Как аукнется так и откликнется похожие. Сказка "как аукнется, так и откликнется". Специализированная школа – интернат «Дарын»

Как аукнется так и откликнется похожие. Сказка "как аукнется, так и откликнется". Специализированная школа – интернат «Дарын»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Специализированная школа – интернат «Дарын»

Классный час на тему:

Подготовила и провела Бертаева Гульжахан

Классный час на тему:

«Как аукнется, так и откликнется»

Смарт цели:

Разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения и самоуважения;

Формировать собственную позицию к уважению, дружбе, счастью, как нравственной категории.

Задачи:

Развивать навыки межличностного взаимодействия;

Выявить различные способы формирования уважения и самоуважения среди учащихся.

Оборудование:

Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4, цветные стикеры, маркеры, фломастеры, открытки-сердечки, анкеты, большой плакат-сердце.

Ход классного часа

1. Введение в тему

Классный час начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по просьбе учителя.

Учитель. Китайский мыслитель Шоу-Дао когда-то говорил своим ученикам: «Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения».

Много лет прошло с тех пор, как мир впервые услышал эти слова, однако и ученики Шоу, и современники продолжают следовать этим мудрым советам. Как вы думаете почему?

Ученики. -Вероятно, в межличностном общении уважение играет очень большую положительную роль; -наверно, людям очень ценно это чувство и качество; люди стремятся к хорошему и доброму, а уважение можно рассматривать как проявление добра, теплоты, заботы; взаимное уважение является гарантией добросердечных отношений между людьми, гарантией эффективной работы в коллективе.

Учитель. Значит, это важная нравственная категория, и вам, людям, которые еще только учатся строить свои отношения с окружающими, есть что обсудить сегодня на нашем классном часу, сформировать свое отношение к уважению, дружбе, счастью, как нравственной категории.

Учащиеся . Когда мы проявляем уважение к другим людям, то тоже пользуемся уважением с их стороны; я думаю, что, уважая других, мы поднимаем собственную

самооценку; уважение со стороны других людей позволяет чувствовать себя нужными, важными, интересными.

2. «Ассоциативный ряд»

Учитель. Настало время определить, что же такое уважение. Обсудите в группах и продолжите ассоциативный ряд.

Уважение - это…

Учащиеся. Работают в группах, затем по очереди представитель каждой из групп продолжает начатый на доске ряд.

Уважение - это почтение, преклонение, признание заслуг, указание на достоинства, высокая оценка, желание быть похожим, восхищение, оказание почестей, признание равенства всех людей.

Учитель. Как видим, не случайно многие люди пытаются завоевать уважение других. А что такое самоуважение? Взаимоуважение?

Учащиеся. Те же чувства, только человек испытывает их к себе самому; взаимные чувства почтения, преклонения, признания и др.

3. «Пословица недаром молвится»

Учитель. Мы знаем, что народная мудрость всегда была сосредоточена в пословицах и поговорках,в котрых простой народ выражал свое отношение к человеческим достоинствам и недостаткам, в том числе к уважению и неуважению. Сейчас двум группам будут предложены такие пословицы: Уважение трудно заработать, но легко потерять(русская пословица) и

Если народ уважаешь, то и к себе уважение проявляешь.

Участники этих групп должны будут разобрать пословицу и объяснить ее нам.Для этого может использоваться весь раздаточный материал, необходимый им для работы.

4. Словесное портретирование

Учитель. Мы с остальными двумя группами попробуем составить портрет уважительного человека. Какие нравственные качества лежат в основе такой личности? Каким должен быть уважительный человек?

Учащиеся. Работают в группах на заранее приготовленных постерах, затем по очереди

представитель каждой из групп защищает составленную схему.

Уважительный человек

добрый отзывчивый

веселый честный

общительный благородный

внимательный правдивый

деликатный искренний

заботливый рассудительный скромный

Затем выступают команды с защитой пословиц.

Учитель. Раз мы сегодня с вами прикасаемся к этике человеческих отношений,то существует еще такое понятие, как дружба. С чего же она начинается? И как возникло само слово ДРУГ?

Слово «Друг».

Когда ещё никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки

И человек придумал слово «друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спокойно за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и тоже)

А злое слово я приберегу,

Пускай оно достанется врагу!

Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем.

Учитель. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Узнай, кто я …» Предварительно мы с вами писали анкеты о себе. Сейчас, пока будет показан клип о дружбе, вы по анкетам должны узнать вашего одноклассника.

Клип о дружбе

Зачитываются результаты игры.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

Но, к сожалению, не у всех из нас есть друзья! А если у кого-то друга нет, то отчего так могло случиться? (Дети высказывают свои мнения.) Да, чаще всего именно оттого, что человек сам не готов стать для кого-то настоящим другом. Например, он начинает капризничать, требуя от друга слишком много, ничего не предлагая взамен.

Маматаминова Юлдуз читает стихотворение:

Друг познается в удаче,
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче,
Если удача твоя
Друга не радует, значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его.
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.
Он не простит, но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.

Учитель. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.Не надо обижаться и обижать. Верно? Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. Ведь обида разрушает жизнь. Есть русская пословица: Кто старое помянет, тому глаз вон!

Учитель. Когда человек уважаем, когда у него много друзей и он чувствует уверенно, какое еще основное чувство испытывает человек?

Учащиеся: Счастье

Учитель. Великий Б.Паскаль сказал: «Мы бываем счастливы, только чувствую, что нас уважают.» У вас на столах есть красивые ромашки. Середина ромашки заполнена словами: Я счастлив, когда… А вот остальное на лепестках должны дописать вы сами.

Клип о счастье

Одновременно просматривая клип о счастье, учащиеся выполняют работу. Затем ромашки вывешиваются на доску и зачитываются высказывания.

Звучит стихотворение о счастье в исполнении мамы Султановой Динары- Мархабат Шакирбековны.

Рефлексия:

Мархабат Шакирбековна: Ребята, вы уже поняли, что счастливый человек, сможет преодолеть все. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дружбой дорожить и быть счастливыми.

А теперь посмотрите сюда (указывает на доску). На экране изображено огромное сердце, которое готово всех любить и всем помогать. Это сердце вашего класса! Здесь есть маленький кармашек, куда каждый из вас может опустить сердечко с добрыми и мудрыми пожеланиями себе, классу, другу. Этот кармашек, наполненный добром ваших сердечных мыслей, мы откроем через 3,5 года, когда вы будете заканчивать 11 класс. Все это время кармашек будет храниться у классного руководителя. (Учащиеся пишут записки, играет музыка.)

Мое вам пожелание: всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово.

Играет музыка. Ребята пишут пожелания и складывают их в кармашек.

Учитель: А сейчас мы попросим наших с вами гостей сказать: кто, на их взгляд, проявил себя самым активным участником, хорошим другом и вообще счастливым человеком?

Гости совещаются и говорят ответ.

Учитель: А знаете ли вы, что среди орденов, которыми награждают людей за самые разные заслуги, есть совершенно особенный орден СЧАСТЬЯ . Этим орденом в Польше награждают людей, умеющих дарить другим радость общения. Вручение ордена- это торжественная церемония. Вот теперь давайте встанем в круг и наградим нашего героя стаканом лимонного сока, который он должен выпить с улыбкой!

А теперь все вместе скажем слова известного Козьмы Пруткова «Если хочешь быть счастливым- будь им!»

Передаётся из поколения в поколение. Это необходимое условие для правильного и гармоничного развития общества. Различные высказывания мудрых людей, пословицы и поговорки имеются у всех народов мира. И каждая нация чтит свои традиции и воспитывает молодое поколение, опираясь на опыт предков.

Роль пословиц в жизни общества

Пословицы, так же как и поговорки, составлялись не одно столетие. В них содержится вся премудрость и знания людей, поэтому они никогда не теряют своей актуальности. Пословицы несут в себе либо скрытый подтекст, или содержат прямое руководство к действию. Например, пословица «Как аукнется, так и откликнется» заставляет поразмышлять над своим смыслом, а в таком изречении, как «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», суть сразу ясна. История и возраст у различных пословиц разные. Есть высказывания, которым уже больше сотни лет, а есть и более молодые изречения. Все они имеют высокую ценность и носят поучительный характер.

Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»

Количество пословиц и поговорок не счесть. Практически на все случаи жизни есть не по одному десятку мудрых изречений, но не все они постоянно на слуху. Данная же пословица очень известна и распространена, о ней слышали практически все. Какой же смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»? Суть её заключается в том, что каждый человек получает по заслугам. Как ты отнесёшься к другим людям - так и с тобой поступят. Добрые дела вознаградятся добром, а на злобу вам, скорее всего, ответят той же монетой.

Не нужно сеять зло, так как оно обычно возвращается к обидчику, так же как и добро воротится сторицей.

Происхождение пословицы

В основе данного изречения лежит использование такого явления, как эхо. Так как эхо - это повторение звука, который вы произносите, то, образно выражаясь, что вы пошлёте в пространство - то вам и возвратится. Этот физический закон не вызывает сомнения. Нельзя крикнуть «а», а в ответ услышать «б». Поэтому заложенный смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» имеет под собой вескую основу. С ней не поспоришь, хотя, конечно, в жизни бывают исключения, когда злобные люди, несмотря на всё добро, что им делаешь, всё равно сеют зло. Или, напротив, истинные христиане никогда не отвечают злом на лихие поступки, а прощают недобрых людей.

Слово «аукнется» в данной пословице имеет чисто русское происхождение. Этим характерным звуком «ау» перекрикивались в лесу ягодники или грибники, для того чтобы не заблудиться.

Сейчас это междометие редко используется, так как оно уже устарело.

Схожие по смыслу пословицы

В русском языке имеется еще много схожих по смыслу пословиц. Например: «Что посеешь - то и пожнешь», «Каков привет, таков и ответ», «Делай добро и жди добро» и многие другие. Смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и всех ей подобных - один и тот же, просто сказан различными словами. Они учат относиться с добром и пониманием к другим людям, чтобы в ответ также видеть благие дела.

Однако не только в русском языке существуют пословицы на данную тему. У других народов также есть масса высказываний, имеющих такое же содержание, как и суть пословицы «Как аукнется, так и откликнется». К примеру, английский вариант пословицы: «Каков зов - таково и эхо». Схожие по смыслу выражения имеются в немецком, французском, польском и других языках мира.

Не следует, однако, считать, что данная пословица призывает отвечать злом на плохие поступки. Народная мудрость учит только творить добро, а карать обидчиков - не наша с вами прерогатива. Как правило, жизнь сама рано или поздно наказывает злодеев. Мы должны аккумулировать только положительную энергию и верить в то, что добро всегда одержит победу над злом.

Как аукнется, так и откликнется

Как аукнется, так и откликнется — ничто на свете не проходит бесследно. Любое действие, слово, поступок имеют последствия. Доброе дело «откликается» добром, злое — злом. Так, по крайней мере, должно быть

Английские аналоги выражения "как аукнестя, так и откликнется" аs the call, so the echo Каков крик, таково и эхо; the echo responds to the call, на зов отвечает эхо; he who says what he likes shall hear what he does not like тот, кто говорит, что ему нравится, услышит то, что ему не нравится

Синонимы пословицы «как аукнется, так и откликнется»

  • что посеешь, то и пожнешь
  • посеявший ветер пожнёт бурю
  • как в лес, так и из леса
  • не рой другому яму, сам в нее попадешь
  • проклятия обрушиваются на голову проклинающего
  • отольются кошке мышкины слезки
  • каков привет, таков и ответ
  • таскал волк - потащили и волка
  • угол падения равен углу отражения
  • живи добрее, будешь всем милее

Применение поговорки в литературе

    «А пока ― резвитесь, играйтеся, Пойте песенки на концерте мне, Но старайтеся ― не старайтеся, Наше время придет, уж поверьте мне. Время точно под горку катится, Наш денек за той горкой светится, Как закажется ― так заплатится, Как аукнется ― так ответится . Немного смешно сейчас это читать. Очень, наверное, была злободневная песня» (Андрей Макаревич «Дом»)
    «Они поженились, как он и обещал, в январе. Алина препятствий не чинила ― понимала, что как аукнется, так и откликнется … Да и не нужен был ей Павел Николаевич; теперь она хотела только одного ― свободы. Судья Ольга Дмитриевна, старая знакомая семейства Климовых, быстро, в течение двух дней, оформила все необходимые документы» (Сергей Таранов «Черт за спиной»)
    «Но каждый взрыв, каждое нарушение привычного климата тоже закономерно и логично. По принципу: . И раз где-то аукнулось, то надо предполагать самые невероятные отклики. И чем эти отклики фантастичнее, тем ты ближе к истине» (Анатолий Гладилин «Прогноз на завтра»)
    «Горе-то копится да через край льется. Как аукнется, так и откликнется . Иди-ка, иди, не вводи людей в грех. Митрий Степаныч развел руками, укоризненно улыбнулся и нерешительно пошел обратно» (Ф. В. Гладков «Повесть о детстве»)
    «Начать с того, Прохор Петрович, что, как вам известно, угол падения равен углу отражения. Проще: как аукнется ― так и откликнется . ― Ну-с?.. ― Прохор ходил по кабинету башни, за ним, шаг в шаг, ― поджарый волк» (В. Я. Шишков «Угрюм-река»)

Объясните мне пожалуйста смысл поговорки "Как аукнется, так и откликнется" и получил лучший ответ

Ответ от Нина Дюк[гуру]
Исходя из смыла пословицы это закон природы о том что сила действия равна силе противодействия при этом работает закон сохранения энергии, закон что все есть пустота а объекты это есть сгущеная пустота. Ну а если исходить из смысла фразы то там много законов из квантовой физики. Угол падения равен углу отражения или карпускулярно волновой дуализм, можно и другие.. .
ну а если по-простому, что посеешь, то и пожнешь

Ответ от Lucky [гуру]
Как ему худо станет, так и станет он просить помощи от других, что-то вроде этого...


Ответ от Михин [гуру]
зделал каку-и тебе тоже зделают. тока сильнее. так же и с хорошими...


Ответ от юра тарасов [гуру]
Не играй с бумерангом не надо этих экспериментов поверь народной мудрости


Ответ от Ёимвол [гуру]
какой привет-такой ответ, что посеешь - то и пожнешь...


Ответ от Александрова Оксана [гуру]
Сделаешь зло другому-жди от него ответного зла, а отдашь близкому кусочек тепла и нежности-получишь от него много-много позитива! Кто отдает-тот получает!! (в хорошем смысле слова)


Ответ от Ipohondrik _ [гуру]
На самом деле это очень простая поговорка, но могу привести пример: Если вдруг вы сделали комуто очень "больно",то скорее всего вам это вернётся в той же форме, но возможно от другого человека... Надеюсь вам понятно, то что я вам пыталась сказать,)


Ответ от J. Berlinsky [гуру]
Когда вызывают эхо искуственно, то по-обычаю кричат: А-УУУ
и эхо отражает вответ точно так-же: А-УУУ
проще говоря, что крикнешь (аукнешь) то и эхом вернется.
А смысл поговорки - что сам кому сделаешь, то и тебе вернется.
типа - добром ответят на добро, злом на зло и т. п.


Ответ от Ruslan Safiullin [активный]
нельзя говорить вслух чего не надо говорить


Ответ от Бомж [гуру]
принцип бумеранга как ты так и к тебе



Ответ от Ѐустам Бурлаков [активный]
Как "АУ" крикнешь - отразится от стенки и вернётся к тебе! Сделаешь добро - вернётся добро! Сделаешь зло - вернётся зло! Закон жизни! Друзья, главное не делайте больно никому ибо эхо намного сильнее вашего крика!



Ответ от Ольга Друзгальская [активный]
Что посеешь, то и пожнешь


Ответ от Кыс-Кыссс [гуру]
Cto vi sdelaete, to i vam sdelayut.


Ответ от 00007 [гуру]
кака откликнишся так и аукница))


Ответ от Пользователь удален [эксперт]
Значит, что любая гадость, которую ты делаешь, вернется к тебе.


Ответ от Philipp petrov [гуру]
типа, "Не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь! " 🙂


Ответ от Виктория [гуру]
Люби людей, и они к тебе потянутся!


Ответ от PsychoFox [гуру]
Чем вы поделитесь с другими, то и вернется Вам. Все очень просто. Закон жизни.

просмотров