трудом, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению, хорошо, когда элементы творчества присутствуют во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общениях, это активизирует творческие способности. Если результаты художественного труда детей бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Педагогические исследования длительного характера подтверждают, что именно художественно-эстетическое воспитание и художественный труд способствуют введению ребенка в мир искусств, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий самих детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т.д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить,

считать, логически мыслить, и т.д. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, развитие музыкальных и изобразительных способностей пространственное восприятие объектов и т.д. Таким образом, художественный труд является одним из важных средств развития личности, оно способствует выработке у ребят психологической уверенности и целостного восприятия мира.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальных реализации возможностей ребенка, а также его становлению как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (аппликация, ручной труд, вышивание, оригами и т.д.), право на творческий поиск и на ошибку.

Сегодня проблема творческого развития приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и т.д. ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому необходимо с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности художественного труда. Испокон веков люди проводили долгие вечера за рукоделием, взрослые и дети вместе ткали, вышивали, водили хороводы и при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы – секреты мастерства. Народные мастера, изучая опыт поколений, создавали произведения искусства, привнося свое личное восприятие, ощущение, понимания с позиций современности, вкладывая частичку своего таланта. Народная культура – это питающая основа для творческого саморазвития человека.

При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов ребята открывают для себя наиболее характерные черты народного творчества. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности.

Очень полезно детям на начальной стадии занятий изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции и «в стиле». Главная цель выполнения работы «в стиле» – не точно повторить детали, а бережно сохранить дух. Чтобы традиция жила и возрождалась не во внешней форме, а в духе.

Наиболее значимым условием эффективности процесса художественного труда является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, похвала.

Одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления и развития. Педагогическая поддержка смягчает вхождение ребенка в мир знаний, творчества, способствует обретению им социальной активности и таких моральных качеств, как любовь, сочувствие, благодарность, умение видеть красоту. Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ, организовывать обсуждение предложенных детьми вариантов.

На занятиях творческого художественного труда не обойтись без изучения и применения основных художественно-выразительных средств и приемов композиции. Поэтому потребуется разъяснение детям таких терминов и понятий как гармоничность, пропорциональность, динамика, контраст, нюанс, ритм и т.д.

Созидание выступает только показателем усвоения знаний, но и трамплином для их корректировки. Занятия художественным трудом дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти.

Одной из важных проблем образования является результат созидательной деятельности. Важно, что и как они создают. Именно на творческих занятиях закладываются и практически закрепляются азы общей культуры и эстетический вкус. Художественный труд предполагает процесс создания, соизмеримый с культурными требованиями и традициями.

Педагогу, как участнику сотворчества всегда следует помнить об огромном воспитательном воздействии на человека мира бытовой культуры, потому что, именно в мире вещей происходит материализация мировоззрения, мировосприятия.

При выполнении заданий необходимо уделять должное внимание к дизайну внешнего вида изделий, относясь к этой проблеме не как простому украшательству, а как к неотъемлемой части создания единого эстетического образа модели.

Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиции, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Исходя из выше указанного, мною были составлены этапы работы по данной теме (Приложение 1 ).

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А
. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  • Комарова Т.С
  • . Народные художественные промыслы России. – М., 1983.

    Опыт работы педагога дополнительного образования. Художественный труд как искусство

    Автор: Царёва Любовь Михайловна
    Место работы: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ «Планета», г. Томск.

    Описание: Данная статья предназначена для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования.
    Художественный труд-это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты, исследуя свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
    Вот уже несколько лет в своей работе в Доме Детского Творчества я уделяю особое место ручному художественному труду с детьми дошкольного возраста.
    Веду кружок «Крокус», в названии которого зашифрован смысл совместной деятельности детей и педагога: кружок одарённых, креативных, успешных.
    Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала - занимательное и обогащающее ребёнка занятие, во время которого ему приятно будет себя чувствовать творцом.
    Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребёнка. Ведь прямо на его глазах произойдёт превращение обычных бумажных листов и обрезков в прекрасных кукол, невиданных зверей, волшебных птиц.
    Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
    Для создания лучшего эмоционального настроения на занятиях я использую музыку известных музыкальных произведений, которая служит фоном на занятиях по ручному труду.
    Целью данного вида деятельности является: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности.
    Основная задача по ручному труду: научить детей с удовольствием мастерить, работать с разным подручным материалом, фантазировать и делать своими руками красивые и качественные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
    Педагогические и гигиенические требования для занятий по художественному труду с дошкольниками
    *Напомнить детям о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
    *При работе с клеем застелить стол клеёнкой.
    *Повторить с детьми правила техники безопасности во время работы с ножницами, клеем, пластилином.
    *По окончании работы дети должны привести в порядок своё рабочее место и вымыть руки с мылом.
    *Перед каждым началом трудовых занятий проводить специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
    Необходимые условия для успешной организации ручного труда: *насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
    *свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
    *создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
    *использование созданных детьми продуктов художественного творчества для организации выставок, участия в конкурсах;
    *непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
    Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и т.д
    Содержание художественного труда дошкольников составляют:
    *работа с природным материалом;
    *работа с бумагой, картоном;
    *работа с бросовым и искусственным материалом;
    *работа с пластилином.
    Рекомендации по ручному труду:
    *приучать ребёнка к самостоятельности - сам придумал, сам вылепил, сам склеил;
    *воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками;
    *не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу;
    *не огорчаться при неудачах, если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, позже обязательно вернись к своей работе;
    *рассмотри и проанализируй свою работу;
    *обратись за помощью к взрослому.
    Ручной труд у детей развивает:
    *речь, повышает уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи, т.е. устной речи;
    *повышает сенсорную чувствительность;
    *развивает воображение, пространственное и логическое мышление, мелкую моторику, глазомер;
    *синхронизирует работу обеих рук;
    *развивает сенсомоторику;
    *развивает усидчивость, терпение, доводить начатое дело до конца;
    *способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
    Таким образом, теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.
    просмотров