Педагогика безопасности: от А до Я. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у подростков Формирование здорового образа жизни подростков

Педагогика безопасности: от А до Я. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у подростков Формирование здорового образа жизни подростков

Урок-тренинг "Время быть здоровым" для учащихся 7-9 классов

Титова Виктория Викторовна, социальный педагог Запорожской общеобразовательной школы I-III ступеней №12 Запорожского городского совета Запорожской области

Описание материала: Предлагаю Вам урок-тренинг "Время быть здоровым!". Данный материал будет полезен классным руководителям, социальным педагогам, учителям-предметникам. Урок-тренинг направлен на расширение знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показ значимости здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; формирование ценностного отношения к собственному здоровью; развитие ответственного поведения подростков.

Тема: Время быть здоровым!

Цели: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивать ответственное поведение подростков.

Оборудование: бейджи двух цветов; мяч; плакаты “Правила работы”, “Река ожиданий”, “Экспресс здоровья”, "Стена вредных привычек"; стикеры: в виде корабликов, кирпичиков; листы А-4, ватманы, маркеры, цветные карандаши (для каждой группы).

Целевая аудитория: (участники тренинга): учащиеся 7-9 классов.

Ход тренинга

Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать бейджи понравившегося цвета и занять место за соответствующим столом. Таким образом, формируются две рабочие группы, за зеленым и желтым столами.

І. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Я рада приветствовать вас на уроке-тренинге, который позволит нам расширить знания о здоровье и здоровом образе жизни “Время быть здоровым!”.
Неизвестно, кто, когда, но кто-то сказал слова, которые передаются нам и, которые мы передаем нашим потомкам: “Старайтесь каждый день, для каждого дела найти какое-то позитивное начало, поскольку от того настроения, с которым вы вступаете в день, или в какое-то дело зависят ваши успехи, а возможно, и неудачи”.

Упражнение “Три слова о себе”
Чтобы настроиться на доброжелательные отношения, предлагаю начать со знакомства. Мы все имеем право на имя, так давайте скажем, как бы мы хотели, чтобы нас сегодня называли, а также охарактеризуем себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Предлагается передавать информацию по кругу, от первого (тренера) до последнего участника. Затем участники пишут это имя на своем бейджи рядом с официальным. Когда последний участник назвал свое имя, группам дается другая задача.

Упражнение “Пожелание на сегодняшнее занятие”
Я желаю вам начать тренинг с хорошим настроением и получить от него удовольствие и хорошие результаты. Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшнее занятие. Пожелание должно быть коротким. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшнее занятие. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение “Река ожиданий”
Идя на сегодняшнее занятие, каждый задавал себе вопрос: "А чего я ожидаю от тренинга?" Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего мероприятия. Озвучьте их, пожалуйста.

Участники озвучивают свои ожидания и размещают их на плакате “Река ожиданий”, прикрепив к берегу надежд

Упражнение “Принятие правил работы в группах”
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи:
1.Общение на основе доверия.
2.Общение по принципу “здесь” и “сейчас” (говорить о том, что беспокоит именно сейчас).
3.“Я-высказывания” (я думаю, я считаю).
4.Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
5.Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим; не замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
6.Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность).
7.Работать “от” и “до”.
Согласны ли вы с такими правилами? Предлагаю принять их в целом.

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждой команде записать на стикерах по три ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…

Участники перечисляют слова-ассоциации записанные на стикерах

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Предлагаю вам посмотреть видео "Здоровье и его виды".

Участники просматривают и обсуждают видео "Здоровье и его виды"

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу здорового образа жизни.

Упражнение “Экспресс здоровья”
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Вы узнали, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
У вас есть листочки со словами–ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.

Участники прикрепляют листики со словами-ассоциациями к плакату с изображением паровоза с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье

Упражнение “Модель здорового и нездорового человека
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников) Выберите слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый. Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.

Участники по группам создают модели здорового и нездорового человека

Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно? От чего это зависит? (Ответы участников) Человек, ведущий здоровый образ жизни чувствует себя гораздо лучше.

Упражнение “Ромашка здорового образа жизни”
Что же такое здоровый образ жизни? (Ответы участников)
Здоровый образ жизни – это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных позитивных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних. Предлагаю вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни.


Упражнение “Стена вредных привычек”
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответы участников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.

Участники записывают вредные привычки на стикерах-кирпичиках и размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями здорового и нездорового человека


На пути человека стоит стена из вредных привычек, и только от него зависит, обойдет он ее или нет. А впоследствии и состояние его здоровья. Ведь, по мнению ученых на здоровье человека влияет очень много факторов: наследственность (20%), состояние здравоохранения (10%), окружающая среда (20%) и образ жизни (50%).

ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”
В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Возьмите бабочки в руки – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко. А это наше здоровье.
Кто надорвал крыло: вы видите, что если его и склеить на нём останется трещина так и ваше здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.

Упражнение “Река ожиданий”
Мы провели с вами замечательный тренинг о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания? (Ответы участников)

Участники делятся своими мыслями, если их ожидания оправдались, они перемещают кораблики к берегу сбывшихся надежд

Надеюсь сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!

Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным. Сегодня попытаемся разобраться, чем же такая, здоровая, модель поведения лучше, составляющие и выгоды от ее реализации. Также взглянем на факторы окружающей среды, которые могут помешать естественному развитию человека.

Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов. Сюда легко отнести решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления медикаментов, наличие успешных межличностных отношений. Вообще этот список продолжать можно и дальше, но мы остановимся только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого родителя.


Водные процедуры — прекрасный закаливающий инструмент

Сюда следует отнести ежедневные мероприятия по:
— закаливанию воздухом, солнцем, водой;
— гигиене;
— обеспечению двигательной активности;
— наличию рационального питания;
— созданию гармоничного психоэмоционального состояния;
— реализацию принципов охраны окружающей среды.

Помещать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы:
— недостаточное количество двигательной активности;
— нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием соли и жира;
— стресс;
— наличие вредных привычек;
— неполноценный, нарушенный сон.
Однако факторов окружающей среды, оказывающих вредное воздействие на человека гораздо больше. Кстати, ВОЗ выделяет порядка двухсот.

Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела

Формирование здорового образа жизни у подростков неразрывно связано с наличием у него полноценного отдыха. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.


Физическая культура — обязательный элемент здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры крайне сложно переоценить. Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент — достаточно не большой процент населения целенаправленно занимается физкультурой.

Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела.

Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка!

Влияние физической активности на мыслительные процессы

Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела.

Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности.


Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена.

Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению.

Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет.

Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов

Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не только заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.

Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни.


Рациональное питание — основа здоровья

Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов.

Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами. В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, а при чем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них.

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

TvoyStartup Comments 0 Share:

Related articles

Курашев Юрий

Я решил исследовать такую тему, как «Здоровый образ жизни», актуальность и значимость, которой на мой взгляд сегодня очевидна.

Скачать:

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА

603079, Московское шоссе, 161, т. (факс) 279-03-11

Научное общество учащихся

Проблема здорового образа жизни у подростков

Выполнил: Курашев Юрий,

Ученик 8«б» класса

Научный руководитель:

Учитель биологии

Судоль Елена Владимировна

Нижний Новгород

2013 год

Рецензия научного руководителя

На исследовательскую работу

Ученика 8 «Б» класса Курашева Юрия

Тема «Проблема здорового образа жизни у подростков»

Заявленная тема соответствует содержанию работы. Она актуальна, так как в настоящее время уже никто не оспаривает, что основная задача каждого человека заключается в том, чтобы подготовить его к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, должен основываться на охране здоровья, на формировании и воспитании культуры здоровья. Автора волнуют вопросы о здоровье. Текст работы соответствует указанному плану и теме. Тема раскрыта достаточно полно. Материал изложен последовательно, логично, доступно. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Основные главы работы сопровождаются детальным анализом и собственными обобщающими заключениями.

Возможно практическое применение данного материала на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях.

Считаю, что исследовательская работа Курашева Юрия выполнена в полном объёме, отвечает требованиям.

Научный руководитель: Судоль Елена Владимировна,

Учитель биологии МБОУЦО

Московского района

Введение ..........................................................................................................4 Глава I

1.1. Общие представления о здоровом образе жизни..................................5

1.2. История здорового образа жизни в Росси..............................................7

1.3. Валеология. Что такое валеология?........................................................9

1.4. Как изменился человек и человечество за последние десятилетия....10

1.5. Заблуждения и спекуляция на тему «здоровый образ жизни»............12

Глава II

2.1. Вредные привычки и принципы ЗОЖ....................................................13

2.2. О вреде алкоголя......................................................................................14

2.3. О вреде наркотиков..................................................................................15

2.4. О вреде курения........................................................................................17

Глава III

3.1. От чего зависит здоровье?........................................................................19

3.2. Принципы (классификация) здорового образа жизни...........................20

3.3. Важное условие здорового образа жизни..............................................21

3.4. К здоровому образу жизни.......................................................................22

Заключение ......................................................................................................23

Список литературы ........................................................................................25

Приложения

Введение

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека.

Я решил исследовать такую тему, как «Здоровый образ жизни», актуальность и значимость, которой на мой взгляд сегодня очевидна. Моя гипотеза заключается в следующем, если изучать основы профилактики пагубных привычек, то следует ожидать формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения подростков к таким вредным привычкам как алкоголь, курение, наркотики.

Целью моей работы является пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек! Наша короткая жизнь пролетает быстро и незаметно, поэтому надо любить жизнь сегодня, пытливо познавать её, дорожить каждой минутой, каждым прожитым днём.

Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:

Раскрыть понятие ЗОЖ;

Рассмотреть историю развития ЗОЖ;

Изучить проблемы здорового образа жизни у подростков; - рассмотреть процесс воздействия и восприятия вредных привычек.

В своей работе я использовал следующие методы научного исследования: наблюдение, сравнение, анализ и обобщение. Результатом моего исследования станет позыв «Хочу быть здоровым!».

Глава 1

1.1. Общие представления о здоровом образе жизни

Понятие «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) появилось совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Для чего вдруг потребовался какой-то особый, здоровый образ жизни? Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого Человека. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую .

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как "биологическими, так и социальными потребностями.

Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей - быть здоровыми.

1.2. Что такое здоровый образ жизни?

Существует несколько сложившихся версий здорового образа жизни, в зависимости от национальных, культурных или религиозных особенностей: восточный, американский, европейский, православный, мусульманский... ложный и дурацкий. Все дело в системе жизненных ценностей и мотиваций к самоограничению.

Наиболее адекватное определение «здорового образа жизни»: здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек).

Здоровый образ жизни - это прежде всего культурный, активный образ жизни, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека. Существуют и совсем примитивные определения, которые не подчеркивают важнейшую составляющую Человека: здоровый образ жизни - это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего собственного здоровья.

Пример здорового образа жизни подают отдельные знаменитые личности, такие как полководец Александр Суворов, писатель Лев Николаевич Толстой, врач Николай Михайлович Амосов (приложение 1).

1.3. История здорового образа жизни в России

Наши прародители Адам и Ева совсем недолго прожили в Раю, где не было голода, холода, тяжелого физического труда. Праздность и пытливый ум привели к греху.

Господь отправил Человека на Землю собственным трудом добывать свой хлеб и жить в лишениях и страданиях. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 19) . Так человек с тех пор и живет. Труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, труд обязателен для здорового и дееспособного человека. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10) .

В царской России на государственном уровне вопрос здоровья населения даже не обсуждали. В дореволюционной России не существовало государственной системы здравоохранения. Население жило недолго и умирало от болезней и травм (мужчина 33 года, женщина 40 лет) при хорошем уровне физического здоровья.

В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения России. Массовое физкультурное движение - это второй реальный шаг к здоровому образу жизни.

1.4. Валеология. Что такое валеология?

В 1980 году была создана (придумана) наука "Валеология".

Валеология - (valeo-я здоров греч, logos-учение) интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Главная задача валеологии - научить человека формировать и беречь свое здоровье.

Термин валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений, своевременное обращение к врачу.

1.5. Как изменился человек и человечество за последние десятилетия?

Во-первых, человек стал жить дольше. Если в начале прошлого столетия продолжительность жизни составляла 30-47 лет, то теперь она составляет более 70 лет. Больше стало пожилых людей и меньше детей и молодежи.
Во-вторых, за последние 100 лет средняя физическая нагрузка человека уменьшилась в 50 раз. Физический труд больше не является основным источником материальных благ.

В третьих, изменились тела людей: мужчины, например, почти на 20 см выше своих предков, живших сто лет назад, и на 25 кг тяжелее. Избыточный вес имеют четверть взрослых граждан России, а в царской России таких граждан было не более 3%.

В четвертых, изменилась структура болезней человека. Если раньше люди чаще умирали от инфекций и травм, то теперь от рака и сердечно-сосудистых болезней.

В пятых, изменилось питание человека. Есть стали больше и чаще. «Среднесостоятельная крестьянская семья, в которой имелось 2 взрослых работника, 3 женщины, 3 детей и 1 старик, потребляла: хлеба - 160 п. , овощей - 60 п., мяса - 36 п. , рыбы - 30 п. , масла - 5 п., молочных продуктов - 10,8 п.» (Чуркин М.К. Специфика рациона питания и соотношения личных и хозяйственных потребностей в бюджете сибирской крестьянской семьи во второй половине XIX - начале XX вв.).
Сравните с тем, что мы едим сейчас: сахар и сладости 19% (было не более 1%). Хлебопродукты и выпечка, зерновые 34% всей еды (было 53%). Молочные продукты 11% (было 4%, но молока!). Мясопродукты 13% (было 12%). Овощи и фрукты 10% (было 20%). Растительные масла 10% (входят в состав маргаринов и прочих пищевых суррогатов). Рыба, морепродукты 2% (10%).
Рацион питания современного человека определяется технологией пищевой промышленности, достатком, но не истинными потребностями организма (приложение 2). О качестве современных продуктов питания не хочется и говорить (приложение3).

Глава II

2.1. О вредных привычках и принципах ЗОЖ

В России за год умирает почти 2 млн. человек (2075,9 тыс. в 2008), если сравнивать со смертностью европейцев, то это примерно 800 тыс. дополнительных смертей «по российским причинам».

Вредные привычки мешают человеку в течение жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества. Вредные привычки можно разделить на 3 категории в зависимости от того, на какой объект они преимущественно направлены: на самого их носителя, на других людей, на окружающие предметы. Существует, немало вредных привычек, которые не приносят вреда тому, кто ими обладает, но мешают окружающим. Это привычки громко разговаривать в общественных местах, сквернословить, грубить. Среди вредных привычек наиболее опасными являются систематическое употребление алкоголя, курение, избыточное питание, злоупотребление медикаментами.

Рассмотрим вред алкоголя, наркотиков и курение, только от пристрастия к этим верным привычкам совершается большое число преступлений.

2.2. О вреде алкоголя

Алкоголь наносит организму непоправимый ущерб (приложение 4). Больше всего подвержены повреждающему действию алкоголя клетки головного мозга. Вред алкоголя на организм подростка заключается не только в повреждении этих клеток, но весь организм в целом.
Под влиянием алкогольного воздействия изменяются поведенческие реакции, теряется самоконтроль, и совершаются поступки, о которых подростки могут жалеть всю последующую жизнь. Снижается концентрация внимания и координация движений, что может привести к травме. Организм подростка очень чувствителен и восприимчив к спиртному и даже при попадании небольшой дозы в организм подростка происходит нарушение всех физиологических функций. Происходит постепенное привыкание и потребность употребления алкоголя всё в больших дозах.

Многие подростки начинают принимать алкоголь из простого любопытства, им хочется выглядеть взрослыми. Так рюмка за рюмкой возникает привыкание. Алкоголь становится частью обмена веществ организма, без которого человек испытывает синдром отмены. Постепенно происходит деградация личности, всё человеческое в человеке убивается. Алкоголь влияет на организм подростка губительно относительно всех органов и систем.

Вред алкоголя на организм подростка выражается в развитии психосоматических нарушений, ведь алкоголь – это токсическое вещество, которое в первую очередь действует на нервную систему не просто отравляя нервные клетки, но и убивая их.

2.3. О вреде наркотиков.

Несмотря на пропаганду здорового образа жизни, массу фильмов об ужасах судьбы наркозависимых, многие подростки считают, что быть наркоманом модно, круто, стильно и роскошно. Но в действительности все не так: грязные подъезды, один шприц на десяток человек и дикая боль до следующей полученной, иногда из интереса или добровольно, дозы.
Среди многочисленных проблем, связанных с употреблением наркотиков, важно отметь проблему «легких» и «тяжелых» наркотиков, так как в данное время среди молодежи господствует ложное убеждение, что так называемы «легкие наркотики» не так уж вредны и временами допустимы для употребления. Само понятие «легкие наркотики» абсурдно! Ведь легко только поначалу, до того, пока «немножко и иногда» не перейдет в «часто, много и тяжело» (а стоит ли начинать пробовать?)

У подростков, испытывающих потребность в психоактивных веществах, не может не развиваться искажение мировоззрения, личностных сдвигов, формирование характерных для больных наркоманией мифов о том, что в случае необходимости, они сами и очень легко смогут перестать принимать наркотики (редко кому это удается).

Избежать привязанности практически невозможно, вместе с тем, с каждой дозой наркоман вводит в свой организм растворитель, который разлагает все его органы, а смертность среди инъекционных наркоманов превышает 90%. Фактически подавляющее большинство из них обречены на раннюю смерть. Средняя продолжительность жизни наркомана, если речь идет об употреблении наркотиков внутривенно, составляет примерно 7–10 лет непрерывной наркотизации. Все наркотики независимо от пути введения в организм в большей или меньшей степени обязательно повреждают: нервную систему (в том числе головной мозг); иммунную систему; печень; сердце; легкие, порождая такие заболевания, как пневмония, хроническая печеночная недостаточность и многое другое.
Несмотря на повсеместное распространение подростковой наркомании, употребление или отказ от наркотиков – это личное дело каждого человека. Однако хотелось бы, чтобы каждый подросток перед тем, как съесть таблетку, покурить или уколоться, задался вопросом: а стоит ли? Стоит ли тайком воровать деньги у родителей на очередную дозу; стоит ли проводить болезненные месяцы в реабилитационных центрах; стоит ли видеть жалостливое презрение в глазах друзей и сверстников; стоит ли хоронить свои стремления и мечты ради минутного удовольствия или удовлетворения простого интереса?

2.4. О вреде курения подростков

Особенный вред курения (приложение 5) для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма. Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет. Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы к его клеткам должно поступать нужное количество кислорода и питательных веществ. Но ни в коем случае не токсинов - в том числе и из табачного дыма. Например, формирование легких у ребенка анатомически завершается только к 12 годам. А физиологически и того позже - к 18, а у некоторых до 21 года. Да и все остальные органы начинают работать во «взрослом» режиме только после достижения человеком совершеннолетия. При курении в кровь ребенка поступает большое количество угарного газа , который вступает в контакт с гемоглобином. Основная задача гемоглобина заключается в транспортировке кислорода к клеткам тканей. Угарный газ проще присоединяется к гемоглобину, замещая кислород. При достаточной концентрации способен привести к смерти из-за кислородного голодания организма. Из-за чего у всех органов и тканей наступает «удушье» - недостаток кислорода. На этапе роста организма это становится большой опасностью. Очень тяжело курение сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах подростка. Если ребенок закурил в младших классах школы, то уже к 12–13 годам у него могут появиться одышка и нарушение сердечного ритма. Даже при стаже курения в полтора года, по наблюдениям ученых, у подростков нарушаются механизмы регуляции дыхания.

Среди курящих часто встречаются подростки с периодически обостряющимся хроническим бронхитом. Не менее сильно никотин и другие токсичные вещества табачного дыма сказываются на мозге ребенка. Чем младше курящие подростки, тем сильнее под действием никотина нарушается кровоснабжение мозга и, как следствие, его функции. Если первая затяжка сделана еще в детском возрасте, к тридцати годам человек может стать практически инвалидом: с хронической обструктивной болезнью легких, больным сердцем и избыточным весом. О вреде курения для школьников и подростков говорит и то, что состояние его здоровья в таком случае будет намного хуже, чем в 50 лет у того, кто закурил гораздо позже совершеннолетия.

Глава III

3.1. От чего зависит здоровье?

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье зависит от:

На 50-55% образа жизни человека

На 20-23% зависит от наследственности,

На 20-25% зависит от состояния окружающей среды (экологии),

На 8-12% зависит от работы национальной системы здравоохранения.

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

3.2. Принципы (классификация) образа жизни

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует человек.

Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни.

Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энерге тически, укрепляющим, ритмичным, умеренным.

- Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нрав ственным волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единст ва индивидуального и общего, единства организма и среды - биологической и социальной.

В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения - поведенческих факторов.

Перечислим основные из них :

Культивация положительных эмоций, способствующих психи ческому благополучию - основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

Оптимальная двигательная активность;

Ритмический образ жизни;

Эффективная организация трудовой (учебной) деятельности ;

Отказ от пагубных пристрастий.

3.3. Важное условие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни можно осуществить лишь при соблюдении определенных, очень важных и нужных, особенно в наше время условий: -наличие свободного времени и возможность активного отдыха;

Достаточная двигательная активность преимущественно аэробной направленности с оздоровительным эффектом (оздоровительная ходьба, гребля, велосипедные прогулки, спортивные игры, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, фитнесс, шейпинг, танцы, работа на садово-огородном участке) « умеренно занимающийся физическими упражнениями не нуждается в лечении» (Авиценна);

Правильно организованную трудовую деятельность: "Работа спасает от трех зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);

Соблюдение правил личной и общественной гигиены; -правильное питание;

Отказ от вредных привычек;

Закаливание;

3.4. К здоровому образу жизни

В настоящее время, пожалуй, любому грамотному человеку известно, как сохранить здоровье. Борьба с факторами риска, предупреждение перенапряжения нервной системы необременительны, реально доступны каждому и высокоэффективны. В них важную роль играют физкультура, правильное питание, рационально и разумно построенный режим жизни, режим труда и отдыха.

Вникните в смысл этих слов: «вредная привычка». Она означает, что человек осознанно и регулярно наносит себе вред. В самом деле, сейчас даже заядлым курильщикам известно, как влияет курение на их организм. Однако до поры до времени привычка оказывается сильнее доводов разума. А вот люди, уже приобретшие сердечно-сосудистые заболевания, охотно бросают курить сами. К сожалению, к правильному решению их подталкивает начавшаяся болезнь.

Решительно можно сказать: ничто так не восстанавливает силы, как сон. Человек может оставаться без воды несколько суток, без еды - почти 2 месяца, без сна - не более 3 - 4 суток. Сон - не только потребность человека, но и самый эффективный, самый быстрый, самый надежный регенератор жизненных сил.

Заключение

Актуальность моей работы лежит в самом главном для ученика понятии - это здоровье, здоровый образ жизни. От здоровья зависит выполнение ряда поставленных задач на будущее. Успеваемость в школе так же зависит от физического и эмоционального здоровья ученика.

Здоровье - одно из основополагающих понятий медицины и экологии человека, показатель качества жизни школьника. В ряде определений, преимущественно медицинского характера, здоровье традиционно рассматривалось как отсутствие заболеваний и внешних дефектов, т. е. состояние, характеризующееся оптимальным приспособлением человека к окружающей среде. Согласно современному определению, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.

Основным объектом моего исследования является здоровье ученика и факторы, которые его составляют быть здоровым. В каждом случае понятие здоровья наполняется новым содержанием. Я стремился придать исследованию практический характер.

После анализа анкетирования, среди учащихся Центра образования и их отношения к ЗОЖ (приложение 6) я делаю вывод: ребята, которые занимаются спортом, а их единицы (16 человек) делают утреннюю зарядку (0 человек), соблюдают режим правильного питания (48 человек).

В нашем Центре образования, опять же из результатов анкетирования (приложение 7) курят - почти все учащиеся, за 4 месяца учебы пытались бросить курить 22 человек (!) - смогли продержаться от 3 дней до 2 месяцев, употребляют спиртные напитки 24 человека - как выражаются сами подростки «по праздникам».

В моей работе очень подробно раскрыто понятие здорового образа жизни.

Для того, чтобы быть здоровым надо распрощаться с вредными привычками.

Исследуя данную тему, я пришел к выводу: надо стремиться к здоровому образу жизни самому и посоветовать это сделать своим друзьям.

Список литературы:

  1. Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. - М.: Центр саморегуляции человека «НОМО FUTURUS»:Тантра, 1993.-160 с.
  2. Здоровьесберегающие технологии в школе. Теория и практика внедрения: методическое пособие /сост. С.В. Баныкина, О.И. Гусаченко/ Под общей ред. С.В. Баныкиной. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2008. – 200 с. (Серия «Областная целевая программа «Развитие образования в Московской области на период 2006 – 2010 годов»).
  3. Дубинин Н. П., Карапец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.
  4. Онишина В.В. Учебный стресс и способы его нейтрализации. Москва, 2019 – 94 с.
  5. Кондрашенко В. Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. Мн., 1986.
  6. Копыт Н. Я., Скворцова Е. С. Алкоголь и подростки. М., 1984.
  7. Копыт Н. Я., Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. М., 1986.
  8. Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. М., 1984.
  9. Кочеткова Р. В. Результаты анонимного анкетного опроса учащихся по поводу употребления- алкоголя // Вопросы организации психиатрической и наркологической помощи подросткам. Тамбов, 1984. С. 99-101.
  10. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  11. Маюров А. Н. Антиалкогольное воспитание. М., 1987.
  12. Методика апробации и внедрения здоровьсеберегающих технологий в образовательную практику. – М.: ГОУ Педагогическая академия. -2008.–90 с.
  13. Психология здоровья под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Питер,2006.-607 с.
  14. Скворцова Е. С. Свободное время и употребление алкоголя подростками // Комплексные социально-гигиенические и клинико-социаль-ные исследования. М., 1980. С. 139-142.
  15. Шурыгин Г. И. Проявление ранней алкоголизации у детей, страдающих алкоголизмом // Нарушения поведения у детей и подростков (особенности клиники, терапии и социальной адаптации). М., 1981. с. 130-137.
  16. Шепель В.М. Как жить долго и радостно.– М.: Антиква, 2006.–352 с.

- -

Цель: расширить представление о здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Дать комплексные знания о понятиях «привычки», «болезни».
  2. Сформировать установку на здоровый образ жизни.

Аудитория: две группы подростков от 15 до 17 лет.

Форма проведения: диспут, беседа, рассказ педагога, выступление детей со сценкой «Мы за здоровый образ жизни».

Оборудование:

  • магнитофон, диски с музыкальными записями;
  • стулья, 2 стола для подростков;
  • карточки, листы бумаги, карандаши;
  • магнитная маркерная доска, маркеры, губка, флипчарт.

Оформление: на стенах афоризмы и изречения отечественных и зарубежных писателей, русские народные поговорки и пословицы (Приложение 2).

Педагогические возможности: подобные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, связанных привлечением внимания детей и подростков к здоровому образу жизни.

Ход мероприятия

Выступление детей со сценкой «Мы за здоровый образ жизни» (Приложение 1).

Педагог (после сценки): Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.

Сегодня мы проведем мероприятие на тему «Мой выбор – здоровье». На данном мероприятии нам необходимо выработать правила, я предлагаю такие (на доске написаны правила), вы можете их дополнить. (Обсуждение с подростками правил.)

Правила поведения на нашем мероприятии:

  1. Правило времени.
  2. Правило слушанья.
  3. Правило доброжелательности.
  4. Правило комфортности.
  5. Правило – без критики.

Педагог: Хорошо, правила выработали. Ребята, как вы думаете, что входит в понятие – здоровье? (Работа подростков по определению понятия – здоровье.)

Предполагаемые ответы детей: Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Педагог: Обратите внимание на доску, (на доске написаны фразы) как вы понимаете, что такое: физическое, психическое, нравственное здоровье? (Ответы детей записываются.)

Физическое здоровье – Психическое здоровье – Нравственное здоровье –
это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм в человеке правильно функционирует и развивается. зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Педагог: Ребята, а что вы включаете в понятие здоровый образ жизни? (Подростки, по желанию выходят и самостоятельно записывают на доске свои варианты.)

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

  • плодотворный труд;
  • рациональный режим труда и отдыха;
  • искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим;
  • личную гигиену;
  • закаливание;
  • рациональное питание и т.п.

Педагог: Отлично поработали, а что же такое вредные привычки? (Предположительные ответы детей: табакокурение, алкоголизм, наркомания.)

Да, почему-то принято называть это вредными привычками, но вредные привычки – это грызть ногти, ковырять в носу, а курение, алкоголизм и наркомания – это страшнейшие человеческие пороки, тяжелые и опасные болезни, убивающие жизнь, испытание и соблазн для каждого молодого человека.

Педагог: К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относится курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? Предлагаю поработать в группах и высказать свою точку зрения

Предполагаемые ответы детей (работа в группах и представление другой группе своих вариантов: за компанию, из-за переживаний, хотят выглядеть старше, от нечего делать и т.д.).

Педагог: Расскажите, какие первые впечатления после первой выкуренной сигареты были у ваших друзей, одноклассников?

Подростки: Сначала они испытывают тошноту, головокружение, слабость.

Педагог: Но почему-то курение становится дурной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами. Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют легкие, становится труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный, ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становится немного желтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.

Во многих странах мира, зарплата у курящих людей меньше, чем у некурящих. Почему? (Предположительные ответы детей: работоспособность у некурящих людей выше: они быстрее решают поставленные задачи; некурящий человек не тратит время на «перекуры», реже болеет.)

История точно не знает, когда табак впервые оказался в России, однако известно, что уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам. Табак в Европу был завезен Колумбом. Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло и до России. Но первое время за курение наказывали: если заставали человека за курением в первый раз, то наказывали палочными ударами, во второй – отрезали нос или уши. Женщины вначале не курили табак, а только нюхали.

Послушайте Притчу о мудреце . В далеком прошлом, когда табак только начал свое распространение, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар. Мудрец подошел к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой; как собака укусит человека, если у него в руках палка? И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости». Вот такая вот притча.

Педагог: Ребята, совершая поступок, несете ли ответственность за то, к каким последствиям он приведет? О чем всегда надо помнить, когда принимаете какое-либо решение, например предложение: «Пойдем, покурим!»?

И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться рядом с курильщиком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик.

Педагог: Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюмку водки, мы вводим в организм алкоголь. Алкоголь воздействует на нас следующим образом: сначала возбуждает, а затем разрушает. Пьянство на Руси не поощрялось никогда. Даже был введен орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый выпивоха должен был носить на шее длительное время.

Педагог: Почему люди считают, что употребление алкоголя вредно для здоровья? Осудите в группах. (Результаты дискуссии каждой группы записываются на доске и обосновываются детьми.)

Педагог: При употреблении алкоголя в нервной системе замедляется передача импульсов. Исчезают запреты, беспокойство и волнение, они уступают место ощущению эйфории. Это происходит из-за поражения высших уровней мозга. А в результате поражения низших уровней мозга ухудшается зрение, речь и координация движений. Расширяются мелкие кровеносные сосуды, в результате этого излучается тепло и человеку становится жарко, одновременно падает температура внутренних органов. В конце концов, отравляющее действие алкоголя вызывает тошноту и рвоту. Узнать о последствиях алкоголизма лучше всего до того, как разовьется алкогольная зависимость. Первыми сигналами алкоголизма являются – наличие тяги. Последствия алкоголизма сохраняются многие месяцы после того, как человек отказывается от спиртного. Алкоголь разрушает системы гормональной регуляции организма, а эта сфера одна их самых неизученным, нарушения в ней могут привести к серьезным болезням.

Педагог: Почему люди говорят, что самое большое воздействие на организм оказывают наркотики ? (Предлагается обсудить и результат каждой группы записывается на доске и обосновывается детьми.)

Педагог: Правильно, самый страшный плен, в какой может попасть человек – это наркотики. Само слово «наркомания» происходит от греческого narke – «оцепенение, сон» и mania – «безумие, страсть, влечение». То есть, можно сказать, что это «безумный сон». Под воздействием наркотика человек теряет разум, чувство реальности. Он совершает, преступления, не отдавая себе в этом отчета, очень часто среди наркоманов случаются самоубийства. Почему наркотики получили огромное распространение? Торговля наркотиками – очень выгодное дело. Человек, получив хоть раз дозу, стремится получить ее еще и еще, не смотря ни на что. Доза заменяет ему все – мать, дом, школу, друзей, все жизненные радости. Человек почти сразу же становится наркоманом, больным, полностью зависящим от наркотика. Этим пользуются люди, которые наживаются на этой беде.

Ребята, запомните на всю жизнь: ни под каким нажимом, ни из любопытства, ни по каким-то другим соображениям, никогда не пытайтесь пробовать наркотические вещества! Многие наркоманы говорят, что могут бросить наркотики в любой момент, а на самом деле, единицы могут выбраться из этого плена. Зачем вам этот обман? Хотите ли вы пополнять чей-то кошелек за счет своей семьи? Начать очень легко и предлагают даже бесплатно, но потом за все придется платить. А цена чаще всего горе, слезы, непонимание самых близких и родных вам людей. Подумай, тебе это надо?

Педагог: А теперь получите задания на карточках, обсудите в группах и дайте ответ, что вы думаете по этому поводу. (Каждая группа получает по две карточки, идет обсуждение в группе ребят, один из группы представляет результат. Идет обсуждение ответов в форме диспута.)

Педагог: Легче быть счастливым, чем несчастным. Легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилия и жить, любить, работать. Здоровье – это самое главное богатство человека.

Доска делится на две половины, на ней надписи:

Здоровый образ жизни Вредные привычки

Каждому предлагается выбрать ЗОЖ или Вредные привычки, встать к правой или левой половине доски, обосновывая свой выбор.

Подведение итогов мероприятия: каждому участнику предлагается выступить, высказать свое мнение.

Последствия, которые несут за собой негативные привычки:

  • они делают человека нездоровым, возникают заболевания многих органов;
  • делают человека непривлекательным (желтеют зубы при курении, быстрое старение и т.д.);
  • стоят больших денег (сами средства, лечение от последствий их применения, неправильного образа жизни);
  • могут привести к нарушению закона;
  • подрывают доверие окружающих, проблемы в семье;
  • отрицательно влияют на карьерный рост, благосостояние;
  • могут стоить жизни.

Педагог: Только сам человек-хозяин своей судьбы, своего счастья и здоровья.

Литература:

  1. Воронцов В. В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. -М.: Молодая гвардия, 1977. -624 с.
  2. Воронцова Е.А.здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Ростов н/Д: Феникс, 2008.-245.
  3. Мысли, помогающие нам жить: Сборник цитат, пословиц и поговорок / Сост.: В. П. Скородумова, А. И. Сутормин. - М-: СП «Парамедикл», 1992. -192 с.
  4. Сермеев Б.В., Николаев В. Р. Здоровье смолоду. Горький Волго-Вятское книжное издательство, 1979г. 168с.
  5. Стрельчук И. В. Алкоголь – враг здоровья - М.: Медицина, 1973.
  6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. -4-е изд.- М.: Просвещение, 2003.-160 с.
  7. Ураков И. Г. Алкоголь: личность и здоровье. - М.: Медицина, 1986.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Здоровье - важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья .

Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций .

Именно поэтому в нашей стране сейчас очень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы по формированию ранних мотивов на здоровый образ жизни среди детей и подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы . Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде.

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство само регуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;

2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека» .

Существует множество определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению, принятому в сентябре 1948 г. Всемирной Организацией Здравоохранения: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой . Он пишет, что «здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» .

Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком .

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи .

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению понятия здоровья, можно его трактовать как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. «Способ взаимодействия человека с внешней средой определяется самим человеком и составляет его образ жизни».

Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

И.Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к здоровому образу жизни на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций здорового образа жизни - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге .

Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование мотивов здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» .

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно - воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии.

Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно - бытовой, досуговой .

По мнению академика Д.А. Изуткина, здоровый образ жизни - первооснова профилактики всех заболеваний. Он подчеркивает, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях.

В основу здорового образа жизни, по мнению Д.А. Изуткина, следует положить ряд основных принципов:

Здоровый образ жизни - его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

Человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

Здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

Здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании .

На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

Уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

Исследование состояния здоровья подростков и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья;

Выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

Создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья учащихся .

Формирование мотивов здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация подростка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П. Озерова, О.Л. Трещевой подчеркивается роль социума как среды формирования у школьников определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования мотивации здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова .

Мотив здорового образа жизни - это система побуждений потребностей в ведении здоровье сберегающей деятельности .

Процесс формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо рассматривать как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно - мотивационная сфера личности подростка, ее ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешними факторами для подростка выступает процесс личностного самосовершенствования подготовки к здоровому образу жизни. В процессе формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности валеологизация содержания образования, с другой, на изменение внутриличностной среды посредством сознательно-волевой работы по переосмыслению подростками своего отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни. Для построения системы средств формирования мотивов здорового образа жизни необходим учет социально-психологических особенностей, доминантных мотивов данной возрастной группы, а также учет исходного состояния мотивов здорового образа жизни. Логика системы средств формирования мотивов здорового образа жизни подростка обусловлена идеями системно - целостного подхода в конструировании педагогических процессов и заключается в движении мотивов здорового образа жизни от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию, а также идеями личностно-ориентированного подхода, характеризующего средства и условия формирования данного компонента структуры личности. Признание здоровья как приоритетной ценности, цели, результата и необходимого условия успешной деятельности каждого образовательного учреждения, обращение к здоровому образу жизни и утверждение его как основы жизненного стиля основных участников педагогического процесса требуют изучения мотивационной сферы личности . В исследованиях проблем мотивации отечественные педагоги и психологи в качестве ведущих выделяют принципы системности, единство сознания и деятельности, деятельности и личности, единство содержательной, смысловой и динамической сторон мотивов, признания ведущей роли сознания в регуляции человеческого поведения, а также социальной обусловленности потребностей личности, их зависимости от потребностей общества. Определяя сущность мотивов, исследователи рассматривают их с различных позиций: биологической, потребностной, эмоциональной, когнитивной. Учитывая идеи целостного подхода и основные положения философского, психолого-педагогического понимания мотивации, мы определяем ее как осознанную систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущих сил поведения и деятельности личности, являющуюся интегратором личности в целом . Исходя из данного определения, мотивация здорового образа жизни представляет собой своеобразный «взгляд» на мотивацию в обобщенном виде сквозь призму здорового образа жизни, выявление сущности которого предполагает осмысление таких базисных категорий, как образ жизни и здоровье. В подходах к определению сущности здорового образа жизни сегодня выделяют три основных направления: философско-социологическое; медико-биологическое; психолого-педагогическое. Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяет нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни. Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья .

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма школьника невозможно без физического воспитания.

Можно выделить 3 этапа формирования мотивов здорового образа жизнедеятельности:

1. Ориентационный, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.

2. Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремления к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья.

3. Генерализация, основным содержанием которой является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающей творческое проектирование жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни .

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» .

Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику . Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С само начала следует вести беседы о гигиене, о правильной осанке. Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно - сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного расписания занятий, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов .

Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка - сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора - часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно - сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма .

Беспокоят специалистов и другие недуги детей, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотических веществ. Это происходит из-за того, что ребёнок хочет самоутвердиться, не отставать от сверстников, «вырасти» в глазах более старших ребят. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости - табакокурение, алкоголизм, токсикомания и наркомания. Форма работы по профилактике могут быть самыми различными: занятия, направленные на формирование стратегии безопасного поведения в области инфекционных заболеваний; сотрудничество с медицинскими центрами; выездная медицинская диагностика внеклассной работы с учащимися (тренинги и классные часы, родительский лекторий, экскурсии); общешкольные мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма .

Поэтому необходимо постепенно формировать мотивы здорового образа жизни у школьников через внеучебную деятельность, так как внеучебная воспитательная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широким и возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Формирование мотива здорового образа жизни - длительный и многоаспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий.

1. Охват в процессе формирования мотива важнейших параметров жизнедеятельности личности, включающих: - соблюдение оптимального двигательного режима; - тренировку иммунитета и закаливание; - организацию рационального питания и режима жизнедеятельности; - психофизиологическую регуляцию; - воспитание психосексуальной и половой культуры;- искоренение вредных привычек.

2. Учет в процессе формирования мотива структуры данного феномена, что требует целостного единства трех аспектов работы: - усвоения системы знаний о сущности здорового образа жизни и путях его формирования; - стимулирования самосознания человека, направленного на эмоционально -личностное отношение к идее здорового образа жизни; - освоения норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни .

Таким образом, проанализировав психолого - педагогическую литературу мы выделили следующие основные понятия:

Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии.

Мотив здорового образа жизни - это целостная система осознанных побуждений активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья.

Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

просмотров