Уроки химии для детей. «Химия для самых маленьких. Ледовые мыльные пузыри

Уроки химии для детей. «Химия для самых маленьких. Ледовые мыльные пузыри

За окном слякоть и холод, уже не погуляешь как следует, а развлечь детей как-то надо. Может, провести парочку «научных экспериментов»? А заодно объяснить ребенку, что все вещества на свете имеют разную плотность: например, плотность масла ниже, чем плотность воды.
Что из этого вытекает? Они никогда не смешаются, и этим можно воспользоваться.
Фейерверк в банке
Все, что нужно для этого эксперимента, уже есть у вас на кухне: банка, вода, растительное масло и пищевой краситель. А выглядит все эффектно и много времени и сил не потребует.
Наполните банку теплой водой примерно на две трети.В небольшую мисочку налейте 3-4 ложки растительного масла и капните в него пищевой краситель разного цвета (если краситель у вас в порошке, сделайте водный раствор).


Перемешайте масло и краситель вилкой, чтобы получились более мелкие разноцветные капли - вода с маслом не смешается, так что бояться нечего.


Аккуратно вылейте масло с краской в воду и следите за тем, что происходит.

Пищевой краситель начнет медленно растворяться в воде, образуя цветные потеки, а потом смешиваться, создавая новые цвета.
Суть происходящего в том, что масло всегда будет плавать на поверхности, а вот краска будет тонуть, она же тяжелее масла. Выглядит это все, как маленькие цветные взрывы - отсюда и название: фейерверк в банке.
Лава-лампа

В этом эксперименте используется: высокая бутылка, например, из-под воды, или емкость для сыпучих веществ, растительное масло, вода, пищевой краситель и шипучие таблетки: алказельцер, растворимый аспирин, в общем те, что выделяют углекислый газ при контакте с водой. В результате получится что-то вроде парафиновой лампы, которые были популярны лет двадцать назад, только без парафина и нагрева, зато с тем же медитативным эффектом.
Масла нужно много: заполните им бутылку чуть больше, чем наполовину.Остатки долейте водой и подождите, когда вся кода окажется внизу. Теперь добавьте десять капель пищевого

У многих из нас при слове “химия” замирает сердце: вспоминается суровая учительница и страшные и непонятные формулы на доске, напоминающие наскальную живопись. Или же это слово может ассоциироваться с ненатуральными продуктами из супермаркета, “полными нитратов и пестицидов”. В любом случае, позитива мало. Эта “сложная” наука изучается в российской школе только с восьмого класса, в то время как биология ㅡ с пятого, а физика ㅡ с седьмого. Когда речь идет о дошкольном образовании, и, тем более, о раннем развитии, об этой науке никто не вспоминает. А какой образ вызывает у вас в воображении слово “химия”? Как вы думаете, зачем себе и нашим детям забивать этим голову, да еще в столь раннем возрасте?

Зачем детям нужна химия?

В действительности, есть масса причин познакомиться самим и познакомить деток с этой удивительной и увлекательной наукой, которая окружает нас со всех сторон и наполняет изнутри.

  • Во-первых, знания об устройстве окружающего мира формируют мировоззрение малыша, дают пищу для развития мышления. Человек, понимающий устройство вещей, чувствует себя в большей безопасности, действует осмысленно и уверенно. Такой ребенок очень самостоятелен, поскольку даже наедине с собой он не одинок ㅡ весь мир с ним для игры и изучения.
  • Во-вторых, ребенок, разбирающийся, как устроен мир, не рискует без надобности ㅡ он имеет внутреннюю мотивацию к послушанию, основанную на понимании причин и следствий.
  • Естественные науки, такие как физика, химия, биология ― очень доступны и естественны для изучения. Не нужно далеко ходить, чтобы найти материал для занятий. Химия вокруг нас: вода, которую мы пьем, еда, которую едим, одежда, которую носим, мыло, которым моемся. Да и тело человека, в общем-то, состоит из молекул и ионов… Объекты исследования окружают нас повсюду и доступны практически в любой момент.
  • Беседы и занятия на подобные темы почти всегда вызывают интерес у ребенка. Так что химия для малышей может стать мостиком между ними и окружающим миром, может научить понимать и любить природу.
  • Ну и, конечно же, очень заманчива перспектива вырастить будущего ученого: Менделеева или Склодовскую-Кюри.

Как дети исследуют мир вокруг


Малыши ㅡ самые настойчивые и бесстрашные исследователи в мире. Начиная с младенчества, они исследуют мир, используя все доступные им “приборы и инструменты”: глаза, нос, рот, уши, руки. Дальше в дело идут игрушки, которые используются “не по назначению”. Вернее, это мы, взрослые, так думаем. Ведь в нашем представлении каждая вещь имеет свое назначение, которое мы знаем из инструкций, со слов других. Для детей же нет правил! Для них любой предмет может стать объектом исследования. Каждый из них обладает какими-то свойствами, которые интересны малышам. Какой он, этот предмет? Он может быть теплым, прохладным, твердым, мягким, хрупким… Он может катиться, падать, ломаться сам, ломать все вокруг… Вот вам и первые знания о свойствах веществ. Растворение сахара в чае, приготовление взвеси частиц песка в воде ㅡ вот первые химические эксперименты с растворами.

“А из чего сделана ложка?” ㅡ с такого вопроса трехлетки начинается интерес к химии. Металл и керамика, бензин, резина, хлопок, дерево, шоколад ― все эти виды материи раньше были чем-то иным, все они сделаны из чего-то, состоят из каких-то элементов. И это очень интересно! Малышей могут волновать вопросы, из чего состоят эти вещества, и как это узнать. Например, можно прочитать в энциклопедии. Это хороший вариант. “А как узнали те, кто составлял энциклопедию?” ― подобные вопросы задает каждый почемучка. Но перестает задавать, в сотый раз получив ответ: “Не задавай глупых вопросов”. Ведь тот, кто не задает глупых вопросов, не задает никаких. Любой вопрос имеет смысл, если он задан. Итак, химия для малышей начинается с любопытства, а родителю очень важно поддержать этот интерес ребенка.

Как открыть детям мир веществ и их свойств

Понятное дело, что разучивать формулы с трехлеткой ― бессмысленное дело. Да это и не нужно. Но изучать природу полезно и весело, и можно делать это каждый день. Просто нужно взглянуть на обыденные вещи взглядом химика. Но делать это стоит по-разному, в зависимости от возраста.

Химия для малышей : с рождения до двух лет

С ползунком мы размазываем еду, рисуем пальчиковыми красками, делая замечания о свойствах жидкостей, гелей, пенок. Мы изучаем жидкие, вязкие, плотные, упругие предметы и материалы. Позже эти ощущения сложат представление о свойствах веществ.

Как заниматься с детьми в два-три года

С двух-трехлеткой вооружаемся увеличительным стеклом и биноклем, палочками, камешками,
ведерками и лопатками. Мы играем с водой, песком, смешивая разные ингредиенты. Потом смотрим, что получается, и обсуждаем. Говорим о том, из какого вещества состоят предметы: из твердого, жидкого, газообразного. Очень полезно испытать горячее, холодное, даже потрогать пар (на расстоянии и под контролем родителей).

Знаю, что иногда бывают проблемы с тем, что дети “все тащат”. Так давайте “потащим” с ними. Можно нагреть воду на кухне, сварить в ней яйца или картошку и показать малышу, как эти продукты изменились. Можно также продемонстрировать, как сахар растворяется в горячей воде. Позвольте ребенку разбить чашку. Объясните, что значит “хрупкое”, рассмотрите осколки. Все эти “обыденные чудеса” очень впечатляют детей.

Взрослеющий “химик” шести-семи лет


Ну а с шести-семилетним человечком уже можно организовать дома множество красивых и впечатляющих опытов из подручных и аптечных материалов. Ближе к этому возрасту можно знакомиться с “азбукой науки” ― периодической системой и формулами веществ. А также можно играть в “магов и алхимиков” и удивлять всех на днях рождения яркими химическими фокусами.

Вот такая она ― химия для малышей, совсем не страшная, а очень даже интересная и полезная!

Ольга Лебедкова, биохимик, педагог с двенадцатилетним стажем, мама трехлетней непоседы

Мы говорили о физических свойствах вещей. Мы уже знаем, что такое физическое тело (любой предмет), вещество (то, из чего состоит физическое тело). А также уяснили, что вещества обладают физическими и химическими свойствами, которыми они и отличаются друг от друга.

На прогулках и дома, во время игр мы с детками ищем физические тела, пытаемся понять, из чего они сделаны. Замечаем, что некоторые штуки даже нельзя назвать телом, например, воздух или морские воды (их называют средой). Исследование обычно происходит так: малыши щупают, пробуют окружающие предметы, а взрослые говорят их названия. Тоддлеры (дети от одного до трех лет) уже пытаются занять активную позицию: они спрашивают, пытаются называть и описывать то, что видят, экспериментируют. А дети и подростки уже в состоянии овладеть всем инструментарием науки ― помимо экспериментов они могут заниматься моделированием, изобретать что-то. Занимательная химия для малышей поможет с самого раннего детства заложить интерес к веществам, окружающим предметам, природе. Ведь вокруг столько всего интересного, и так хочется сотворить что-то со всем этим!

В этой статье мы поговорим о первых экспериментах, которые можно провести со своими маленькими исследователями, о первых научных играх на улице и в квартире с использованием наших знаний о свойствах веществ. Итак, приступаем к практическому изучению простой науки для детей ㅡ химии и ее составляющим.

Играем с сортерами и крупами

Одно из первых занятий, которое формирует аналитическое мышление ― это игра с сортерами и крупами. Сортеры ― это развивающие игрушки, где нужно опускать фигурки в прорези, подбирать нужные, подходящие.

Играя с крупами, обратите внимание малыша на различие формы, цвета, запаха и вкусы крупинок.

Предложите рассортировать, поиграть в химика, который разделяет два (три, четыре…) вещества, наводя порядок в лаборатории. Если добавить в крупу винтики, позаимствовав их у папы, можно отделить их с помощью магнита, который также можно взять у главы семейства. Если это первое знакомство с магнитом, этот опыт особенно впечатлит ребенка.

Занимательные опыты по химии : эксперименты с водой и маслом

Еще одно занятие, которое заинтересует вашего “помощника” на кухне, - это игры с водой и подсолнечным маслом. Для этого придется запастись пол-литровыми пластиковыми бутылочками или плотно закрывающимися баночками и тряпкой ― для вытирания пролитого. Попробуйте смешать масло и воду, сильно встряхивая бутылочку, и вы получите мутную жидкость ― эмульсию (обратите внимание, что молоко ― тоже эмульсия). Дайте бутылочке спокойно постоять и понаблюдайте, как расслаиваются, разделяются жидкости. Капните немного акварельной краски и понаблюдайте, как окрашивается вода, а масло ― нет. Это потому что они имеют разные свойства: есть вещества, которые растворяются в масле, а другие ― в воде.

С детьми четырех-семи лет можно натереть на терке морковь, растереть с маслом. Затем нужно отжать последнее и сравнить цвет с чистым маслом. То, что было с морковью, станет оранжевым. Это потому, что в масле растворился витамин А, который есть в моркови и который полезен для глаз. А в воде он не растворяется!

Химические игры в песочнице

Занимательные опыты по химии есть возможность проводить в самой обычной песочнице. Химические эксперименты с песком вряд ли оставят равнодушными любого ребенка. Возьмите с собой на прогулку бутылку воды, вату и воронку (используется на кухне для переливания жидкостей). Если вы на отдыхе (море, река), воду брать не надо. Ну и, конечно, понадобятся лопатки и ведерки. Что можно делать: взбалтывать воду с песком и смотреть, как образуется суспензия или взвесь (пример взвесей ― побелка, краски), отстаивать и наблюдать, как частицы песка оседают на дно бутылки или ведерка. Можно поместить ватку в воронку и процедить (профильтровать) сквозь нее смесь песка и воды. Фильтрация ― тоже способ разделения веществ. После этих экспериментов будет полезно обратить внимание детей на то, что фильтр для воды работает таким же образом. Деткам постарше можно поручить отфильтровать на кухне компот через марлю.

Простая наука для детей: продолжаем разделять вещества

Нельзя забыть еще об одном зрелищном способе разделения веществ - кристаллизации. Вашего малыша вдохновит идея вырастить дома кристаллы соли и сахара, приготовить очень насыщенный раствор поваренной соли. Для этого нагревайте воду на печке, добавляя соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.

А затем опустите кастрюльку в миску с холодной водой и посмотрите, как в кастрюльке “пойдет снег”. Деткам шести-семи лет это уже будет интересно.

Занимательные опыты по химии, предложенные в этой статье, не требуют особенных приготовлений, специальных реактивов и посуды. Все используемые вещества и предметы окружают нас каждый день, и изучать их можно играючи и между делом, без занудных лекций и сидения за партой. Также занимательная химия для малышей - это отличная альтернатива традиционным играм в песочнице. А как вы играете с веществами?

Ольга Лебедкова, биохимик, педагог с двенадцатилетним стажем, мама трехлетней непоседы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

« Химия для самых маленьки х»

ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 2 КЛАССА

Мухаматуллина Л.Ю

– учитель химии

г. Лабытнанги

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Химия для самых маленьких»

Направленность: естественно – научная

Возраст обучающихся: 7 - 11 лет

Уровень освоения: общекультурный

Объём курса: 35ч

Срок освоения: 1 год

Мухаматуллина Л.Ю. – учитель химии первой квалификационной категории

I . Пояснительная записка………………………………………………………....3

II . Учебно-тематический план……………………………………………………7

III . Содержание программы……………………………………………………10

IV .Методическое обеспечение программы…………………………………..12

V . Список литературы………………………………………............................23

    Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающегося 2 класса. Программа является авторской, рассчитана на 35 ч. Программа внеурочной деятельности имеет естественно – научную направленность . Содержание программы знакомит учащегося со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как общекультурный . Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне .

Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.

При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования. Сбор данных, их обработка, приёмы некоторых лабораторных работ, презентации осуществляются с помощью оборудования производимого компанией PASCO .

Цели дополнительной образовательной программы : развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся.

Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен знать состав и свойства веществ и предметов, окружающие его в повседневной жизни,

уметь:

    проводить химический эксперимент;

    соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории;

    готовить растворы, проводить простейший анализ.

Формами контроля усвоения материала являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной программой. Обучающийся выполняет задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с учителем. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Обучающийся включен в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Планируется представление работ в учебной деятельности при изучении соответствующих тем, использовать материалы при проведении внеклассных мероприятий.

Срок реализации программы : 1 год.

Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).

    Учебно – тематический план

Наименование темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

Моделирование

Химия и география

Химия и физика

Качественные реакции в химии

Химия и биология

Химия в быту

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии (7ч) . Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Вода, её свойства. Способы очистки в быту и её обеззараживание в туристическом походе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Бумажная хроматография

Практические работы Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание.

Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. . Определение пригодности воды для питья (прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Разделение смесей. Разделение смесей с помощью бумажной хроматографии.

Тема 2. Моделирование (ч)

Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Химические модели: предметные, знаковые или символьные.

Химические знаки и формулы. Практическая работа. Собирание моделей молекул воды, углекислого и угарного газов, метана, аммиака, хлорида натрия.

Тема 3. Химия и география (2ч)

Земная кора. Минералы. Горные породы. Неорганические и органические осадочные породы.

Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекциями минералов и горных пород.

Практическая работа. Ознакомление с полудрагоценными и поделочными камнями, создание презентаций.

Тема 4. Химия и физика (3 ч)

Агрегатные состояния веществ. Три агрегатных состояния на примере воды. Жидкие вещества. Физические явления. Магнитные поля. Изучение атмосферного давления.

Кипение воды. Газообразные вещества. Атмосферное давление. Свойства газов.

Магнитные поля.

Лабораторные опыты Наблюдение броуновского движения частиц туши в воде. Изучение магнитных полей, образуемых магнитами разной формы.

Тема 5. Качественные реакции в химии (8 ч)

Физические явления и химические реакции. Качественные реакции. Индикаторы. История открытия

Практические работы Получение и распознавание кислорода. Получение и распознавание углекислого газа. Распознавание известковой воды. Получение индикаторов из краснокочанной капусты, свёклы, фурацилина, вишни, чёрной смородины, лепестков фиалок, куркумы. Испытание индикаторами различных сред: лимонада, минеральной воды, растворов стирального порошка, мыла, средств для мытья посуды.

Тема 6.Химия и биология (6ч)

Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Витамины: А,В,С,Д, их значение.

Практические работы Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение витамина С

Тема 7. Химия в быту (6ч)

Адсорбция. Экстракция. Очистка воздуха.

Практические работы. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды.

    Требования к знаниям и умениям обучающихся

Знать

    нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;

    нахождение в продуктах воды, понятия «хромотография», «индикатор»;

    состав и свойства органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов;

    значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;

    технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии.

Уметь

    обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы очистки питьевой воды, готовить растворы, разделять смеси с помощью хромотографии, испытывать различные растворы индикаторами, изготавливать индикаторы из растений;

    обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания; выращивать кристаллы солей, проводить прохладительных напитков;

    обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять их роль;

    использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности,

    выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.

    Литература:

    Ван Клив Дж. «200 экспериментов»/ Пер. с англ. – М., «Джон Уайли энд Санз», 1995

    Тебиева Е.А. Химия для малышей / Химия в школе № 5, 2008

    Макеев А.Ф., Осогосток Д.Н., Тюменцева Т.С./ Валеология в преподавании химии в школах Севера.- Якутск, 1999

    Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998

    Ольгин О.М. чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. – М.: Дет. лит., 1987

    Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П. Лемени – Македона. – М.: Эксмо, 2011

    Здоровье в доме в вопросах и ответах № 11, 2012

Уж на что у меня по химии самые худшие оценки были, но все равно интересно было " химичить " на уроках (пусть по результатам и 3 были). Неужели заучивание формул заранее без привязки к опытам может способствовать интересу к предмету?

Мне и моим детям посчастливилось получить и протестировать химические наборы MEL Chemistry от компании MEL Science. Пожалуй, это наиболее современная и удобная на сегодняшний день возможность приобщить детей к химии, не дожидаясь, пока ее начнут изучать 1 час в неделю в 8-м классе. У программы, можно сказать, три составные части. Это наборы для проведения безопасных химических экспериментов в домашних условиях; сайт проекта, который обеспечивает подписку и научное сопровождение; и...

Качество уроков изменилось,достаточно было моего маленького пинка. А, самое главное, я увидела, как себя ведет и что чувствует мой ребенок на уроках. Мне вот даже удалось объяснить ребенку тему по химии,которую не смогла объяснить учитель на уроке.

Опыта жизненного и из источников почерпнутого. У детей в школе - на основании того же самого И не думаю, что такие разговоры с родителями дали бы ребенку меньше. Но школа же! А факультативы - это правильнее. Уроки некоторые дети отсиживают, это никому не надо.

Я так на всех детей мобильник уронила в РД, видимо опыт ничему не учит) ниче, все живы-здоровы) 10.02.2013 10:21:26 Просто моя такая еще маленькая, всего 5,5 недель 09.02.2013 13:44:22, Шютка такой. курсы чтения для детей. мокнущая болячка. уроки химии онлайн.

По моему опыту:). Хотя у нас тут (вообще в стране) год на год не похож, это да Когда дочь была в 5 классе, у нее даже меньше было уроков, чем в некоторых школах. Для детей в биохимклассах лишняя химия и биология - желанный отдых от докучливых математик и...

Ребёнку меньше стресса, а лучше, чем знает, он всё равно не напишет. Химичка. "Кто не xочет на мои уроки xодить - не xодите, санкций не будет. Пустые глаза на уроке мне не нужны" - так она приветсвовала семиклассников на первом уроке xимии.

Халат для уроков Химии белого цвета можно купить на сайте [ссылка-1]. И маленькие и большие размеры 18.09.2016 21:10:15, Katari-na. Магазины "спецодежда", самый северный я >.

На самом деле, нет таких опытов, которые могли бы однозначно доказать, что вот эта еда или пищевая добавка = яд. Вот тут рядом другой хлеб, в нем этой химии гораздо меньше, мы лучше его купим."

Тем более маленького. Ребенок бросается на домашние уроки сам, старается изо всех сил. Парты бесплатные! Когда я сама в школе училась у нас была химичка, которая в качестве знаний по химии требовала, чтобы колба была нарисована на определенное количество...

просмотров