Внимание и похвала – зависимость взрослого человека. Нужна ли похвала ребенку? И как правильно хвалить Психологическая ценность похвалы

Внимание и похвала – зависимость взрослого человека. Нужна ли похвала ребенку? И как правильно хвалить Психологическая ценность похвалы

Похвала является мощнейшим стимулом действий ребенка и его развития. О том, как при помощи похвалы помочь детям сформировать здоровую самооценку и избежать проблем в общении со сверстниками, рассказывает Наталья Полетаева, психолог и мама троих детей.

Мы хлопаем в ладоши, когда малыш делает свои первые шаги, и он старается пройти еще дальше. Мы восхищаемся первыми рисунками и поделками ребенка, что заставляет его по-настоящему полюбить творчество. Мы гордимся хорошими оценками - и школьник усердно делает домашнее задание. Мы одобряем поступки и радуемся достижениям наших детей, и они стараются быть лучшими. Все это - результат похвалы!

Если у ребенка есть комплексы, похвала может послужить хорошим средством избавления от них. Часто бывают случаи, когда дети слышат насмешки в свой адрес и страдают от обиды (например, если у ребенка рыжие волосы, он левша или носит очки). И здесь задача родителей с момента появления проблемы (а лучше с самого рождения) - внушить ребенку, что это не недостаток, а даже преимущество. К примеру, волосы не рыжие, а золотые, и сказка о прекрасной Златовласке - тому подтверждение. А левши в большинстве своем творческие личности, поэтому обратите внимание ребенка на то, какие прекрасные работы у него получаются. Это убедит его в собственной состоятельности!

Безусловно, родительская любовь не знает границ, и зачастую мы считаем своих детей идеальными. Однако чрезмерно превозносить и преувеличивать качества ребенка довольно опасно, во всем нужно знать меру. Излишняя похвала может привести к серьезным личностным проблемам у ребенка. Бывает, что родители «боготворят» своего ребенка, хвалят его буквально за все, не замечая ничего плохого в его поведении. Это грозит завышением его самооценки . Ребенок уверен в своей правоте даже тогда, когда неправ, он готов взяться за дело, которое в реальности не в состояниии осуществить, что в итоге приводит к разочарованию и потере объективности. Мир вокруг становится злым, а в неудачах виноваты все вокруг, только не сам ребенок.

Чрезмерная похвала может повлечь за собой и различные проблемы в общении со сверстниками и педагогами. Никто не хочет дружить с выскочкой или задирой, поэтому такой ребенок часто становится одиночкой в коллективе, непонятым порой даже взрослыми, ведь все оценивают его не так, как это делают родители.

Кроме этого, у ребенка может развиться настоящая зависимость от похвалы . Можно добиться того, что все его действия теперь будут направлены не на результат, а на то, чтобы получить «дозу» похвалы.

И, пожалуй, самая распространенная проблема, которую приобретает ребенок, избалованный похвалой, - это эгоизм. «Перехваленные» дети не способны заботиться о ком-то, потому что с раннего детства все заботились только о них самих, в собственных глазах они идеальны и не считают нужным ни с кем делиться своими «достижениями».

Это вовсе не значит, что хвалить ребенка нельзя. Просто для того, чтобы избежать подобных неприятностей, постарайтесь найти золотую середину. По мере того как ребенок растет, похвала должна переходить из количественного показателя в качественный . Вот несколько советов:

Хвалить нужно не столько самого ребенка, сколько результат его действий;

Похвала должна быть только за то действие, которое действительно было трудно для ребенка, когда он приложил достаточно усилий для достижения результата;

Научите ребенка делиться своими достижениями и благодарить тех людей, которые помогли ему добиться результата (например, учитель рассказал, друзья поддержали, родители обеспечили).

Хвалить ребенка за поступки, искренне любить и проявлять заботу просто так - вот алгоритм воспитания, к которому нужно стремиться!

Как вы думаете, нужно ли хвалить человека?

Давайте вспомним, как в детстве мы с трепетом ожидали похвалы от родителей. Эта потребность формируется очень рано. Уже с рождения в интонациях голоса мамы малыш способен уловить и почувствовать ее эмоциональный настрой, понять хвалит она его или чем-то недовольна.

И если совсем маленький человечек довольно часто слышит похвалу в свой адрес по самым разным поводам: сделал шаг, улыбнулся, завязал шнурок, сам нарисовал каляку-маляку, спел собственную песенку, то по мере его роста количество похвал уменьшается.


Родители все больше делают замечания, упрекают, остаются недовольны поведением, оценками и др.

Конечно, похвалы не исчезают из жизни совсем, но их становится значительно меньше. Однако, сформированная с раннего возраста потребность быть положительно оцененным, получить одобрение - остается. С течением времени это желание никуда не девается, не пропадает, оно сохраняется внутри.

Похвала – это способ сделать человек счастливее, получить удовлетворение от жизни, испытать положительные . Слова одобрения совершенно меняют рисунок его бытия. Преображается мир. Солнце светит ярче, небо приобретает особую синеву, птицы поют волшебные песни, люди вокруг замечательные и, главное, появляется ощущение собственного всемогущества. Человек готов свернуть горы, душа играет гимн «Я все могу!».

Психологам известно, что заслуженная похвала делает человека лучше, закрепляет его положительные поступки и действия.

Хорошо об этом сказал Франсуа де Ларошфуко:

«Жажда заслужить расточаемые нам похвалы укрепляют нашу добродетель; таким образом, похвалы нашему уму, доблести и красоте делают нас умнее, доблестнее и красивее».

Как вы считаете, почему люди так падки на лесть?

Да все по той же причине! Человеку не хватает положительной оценки его действий и поступков. Он нуждается в них. Они ему необходимы. Если человек недохвален – он довольствуется лестью, суррогатом похвалы. И кое-кто этим успешно пользуется.

Какой выход из такой ситуации?

2. Хвалить своих близких, родных, детей, родителей, любимых, коллег, друзей. Если вы будете хвалить их, глядя на вас, они тоже будут учиться этому замечательному свойству характера – видеть хорошее и говорить об этом.

Ведь очень часто происходите так, что мы видим и отмечаем мысленно хороший поступок, успешно выполненное дело, с душой приготовленный ужин, но почему-то оставляем эти умозаключения в своей голове, не произносим вслух, не даем человеку заслуженного одобрения, которое для него очень важно.

Для того, что бы научиться хвалить предлагаю интересное упражнение «Я горжусь тобой!»

Для этого решите, кого вы будете хвалить. Выберите 2 или 3 человека. Это может быть любимый человек, кто- то из близких родственников, ребенок, коллега по работе и т.д. И начинайте хвалить.

Выполнять это упражнение нужно в течение 10 дней. Высказывайте одобрение, давайте положительные оценки, радуйтесь успехам, но помните вы хвалите за то, что на самом деле было сделано, за реальные дела и поступки. Можете, в том числе использовать фразу «Я горжусь тобой!»

Вечером подводите итоги: воспроизведите в памяти, кого вы хвалили, как вы это делали, какие слова использовали, какая была ответная реакция и, самое главное, какие чувства в этом момент испытывали вы, что в вас менялось, какие мысли возникали в вашем сознании.

После 10 дней, по окончании срока выполнения упражнения, проанализируйте весь полученный опыт, зафиксируйте изменения в собственных ощущениях и мышлении, жизни, сделайте выводы для себя.

По итогам решите, что вы готовы делать, что бы ваши отношения и общение с близкими было позитивными, комфортными, радостными.

Как правильно хвалить?

Существуют три подхода.

1. Первый с обращением «ты» (или «вы») : «Ты отлично выполнил задание!», «Ты ответственный человек!», «Ты очень внимательный и чуткий», «Ты приготовила королевский ужин!» Этот вариант показывает, что мы увидели и оценили поступок, поняли, что он выполнен хорошо.

2. Второй с местоимением «я»: «Я горжусь тобой!», «Я восхищена твоим поступком!», «Я очень благодарен тебе», «Я рада, что ты это сделал для меня». В этом случае возникает эмоциональная близость, так как мы подчеркиваем насколько важно именно для нас то, что делает человек. Второй способ более теплый, комфортный и для нас более значим.

3. Без слов (невербальный) : одобряющая улыбка, теплый взгляд, рукопожатие.

В идеале лучше всего сочетать все эти способы – эффект выше.

Важно!

Хвалите за результат, за процесс, за действительно сделанное дело или поступок.

Озвучьте конкретно за что хвалите: ребенка за ровные буковки именно в упражнении № 2, жену за хрустящую корочку на пироге, мужа за вкусные мандарины, которые он купил, коллегу за точный расчет параметров в схеме 56.

Хвалите эмоционально, с чувствами и, главное, искренне.

Хвалите, глядя в глаза. Это повышает доверие к вашим словам.

Хвалите сразу, как узнали о достойном поступке, немедленно.

Не затягивайте, похвала – это короткий залп, она занимает не больше одной минуты.

Будьте последовательны. Если вы сегодня за что-то похвалили, в другой раз не надо за это же ругать (касается родителей особенно) – убивается стимул к хорошему.

Подводя итог, хочу добавить, что похвала - это хорошее , а от него производительность и эффективность увеличивается на 20-25 % в любой области нашего существования.

О соотношении положительных и отрицательных эмоций в нашей жизни читайте статью .

Хотите успеха? Хвалите себя и других!

И на десерт - видео про Влюбчивую Ворону. Посмотрите, как все нуждаются в любви и искреннем восхищении.

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Эта статья предназначена для всех, у кого есть какие-либо эмоциональные расстройства (неврозы, депрессии, зависимости), эмоциональная сдержанность, психосоматические симптомы. А также для тех, кто в своей жизни склонен активно рационализировать и интеллектуализировать происходящие события. То есть она посвящена тем, у кого в жизни имеется избыток эмоционального негатива

Начну с того, что эта статья предназначена для всех, у кого есть какие-либо эмоциональные расстройства (неврозы, депрессии, зависимости), эмоциональная сдержанность, психосоматические симптомы. А также для тех, кто в своей жизни склонен активно рационализировать и интеллектуализировать происходящие события (то есть для гиперконтроллеров). То есть она посвящена тем, у кого в жизни имеется избыток эмоционального негатива.

Далее. Продолжу, уточнив, чего НЕ будет в этой статье. В ней не будет заезженных штампов. Постулатов про то, как замечательно относится к себе положительно. Про то, что важно себя любить. И «мощных» установок на тему того, что похвала - это способ повысить свою самооценку То есть я предлагаю отойти от популизмов.

Предлагаю в этой статье следовать логике «Зачем – Как».

Как и зачем себя хвалить

Что такое похвала как положительное подкрепление.

Это способ выразить позитивное отношение к себе. Еще раз. Похвала – это единственный способ закрепить какое-либо ваше поведение в виде привычки. То есть на длительный срок. Это и есть главный ответ на вопрос «зачем нужно себя хвалить».

Допустим, у вас избыток тревоги и вы учитесь ее останавливать. Вам необходима похвала (читайте - положительное подкрепление) каждый раз, когда вы убираете внутреннее ощущение неопределенности (а не просто ждете, что тревога пройдет).

Или вы учитесь построению границ в отношениях – вам нужна похвала каждый раз, когда вы внедряете эффективную модель взаимодействия с партнером.

Или вы повышаете себе свою самооценку. Вам нужна похвала каждый раз, когда вы ориентируетесь на свои возможности вместо механического сравнения себя с окружающими.

А уж про изменение привычек при зависимом поведении я вообще молчу – там похвала нужна регулярно (при каждом преодолении импульсивной тяги к предмету своей зависимости).

Как себя хвалить.

Шаг 1-й. Никто не хвалит себя за что-то необычное. Хвалят себя за рутинные действия.

Поясню. Необычные события в нашей жизни – это 1% всех жизненных событий. Это то, что мы называем переменами. Перемены всегда сопровождаются гаммой эмоций и чувств. Если это положительные перемены (а мы в контексте текущей статьи говорим о них) – то они сопровождаются гаммой положительных чувств. То есть ваша психика УЖЕ положительно подкрепляет ваше поведение.

То есть хвалить себя, когда вы в первый раз поехали на велосипеде, поплыли или поговорили на иностранном языке – это в известной степени пустая трата времени. Так как вас уже накрывает волна позитива.

А вот хвалить себя тогда, когда:

    у вас что-то получается через пень-колоду

    когда у вас получается первый шаг (а после него есть еще 9 шагов-действий)

    когда вы что-то сделали эффективно, но объективно ситуация вообще не изменилась (так как требуется еще множество повторов эффективного поведения) или изменилась совсем чуть-чуть

Вот это – ИСКУССТВО.

Шаг 2-й. Рефлексия.

Самое важное в похвале – это то, что она ФОКУСИРУЕТСЯ на некоем своем достижении. То есть вы формулируете то, что вы сделали. Вы выхватываете из некой обыденности свои ключевые действия. Вы концентрируетесь на собственных успешных стратегиях поведения.

Как вы будете себя хвалить – это тоже важно. Но – это вторично по сравнению с тем, что вы отслеживаете эффективную стратегию поведения.

Примеры НЕ похвалы:

Я молодец, что справился с проблемой. Я умница, что не стала обижаться. Какой же я молодец, как же классно у меня получилось отказать (кому-нибудь).

В указанных примерах я предлагаю вам отследить и запомнить 3 базовых ВРАГА ПОХВАЛЫ:

1) обобщения. Такие слова, как: проблема, сложность, препятствие, плохо, страдание, справился и прочие акценты на том, что вы убирали или преодолевали, ТОЛЬКО УВОДЯТ ВАС от реального объекта вашей похвалы. Ваша задача концентрироваться на том, что вы делали.

2) негативные формулировки. Я не стала обижаться. Я не сидел с ощущением бессилия. Я не стал сравнивать себя с кем-то. Я не продолжил думать о самоубийстве. Все эти любые другие похожие формулировки с частицей «не» концентрируют и подкрепляют то, что для вас является условным негативом. Поэтому еще раз - ваша задача концентрироваться на том, что вы сделали.

3) акцент на эмоциональном подкреплении, а не на осознании собственной эффективной стратегии поведения. Похвалу стоит начинать и 80% объема вашего внимания уделять именно тому, ЧТО вы сделали эффективно, правильно, успешно или адекватно ситуации.

То есть, похвала фокусируется на том:

  • что я сделал
  • как именно я это сделал

Шаг 3-й. эмоциональные эпитеты в свой адрес.

Тут все будет просто. Главное помнить о том, что эмоциональная часть подкрепления может быть какой угодно, главное, чтобы она резонировала лично для вас . То есть НИКОГДА НЕ пользуйтесь некими универсальными штампами. Они недолговечны.

Делайте акценты на том:

Какой я. Вы можете использовать любые отзывающиеся внутри вас эпитеты. Которые вас радуют, поднимают вам настроение или просто вам нравятся. То есть вы берете местоимение «Я» и присоединяете его к тому, какой вы.

«Умница», «молодец», «красавчег», «богиня», «гений», «хитрец», «мастер своего дела» и т.п.

Как это у меня было. Вы можете использовать любую метафору того, КАК у вас получилось то, что получилось. Берете местоимение в форме «у меня это было» и добавляете ту метафору, что вам нравится.

«Прелестно», «эпично», «классно», «потрясающе», «эффектно», «эффективно», «мило», «правильно» и т.п.

Чего я достоин. Подобная вариация идеально подходит для тех, кто относится к себе самокритично и склонен заниматься самобичеванием. Акцент делается на том, чего вы достойны благодаря своему поведению. Берете местоимение «Я» и добавляете то, чего вы достойны:

Похвалы, восхищения, одобрения, гордости, поощрения и т.п.

И еще раз. Задача эмоциональных эпитетов - ВАМ НРАВИТСЯ .опубликовано .

Александр Кузьмичев

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Многие задаются вопросом: нужна ли похвала маленькому ребенку? Среди родителей иногда вертится мнение, что детей хвалить нельзя, так как это приводит к зазнайству. Они воспитывают малыша в строгости и не хвалят ребенка даже за малейшие достижения, тем самым вырабатывая в нем комплекс неполноценности. Такие дети очень стремятся получить доброе слово от родителей, тем самым теряют себя среди своего желания добиться расположения.

Особенно, если их хвалят учителя, бабушки или другие люди. Они не понимают почему родители к ним так относятся и отдаляются. И отвечая на вопрос нужна ли похвала ребенку, мы утверждаем — необходима. Большинство родителей все же понимают, что детей хвалить нужно, но не каждый папа и не каждая мама умеют это делать правильно.

Нужно ли это ребенку

Детям нужна похвала хотя бы потому, что это помогает им понять правильно он делает или нет. Например, мама говорит ребенку: «так делать нельзя, это неправильно, ай-ай». И малыш понимает свою ошибку. Иногда не сразу и одной фразы недостаточно. Но похвала помогает понять ребенку как исправить свое поведение. Если, разрисовав обои мама ругается, то ребенку хочется найти выход из этой ситуации, он извинится перед мамой нарисовав рисунок на бумаге, а может и вовсе решит помочь маме убрать за собой. Тут то похвала и сделает свое дело.

После наказания нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя, нужно сделать иначе. Например, не разбрасывать игрушки, а убирать их после игры в коробку. И когда отправляем ребенка (или он сам идет) делать уборку, используем похвалу: «Какой умничка! Помогает маме! Убирает сам!» Поощряя правильные действия, мы направляем ребенка на правильный путь.

В воспитании есть метод кнута и пряника. Именно этот метод помогает ориентироваться ребенку в нормах жизни в обществе. Ребенок начинает понимать, что плохо, а что хорошо. Именно одобрение родителей помогает им в этом.

На что похвала влияет


  • Похвала помогает ребенку в многих ситуациях по жизни. С помощью правильной похвалы:
  • Малыш понимает, что можно, а что нельзя;
  • Формируется его самооценка. Он понимает, что вот «в этом я молодец».
  • Ребенок чувствует свою значимость и, если не перебарщивать, он будет доволен собой только по делу.
  • Формируется самомотивация.

Нельзя перебарщивать с похвалой, это может, и правда, привести к завышенной самооценке. Вот почему так важно уметь хвалить ребенка. Но и постоянная ругань, критика влияет на ребенка худшим образом. Ребенок начинает думать о себе плохо, что он неудачник. И ему не хочется стремиться к чему-либо. Вот почему так важно правильно хвалить ребенка.

Как правильно хвалить ребенка

К каждому ребенку в первую очередь должен быть свой подход. Некоторые дети после похвалы расслабляются, других она мотивирует. Но чаще все же похвала действует как мотивационная опора. Однако какой подход не был бы к ребенку, есть общие критерии, которые определяют правильное поведение родителей, когда нужно хвалить малыша.

  • Соотношение похвала/поступок

Хвалить ребенка обязательно за конкретное дело, и главное за реальное! Например, если малыша мы хвалим активно за то, что он начал ходить, то после 5 лет это уже не к месту. Навык то укрепился. И если проблем никаких нет, то тут похвала, как минимум, будет странно выглядеть. При этом похвала должна быть очень яркой эмоциональной. Хвалите ребенка не потому, что он молодец. А потому что он красивый рисунок нарисовал. Не за то, что он щедрый, а потому что поделился конфетой с другом. Ребёнок должен знать, что точно он сделал правильно и понимать за что его конкретно хвалят.

  • Что вы говорите и как

Помимо слов во время похвалы большую роль играют и эмоции, мимика, жесты и т.д., которые становятся частью всей картинки правильного одобрения действий малыша. Одна и та же фраза может звучать совершенно по-разному. А на ребенка влияют и эмоции, которые вы вкладываете в похвалу.

Одного слова будет недостаточно. «Хорошо», — сказала мама, когда малыш принес ей новую подделку и продолжила читать свою книгу. Да, это похвала, мама одобрила действия ребенка. Но не поддержала его мотивационную часть. Ребенок может просто забросить делать подделки потому, что не смог удивить своих близких.

Другое дело, если ребенок, например, выучил новое стихотворение. «Какой ты у меня умничка! Я так тобой горжусь», — воскликнула мама и добавила к словам поцелуй и объятия. Счастливый малыш обязательно захочет еще раз получить такую похвалу и в ближайшее время ждите еще одного достижения.

Эмоции очень важная часть в одобрении, как и тактильный контакт. Когда хвалите ребенка используйте объятия, улыбку. Малышу важно не только услышать, что он молодец, но и почувствовать гордость родителей за него, увидеть счастливые глаза. Это гораздо сильнее слов.

Особенно хорош способ с эмоциями, если вы хотите научить малыша определенному навыку. Добавляйте яркость в вашу похвалу, ребенок точно захочет ее получить снова.

  • Хвалите ребенка не только за результат, а за сам процесс!

Возьмём к примеру, домашнее задание в садике или школе. Нужна ли похвала маленькому ребенку за такие заслуги? Ведь, он может сделать его неправильно.

Конечно, ребенок может допустить ошибки, но это нормально. Сразу все всегда не каждому удается. И если малыш усердно работает над заданием, то его обязательно нужно похвалить за старания. Не только результат важен, но и процесс по его достижению, но только в том случае, если ребенок действительно пытается разобраться, а не витает в облаках.

Не у каждого взрослого получается достигать лучшего результата, и тем более не каждый ребенок подходит для роли отличника. Если ребенка хвалить только за то, что у него уже получилось, он может перестать любить процесс от дела, и забросить то, что ему так хорошо давалось.

А некоторым детям и вовсе очень трудно достигнуть конечного результата. А без поддержки, он сдувается и бросает начатое на пол пути.

Как правильно подобрать слова?

Похвала делиться на два направления «Ты», «Я». В первом случае подразумевается «Ты такой умница!», «Ты очень хорошо сделал!». Во-втором: «Я тобой так горжусь!», «Я приятно удивлена!», «Я так рада за тебя!».

Когда мама или папа хвалят через «Ты», то ребенок воспринимает это вполне хорошо («Я молодец», «Я хорошо сделал»). Это, конечно, приятно. Но похвала через «Я» несет больший эмоциональный всплеск, а, следовательно, и большую ценность для ребенка.

Но тут необходимо уместно использовать каждую форму. Например, когда вы используете форму «Ты», подпитывая ее эмоциями, то ребенок воспринимает это как то, что он хорошо сделал, и родители это видят, они ценят это. Если же используется форма «Я», то нужно понимать, что фраза «Я рада, что ты убрал свои игрушки», будет звучать лучше, чем «Ты такой помощник». Первая фраза в этой форме звучит более конкретно. И ребенок чувствует в этих словах уважение.

Но использовать можно в воспитании любую форму. Мало того, в каждой семье есть свои особенности похвалы. Некоторые каждую пятницу собираются за столом и подводят итоги недели, хвалят ребенка снова, напоминая о его подвигах. Другие используют ласковые слова. Это все можно использовать, главное, чтобы дети чувствовали обратную связь за свои действия. Это помогает ребенку развиваться и становиться счастливее.

Как часто и за что хвалить ребенка?


Хвалить ребенка за процесс лучше не после того как он закончил, а когда он как раз занимается. Т.е. если вы увидели, что ребенок делает что-то очень усердно и хорошо. Поощряйте его «здесь и сейчас». Эффект от похвалы только усилится.

Похвала так же зависит и от возраста малыша. Малышам (дошкольникам) нужна любая похвала, чтобы ему еще больше хотелось развиваться. А вот с детьми постарше посложнее, так как нужно учитывать некоторые особенности.

  • Хвалите школьника за креатив, новые подходы к решению проблемы. Это поможет и замотивирует его искать и в следующий раз пути решения проблем. Похвала тут должна быть словно толчок для дальнейших действий.
  • Чаще всего детей хвалят определенным образом, используя определенные фразы:

Умница! Ты – самая красивая, самая умная, самая талантливая) девочка в мире. Ты лучше всех делаешь аппликации (поешь, танцуешь).

И вроде бы прекрасная похвала, но есть в такой формулировке некоторая опасность, заключающееся в том, что оценивается личное качество ребенка, а не его действие. У ребенка может сегодня что-то получится очень хорошо, а завтра плохо. И будет сложно объяснить почему сегодня он не самый лучший. К формулировке «Ты – самый лучший» дети привыкают быстро и просто ждут ее от родителей, как что-то обязательное. А если его снова так не похвалить ребенок может обидеться.

  • К такой формулировке дети привыкают, и такие фразы для них уже звучат как стандарт. То есть, дети к похвале привыкают и ждут ее как реакцию родителей. А если не похвалить? Как он отреагирует? Обидится. Ведь до этого его все время хвалили.

Чем вредна неправильная похвала


  1. Привыкание к похвале
    Подбадривая своего малыша и одобряя его действия постоянно, мы даем ребенку ориентир на то, что он самый лучший и все может. Ребенок ждет родительской реакции постоянно и их одобрения. Мало того это переходит и на других взрослых. Сложность заключается в том, что, когда ребенок становится взрослым он может все также зависеть от одобрения других и похвалы. Опасность заключается в том, что он может стать зависим от мнения других людей
  2. Потеря интереса
    Когда ребенок постоянно получает похвалу, он уже не пытается что-либо делать ради результата. Он это делает ради родительского «молодец». И свои лучшие качества он будет проявлять только ради хороших слов, а не потому что ему так хочется. Это обязательно оставит след на его будущем.
  3. Манипулируя с помощью похвалы
    Когда мы хвалим ребенка словами «молодец», «хорошо», мы оказываем ему значительную поддержку. Тем самым «подкрепляем действие». Некоторые пользуются таким методом, как «манипуляция похвалой». Ребенка хвалят за определенное поведение постоянно, навязывая ему тем самым свою волю. У ребенка закрепляется в сознании правильность его поступков. И вроде бы это действенный метод, но он не разумный для самого ребенка.

Неразумность метода состоит в том, что ребенка могут поругать за беготню, а за спокойное поведение хвалят. Чаще всего так и происходит. Но проблема в том, что у ребенка скапливается большое количество энергии и для него естественно желание резвиться. Но из-за наказаний мамы и папы, он мучительно терпит и сидит тихонько, лишь бы получить одобрение. При этом в его голове скрываются и накапливаются мысли о том, почему такие позитивные действия вызывают неодобрение у родителей. У него начинают просыпаться противоречия, а это может нанести вред психике.

  1. Больше не рад.

Некоторые родители могут спешить похвалить малыша. Каждый шаг ребенка не стоит нахваливать. Так как, таким образом, ребенок ориентируется на успех. Ведь малышу нужно пространство, чтобы самостоятельно радоваться за свои успехи. Поэтому не удивляйтесь, если вместо вопроса «я сделал это хорошо?», вы услышите – «я молодец?».

  1. Пропадает мотивация

Если ребенка постоянно нахваливать, у него в будущем появляются проблемы с мотивацией. Лучше хвалить за усилия, чем за то, что у него все получается. Сегодня все выйдет, завтра нет. Дети расслабляются, когда им говорят, что они делают что-то лучше других.

15 фраз для похвалы ребенка

  1. Ты на верном пути!
  2. Ты молодец, что разобрался!
  3. Я тобой горжусь!
  4. С каждым днем у тебя получается всё лучше и лучше!
  5. Ты сегодня так много сделал!
  6. Еще лучше, чем прежде!
  7. Научи меня делать так же!
  8. Я знал, что тебе это по силам!
  9. Я горжусь тем, что тебе это удалось!
  10. Я сам не смог бы сделать лучше!
  11. Ты очень хорошо сделал это!
  12. Ты такой умница, что сумел это сделать!
  13. Не сомневался, что ты справишься!
  14. Молодец, что справился сам!
  15. Ты можешь гордиться собой!


  • Хвалите ребенка за конкретные действия.

Помните, что нужно обращать внимание на поступок, а не на личность. Добавлять к слову «Ты молодец!», определение, почему он молодец. Ребенок должен слышать за что конкретно его хвалят.

  • Хвалите эмоционально, добавляя жесты и мимику.

Искренняя радость сопровождается жестами, мимикой. Улыбайтесь, обнимайте ребенка, пусть он слышит не только слова, но и видит радость и гордость в ваших действиях.

  • Не сравнивайте с другими

Очень многие родители даже не замечают как используют сравнение ребенка с другими. Это вредная привычка в воспитании детей, и от нее нужно избавляться. Своего малыша нельзя ни в коем случае сравнивать с другими детьми, особенно акцентируя внимание на вещи, которые он делает лучше других. Так у ребенка развивается чувство превосходства. И если похвала идет только от родителей, в будущем ему будет сложно принимать факт, что другие не считают его таким уж молодцом.

  • Не критикуйте других детей

Не ставьте своих детей выше других, особенно у всех на глазах. Ребенок будет пытаться все время делать все лучше того, перед которым его похвалили. При этом в неудачах он будет винить не себя, а именно этого «соперника».

  • Не сравнивайте с собой
  • Не смешивайте критику и похвалу .

Не нужно после хвальбы говорить, что можно было сделать лучше.

  • Не ждите совершенства. Никто не идеален. И ребенок уж точно все сделать полностью так как вы хотели не сможет.
  • Хвалите, но в меру. Чрезмерная похвала может вызвать противоречивые эмоции у ребенка

Чтобы ребенок был счастливым его нужно хвалить. Но нужно правильно подбирать слова, не перехваливать и сдерживать свой напор. В любом случае, похвала с нужной интонацией поднимет ребенку настроение и замотивирует на новые свершения.

Необходимо использовать оценивание в работе менеджера первичного коллектива. К сожалению, достаточно часто приходится сталкиваться с установкой на отрицательное оценивание. Такая оценка базируется на мнении, что похвала может отрицательно повлиять на человека. Конечно, такие случаи могут иметь место. Но часто они встречаются не потому, что мы не скупимся на похвалу, а потому что не умеем правильно пользоваться этой формой поощрения. Секрет состоит в том, чтобы хвалить всегда и только за успехи, достигнутые лично работником.

И все же похвала, комплимент, позитивный отклик на работу подчиненного - очень мощные средства воздействия, которые вызывают целый спектр ответных реакций - от признательности до повышения лояльности и стремления к улучшению работы.

Похвала (положительная оценка работника и результатов его деятельности) должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей, способствующими достижению целей организации. Чем больше позитивного будет отмечать руководитель в работе сотрудников, тем больше вероятность того, что они будут вникать в проблемы и помогать с ними справиться.

Похвала, как считают специалисты, является одним из самых эффективных инструментов обратной связи между руководителями и подчиненными. Важно только уметь выбрать ее подходящее содержание и форму. Она может быть прямой - искренней, дружелюбной, доверительной; может быть и косвенной, в виде проявления неподдельного интереса к личности работника, его заботам и нуждам.

Как сказал один из классиков: “Странное существо человек - назовут дураком, и он огорчится, а ведь его не побили; похвалят - он радуется, а ведь рубля не дали...” Несмотря на нашу сегодняшнюю толстокожесть, мы чутки к слову окружающих, нуждаемся в одобрении своей деятельности, похвале, в моральной поддержке. И доброе слово - нечто неосязаемое, эфемерное - оказывается вдруг мощным фактором сложившихся или завязывающихся взаимоотношений.

Подсчитано, что производительность труда от хорошего настроения улучшается на 20-25%. Зато конфликтная атмосфера отнимает более 15% рабочего времени.

Психологи утверждают, что наша “душа” должна получать достаточно много положительных эмоций в виде добрых слов. “О, - говорите вы коллеге по работе, - какой у вас чудесный галстук. У вас прекрасный вкус!” Позже: “Как здорово вы работаете - справка написана быстро и толково”. Или: “Для меня ваше мнение очень ценно. Как вы думаете о...”

Но, согласитесь, гораздо чаще говорят иначе: “Быстро сделано”, “А ну-ка подскажите мне”. В этом случае эффект будет другим.

Одобрение, моральная и психологическая поддержка могут выражаться и без слов. Теплый взгляд, сердечная улыбка. Разве они их не заменяют? Но даже и на это мы не расщедриваемся.

Особенно важно не забывать о добрых словах в обращении с сотрудниками-женщинами. Рекомендуем в каждое распоряжение, отдаваемое подчиненной-женщине, вносить оттенок личной просьбы. И будьте уверены, поручение, данное таким образом, будет исполнено лучше, чем приказ.

Иногда можно услышать, что, мол, работа есть работа и “нежности” здесь ни к чему. Но в таком случае и желаемой отдачи вы не получите.

Похвала - наиболее утонченная и эффективная форма управления. В результате ее люди всегда будут стремиться делать лучше. Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, или незаслуженная, неискренняя похвала (которая может восприниматься как насмешка) демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии. К похвале предъявляются следующие требования: дозированность, последовательность, регулярность, контрастность.

Похвала является эффективной мотивацией. Однако чтобы похвала работала, она должна быть приятной для сотрудника. В противном случае все бесполезно. В процессе работы мною замечено, что большинство людей хвалить не умеют. А неуклюжая похвала вызывает довольно настороженную реакцию.

Однако говорить подчиненным приятное надо уметь. Прежде чем поблагодарить или сделать комплимент, следует сначала учесть несколько моментов:

  • склад личности человека, которому комплимент адресован;
  • оптимальную форму, в которую следует облечь подобный комплимент или поощрение;
  • цель, которую хочет достичь руководитель, поощряя этого сотрудника;
  • характер поощрения - важно, чтобы оно было сделано не формально и не банально;
  • обстановку, в которой сотруднику было бы приятнее всего услышать похвалу.

Кроме того, следует помнить, что всякое поощрение должно быть своевременным: хвалить работу, сделанную год назад, конечно, можно, но вряд ли целесообразно.

Похвала должна быть дозированной, ибо при слишком частом использовании этого метода его действенность ослабляется.

Один из наиболее сильных мотивирующих факторов (часто более мощный, чем деньги) - это “признание”. То есть любая форма благодарности за хорошо выполненную работу. Менеджеры часто не осознают необходимости и эффективности этой формы мотивации. Один из американских менеджеров около года проработал в Москве менеджером строительной компании. Он отметил, что руководство фирмы никогда не благодарило сотрудников за качественную работу или за окончание очередного цикла в срок. У него сложились прекрасные отношения именно потому, что он не уставал отмечать достижения рабочих каждый день. Больше никто из менеджеров этого не делал. На его участке рабочие готовы были оставаться дольше и работать особенно тщательно, хотя денег им за это никто не предлагал. Это очень просто и удивительно эффективно. Те менеджеры, которые не умеют благодарить людей за работу в естественной и непринужденной форме, должны выучить это как урок или освоить как навык.

Самый простой уровень освоения этого искусства - научиться выражать благодарность людям, которые сделали чуть больше или лучше того, что от них ожидалось. Вы можете пригласить сотрудника к себе в кабинет и просто поблагодарить его, не обсуждая при этом никаких других вопросов.

Доброе настроение - основа гарантии успеха. И важно поддерживать это настроение в себе и в других. Нужно иногда сказать доброе слово и в собственный адрес. Такое самости- мулирование особенно важно, если работа связана с нервными перегрузками, утомлением или если она однообразна. При самостимулировании меньше чувствуется усталость и улучшается настроение.

Можно себя и поощрить, поддерживая тем самым состояние душевного удовлетворения и равновесия. Психологи советуют с этой целью делать себе подарки - галстук, книгу, прогулку после работы. Полезно чаще улыбаться. Улыбка - стимулятор бодрости и активности.

Основное условие эффективного поощрения - его нестандартность. Похвала должна звучать искренне. Для этого, как уже отмечалось, надо непременно учитывать то, кому она адресована. Человека застенчивого публичная похвала, из-за которой он оказывается в центре внимания, может смутить. Напротив, тем, кто стремится к общественному признанию, будет недостаточно, если начальник похвалит их работу в приватной беседе. Педантов, которые стремятся к тому, чтобы любая положительная оценка их деятельности была должным образом зафиксирована, может не устроить устная похвала. Лучшим поощрением сотрудников, ориентированных на результат, могут стать не слова, а новое, более ответственное задание.

Практика показывает, что работников, склонных к переоценке собственной личности, следует поощрять очень осторожно, иначе они нередко начинают переоценивать свои силы и способности, у них может развиться зазнайство и самомнение. При неумеренной похвале работники начинают рассматривать хорошую работу и примерное поведение как заслугу, а не как свой долг, обязанность.

На первом этапе формирования коллектива, когда в нем еще не сформировалось общественное мнение, нецелесообразно поощрять отдельных работников. Иначе вероятны раздоры и конфликты в коллективе. На первом этапе следует стремиться поощрять прежде всего весь коллектив. А вот когда в коллективе появляется общественное мнение, возникает возможность и целесообразность поощрять отдельных исполнителей.

Похвала всегда воспринимается лучше критики, но последняя также бывает необходима. Нужно иметь в виду, что критика подчиненных лучше, чем полное отсутствие внимания к ним.

просмотров