Учёные: Чем выше уровень образования супругов, тем меньше у них детей. Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение

Учёные: Чем выше уровень образования супругов, тем меньше у них детей. Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение

Группа американских учёных изучила влияние склонности людей выбирать себе партнёров сходного уровня образования на плодовитость и генетический облик будущих поколений. Исследователи пришли к выводу, что хотя менее образованные люди действительно размножаются быстрее более образованных, это вряд ли связано с их генами. Соответствующая опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

Учёные использовали данные Общенационального исследования здоровья и жизни на пенсии в США (U.S. Health and Retirement Survey). В них они пытались найти корреляции между образовательным уровнем, генотипом, ростом, индексом массы тела и частотой депрессий среди супругов. Для своей работы они отобрали данные о 4686 европеоидных парах супругов, родившихся между 1920 и 1955 годами.

Сопоставление подтвердило, что для всех этих возрастных групп было свойственно подбирать себе в качестве супругов людей с близким уровнем образования. Так, лица со средним образованием чаще вступали в брак с особами противоположного пола, закончившими аналогичные учебные заведения, то же было верно и для людей с высшим образованием.

При этом супруги с более высоким образовательным уровнем имели в среднем меньше детей, чем менее образованные пары. Супруги большего роста также в среднем имели меньше детей, чем низкорослые. Однако неожиданностью оказалось то, что по генотипам корреляций практически не было.

Известно, что шансы получить более высокое образование коррелируют с определёнными наборами генов. Но разницы по среднему числу детей между лицами, имевшими "благоприятный" для образования генотип, и всеми остальными не наблюдалось. Иными словами, связи между генотипом и плодовитостью обнаружено не было. Аналогичным образом никаких корреляций не удалось установить и между средним числом детей и индексом массы тела или склонностью к депрессиям.

После появления систем массового образования человечество находится в ранее нетипичных для него эволюционных условиях. По российского биолога Александра Маркова, в наше время "выбор глупых женщин в постоянные партнёры может иметь адаптивный смысл", поскольку известно, что во многих обществах в нынешний период истории люди с низким уровнем образования и с низкими результатами тестов на IQ оставляют больше детей. Сходная ситуация наблюдается в разных странах мира. В ряде африканских государств образовательный уровень большинства супругов не превышает средней школы, в то время как в других государствах он существенно выше. За счёт большей плодовитости численность населения в первых странах энергично растёт, в то время как во вторых часто сокращается.

Рождаемость для каждой страны имеет огромное значение. Если в государстве этот показатель на низком уровне, то создается угроза для территориальной целостности страны. Высокая рождаемость и низкая улучшают , гарантируют сохранение нации. Статистика рождаемости позволяет отслеживать необходимые показатели.

Рождаемость также является показателем уровня страны. В бедных государствах, где люди получают маленькую , обычно высокий уровень , детей на свет появляется мало. В развитых странах, где хорошие условия для проживания, население не боится рожать по несколько малышей.

Динамика численности населения в РФ

В таблице представлена статистика рождаемости в России по годам. По ней можно судить о том, как менялся естественный прирост населения:


Год Количество рожденных детей Общая численность населения
1927 4 688 000 94 596 000
1939 4 329 000 108 785 000
1950 2 859 000 102 833 000
1960 2 782 353 119 906 000
1970 1 903 713 130 252 000
1980 2 202 779 138 483 00
1990 1 988 858 148 273 746
2000 1 266 800 146 303 611
2010 1 788 948 142 865 433
2015 1 940 579 146 544 710
2016 1 888 729 146 804 372

Чтобы выяснить, какого пола детей появляется на свет больше, существует статистика рождаемости мальчиков и девочек. Рассмотрим показатели по городу Новополоцк. В 2014 году появилось на свет около пятисот детей женского пола и почти шестьсот мужского. 2015 год ознаменовался рождением 595 мальчиков и 537 девочек. По другим населенным пунктам дело обстоит примерно также.

Статистика рождаемости девочек и мальчиков говорит о том, что младенцев мужского пола появляется на свет больше.

  1. Чеченская республика.
  2. Ингушетия.
  3. Ямало-ненецкий автономный округ.

Наихудшие показатели имеет:

  1. Тюменская обл.
  2. Псковская обл.
  3. Тульская обл.

Общая численность продолжает уменьшаться, несмотря на то, что смертность не превысила статистику рождаемости в России в 2016 году. При этом в государстве вышло на более высокий уровень. Статистика рождаемости за 10 лет показывает, что Россия занимала 63 место в мире (данные за 2016 год) по естественному приросту населения. В таблице отображены основные причины, по которым умирали россияне (период с января по август 2016 года):

Количество человек (в тысячах)
716,7
198,2
13,5
5,7
16,3
7,2
Инфекций 21,8

Статистика рождаемости за 2016 год показывает, что плотность населения в РФ составляет 8,6 человек на 1 км². Это один из самых низких показателей в мире. Огромные территории просто пустуют. Деревни и маленькие города за последние 20 лет вымерли, а некоторые местности никогда не были заселены.

Ситуация в мире на начало 2017 года

Почти на 50 млн человек выросла рождаемость в мире по статистике на первую четверть 2017 года. Ежедневно в мире рождается несколько сотен тысяч малышей. Э тот факт можно проверить по счетчику населения земли в режиме .

Рождаемость и смертность за 2017 год в России

Россия всегда была самым большим территориальным государством в мире. Однако численность населения здесь неумолимо сокращается. Страна переживает демографический кризис. Согласно статистике рождаемости в России на начало 2017 года детей родилось меньше по сравнению с предыдущим годом.

Прирост населения в Беларуси и Украине

Статистика рождаемости по годам в Украине:

Год Количество рожденных детей Общая численность населения
2000 нет данных 48 663 600
2005 426 100 47 100 462
2010 497 700 45 782 592
2015 411 800 42 759 300

Ниже представлена диаграмма со статистикой рождаемости в Украине, а также смертности по годам (за последние 25 лет). Он наглядно показывает, в какие годы численность населения страны росла, а в какие – снижалась.

Статистика рождаемости в Беларуси по годам:

Год Количество рожденных детей Общая численность населения
2000 93 691 9 988 000
2005 90 508 9 664 000
2010 108 050 9 491 000
2015 119 509 9 481 000

Статистика рождаемости мальчиков в Республике Беларусь приводится в цифрах на графике ниже. Младенцев мужского пола рождается немного больше, чем женского пола. Но в последнее время количество рожденных мальчиков незначительно уменьшилось. Что касается численности мужского и женского населения, то, судя по таблице мужчин в Беларуси больше, чем женщин.


За последние годы в РФ и Украине численность населения снизилась, а в Беларуси выросла, статистика рождаемости и смертности в России подтверждает этот факт.

Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение

Очевидно, что количество детей в семье определяется, с одной стороны, репродуктивными установками супругов (в частности, установками на детность), а с другой - внешними обстоятельствами, которые, по оценке людей, могут благоприятствовать или не благоприятствовать реализации этих установок. Ниже представлены результаты одного из опросов , в ходе которого выяснялось, сколько детей люди имеют и в принципе хотели бы иметь, а также обсуждались ближайшие репродуктивные планы респондентов.

С одной стороны, говорить о массовой ориентации на многодетность сегодня не приходится: две пятых участников опроса (40%) заявили, что будь у них для этого идеальные условия, они хотели бы иметь двоих детей, еще 8% опрошенных и в идеальных условиях предпочли бы ограничиться одним. С другой стороны, говорить о "нормативной двухдетности" вроде как тоже нет достаточных оснований: треть респондентов утверждают, что при идеальных условиях хотели бы иметь троих (22%) или даже четверых и более (12%) детей.

Заявили, что вообще не хотели бы иметь детей, 7% участников опроса. Но делать поспешные выводы об их выраженной установке на бездетность не стоит. Присмотримся к этой группе внимательнее. На 77% она состоит из людей, которым более 45 лет. Скорее всего, они подразумевали, что уже больше не хотели бы заводить детей, какие бы условия у них ни были. Не исключено, что этот же смысл вкладывали в свой ответ и некоторые из опрошенных детородного возраста, уже удовлетворивших свою потребность в детях. Поэтому, чтобы получить более чистую оценку распространенности установки на бездетность, стоит посмотреть, какова доля нежелающих иметь детей среди бездетных респондентов в возрасте до 45 лет, - она же, согласно данным опроса, составляет 4% от общего числа опрошенных.

Реальное количество детей в российских семьях заметно отличается от желаемого. Четверть опрошенных (25%) сообщили, что детей у них нет. Естественно, эта группа формируется в основном за счет респондентов молодого возраста, еще не успевших обзавестись чадами. Так, в возрастной группе 18-25 лет доля не имеющих детей составляет, согласно опросу, 78%; в возрастной группе 26-35 лет - уже только 24%; в возрастных группах старше 36 лет - 8-10%. Далее, треть опрошенных сообщили об одном ребенке (31%), треть - о двоих (33%), 8% - о троих, у 4% - четверо детей и более. Распределение количества детей у респондентов по возрастным группам представлено на графике 1. Как и следовало ожидать, картины в трех возрастных группах старше 36 лет схожи. И, как видим, большинство респондентов останавливаются на одном-двух отпрысках.

Вообще, относительно установок на детность существуют два устойчивых стереотипа. Один гласит, что молодежь не желает обременять себя заботами, отказывать себе в жизненных удовольствиях и потому старается ограничиться меньшим количеством детей. Второй утверждает то же самое по поводу людей с высокими доходами - дескать, материалистические ценности и индивидуалистические устремления приводят к тому, что богатые заводят меньше детей, чем бедные. Посмотрим, подтверждаются ли эти расхожие мнения полученными в ходе опроса данными.

Очевидно, что зависимость установок на детность от возраста можно проверить только с помощью вопроса о желаемом количестве детей (табл. 1). Отметим, что в разных возрастных группах существенно различаются доли выбравших ответы "не хотел(-а) бы иметь детей" (неоднозначность такого ответа мы обсуждали выше) и "затрудняюсь ответить" (эту позицию чаще других выбирают самые молодые и самые пожилые респонденты). Но попробуем, не останавливаясь на этих различиях, представить общую картину. Мы увидим, что ответы респондентов разных возрастных групп в целом схожи, за исключением группы 18-25-летних: они несколько чаще остальных заявляют, что предпочли бы ограничиться одним ребенком (14% по сравнению с 6-9% в других возрастных группах), и реже сообщают о желании обзавестись тремя и более детьми (25% по сравнению с 34-39%). Кроме того, можно усмотреть некоторое различие между ответами 26-35-летних и 36-45-летних: установки первых несколько смещены в сторону двухдетности, установки вторых - в сторону предпочтения четырех и более детей.

Иначе говоря, определенные возрастные различия в установках на желаемое количество детей усматриваются, но они не столь существенны, как можно было бы ожидать, если бы снижение потребности в детях действительно было выраженным поколенческим феноменом.



Что касается связи между уровнем доходов и установкой на количество детей, то она действительно прослеживается - и в том, что касается фактического, и в том, что касается идеального числа детей (графики 2, 3).

Однако, на наш взгляд, обратная связь между уровнем дохода и реальным количеством детей - не более чем самоочевидная корреляция. Действительно, в семье с тремя детьми среднедушевой доход будет ниже, чем в семье с тем же совокупным уровнем заработка, но с одним ребенком или без детей.

Обратная связь между уровнем дохода и установками на количество детей также может быть простой корреляцией: ведь в семье, ориентированной на многодетность, вероятнее всего, детей уже больше (а значит, среднедушевой доход - ниже), чем в семье, ориентированной на малодетность. То есть приведенные данные не дают оснований говорить о том, что уровень дохода влияет на потребность в детях. Можно разве что сказать, что для одних важнее оказывается количество детей, а для других - уровень и качество жизни.

Чтобы проверить гипотезу о сниженной потребности в детях у людей с высоким уровнем дохода, следует, на наш взгляд, искать наличие такой связи в группах респондентов, гомогенных по количеству детей. И она обнаруживается только у тех, кто уже родил двоих детей: здесь люди с более высоким уровнем дохода действительно реже остальных выражают желание обзавестись еще одним или несколькими чадами (табл. 2).

Среди респондентов, имеющих одного ребенка, такой зависимости уже не наблюдается. А вот среди респондентов, еще не обзаведшихся детьми, ярко выражена даже обратная зависимость: чем выше среднедушевой уровень дохода в семье респондента, тем чаще он заявляет, что вообще-то хотел бы иметь двух и даже трех и более детей (табл. 3).

К сожалению, у нас недостаточно данных, чтобы объяснить, почему при изменении фактического количества детей в семье меняется зависимость между уровнем дохода респондента и желаемым количеством детей. Возможно, это биографичеcкий феномен: например, по мере насыщения потребности в детях происходит некая переоценка собственной жизненной ситуации и смещение репродуктивных установок. А возможно, это феномен возрастной (три группы, выделенные по количеству детей, заметно отличаются и по возрастному составу ), и дело в том, что в разных поколениях наблюдаются различные корреляции между уровнем дохода и потребностью в детях. Проверка как первой, так и второй гипотезы требует проведения дополнительных исследований.

В любом случае, повторим, универсальной зависимости между уровнем дохода и репродуктивными установками не наблюдается. Однозначного подтверждения гипотезы о сниженной потребности в детях у людей с высокими доходами мы также не получили.

Но вернемся к желаемому и фактическому числу детей. Из простого сопоставления двух рядов данных следует, что значительная часть россиян не полностью реализуют свои (декларируемые) установки на детность. Так, среди 36-45-летних респондентов (в большинстве своем, скорее всего, уже закрывших для себя вопрос с деторождением), 24% заявляют, что хотели бы иметь троих детей, еще 16% - что хотели бы иметь четверых и более. Однако обзавелись тремя-четырьмя детьми всего 8% и 6% соответственно (график 4).

Всего, согласно полученным данным, 57% опрошенных в возрасте 36-45 лет заявляют, что хотели бы иметь больше детей, чем у них есть; в группе 46-54-летних эта доля составляет 43% (в более молодых группах она, естественно, существенно выше - но эти респонденты, скорее всего, еще и не закончили свою репродуктивную деятельность).

Какие же причины мешают респондентам рожать столько детей, сколько они хотели бы? Всех участников опроса в возрасте до 50 лет спросили, планируют ли они рождение ребенка в ближайшие лет пять, и тех, кто делать этого не собирается, попросили объяснить, почему (вопрос задавался в открытой форме). Посмотрим, как отвечают на него те из опрошенных, кто утверждает, что хотел бы иметь больше детей, чем есть у него сейчас, но не планирует обзавестись потомством в обозримом будущем .

Респонденты старше 40 лет часто ссылаются на преклонный, по их мнению, возраст (хотя, конечно, это не единственная называвшаяся причина).

"Мне уже поздно заводить детей"; "возраст вышел"; "в моем возрасте уже с внуками нянчатся, а не с детьми"; "остарели"; "в мои годы это уже смешно" (ответы на открытый вопрос).

Респонденты моложе 25 лет, напротив, часто заявляют, что им заводить детей еще рано: не нашли спутника жизни, недоучились и не получили профессию, не обрели стабильного финансового положения.

"Мне еще рано об этом думать"; "молод еще"; "я еще не женат"; "сначала надо встать на ноги"; "сначала получу образование, работу - а потом буду планировать"; "сначала надо закончить учебу и устроиться на нормальную работу, чтобы обеспечить семью" (ответы на открытый вопрос). А вот среди респондентов среднего возраста (26-40 лет), в принципе желающих иметь больше детей, чем у них есть сейчас, наиболее частое объяснения отсутствия планов по обзаведению потомством - это финансово-материальные обстоятельства (на ту же причину, помимо возраста, часто ссылались и респонденты старше 40 или моложе 25 лет).

"Нет средств воспитывать"; "материальные и жилищные условия не позволяют, одного бы вырастить", "тяжелое материальное положение"; "зачем нищету плодить?"; "трудно прокормить даже одного"; "условия жизни не позволяют"; "все платно - тяжело", "по нашей жизни и одного трудно вырастить"; "нет квартиры, не смогу обеспечить им достойное образование, достойную жизнь"; "нет материальных возможностей растить детей, плохие жилищные условия" (ответы на открытый вопрос). Характерно, что и респонденты с низким, и респонденты с относительно высоким уровнем среднедушевого дохода в семье в равной мере склонны объяснять отказ от рождения еще одного ребенка недостаточным материальным благополучием - и даже говорят об этом одними и теми же словами. Ниже приведены высказывания респондентов из двух разных доходных групп, уже родивших двоих и желающих иметь троих и более детей, но пока что не планирующих их рождение (ссылки на возраст и личные обстоятельства мы опустим). "Нет денег, не позволяют жилищные условия"; "финансовая проблема, жилье"; "нет условий, нет работы"; "денег не хватает"; "этих хоть вырастить"; "нам не потянуть финансово"; "этих не прокормишь - зарплата маленькая" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода меньше 2000 рублей в месяц на человека в семье). "Нет жилья, финансовые проблемы"; "для этого нужны условия"; "финансовые возможности не позволяют"; "этих надо поднять"; "нет жилищных условий"; "очень дорого стоит поднять детей"; "полная нищета"; "нет средств" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода больше 3000 рублей в месяц на человека в семье). Остается заключить, что - по меньшей мере, на уровне фасадных ценностей - большинство россиян полагают: ребенку необходимо обеспечить определенный уровень жизни, некий минимальный соцпакет. Представления же о "необходимом минимуме" у всех, естественно, разные - для кого-то это еда и одежда, для кого-то - отдельная комната, качественное медицинcкое обслуживание, хорошее образование, отдых за границей и т. д. Самостоятельная, экзистенциальная ценность детей (установка на обзаведение ими вне зависимости от наличных условий) как бы отходит на второй план. В этом отношении, пожалуй, можно согласиться с исследователями, толкующими об "эпохе детоцентризма": центральным оказывается вопрос не о том, что дети могут дать родителям, а о том, что родители могут дать детям.

1 - Общероссийcкий опрос населения от 20-21 мая 2006 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов).
2 - Средний возраст бездетных респондентов составляет 30 лет, средний возраст однодетных - 44 года, средний возраст двухдетных - 51 год.
3 - Доля таких людей составила 35% от означенной возрастной группы, или 20% по выборке; для сравнения: доля желающих иметь больше детей, чем есть, и планирующих ими обзавестись в ближайшие пять лет - 29% от группы, или 16% по выборке.

Ирина Брост
Ответы детей можно оценивались как низкий, средний или высокой уровень.

Ответы детей можно оценивались как низкий , средний или высокой уровень :

Низкий уровень . Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему.

Средний уровень . Дети в целом проявляют к природе положительное отношение. У детей сложились некоторые существенные представления о природных объектах. Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Знают правила поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов.

Высокий . Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. У них сформирован широкий круг представлений о природных объектах и явлениях. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Результативность процесса экологического воспитания детей определялась с помощью педагогической диагностики. С этой целью были разработаны параметры оценки и диагностические карты уровня развития представлений по экологии и практические задания для проведения диагностики В процессе диагностики можно решать ряд взаимосвязанных задач :

Изучение уровня детей из области экологии ;

Изучение уровня соответствующих содержанию проекта ;

Изучение уровня сформированности трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами;

Изучение уровня сформированности отношения к природе – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное.

На начальном этапе работы по проектам были получены следующие результаты :

- уровень сформированности представлений у детей из области экологии составил - 49%;

- уровень сформированности познавательных и речевых умений, соответствующих содержанию проекта – 54% ;

- уровень сформированности трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами -65%;

- уровень сформированности отношения к природе – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное –66%

Публикации по теме:

На осенних прогулках мы собираем различный природный материал: шишки, желуди, каштаны, ягоды рябины, семена растений, листья. Из них мы.

Вот и закончился учебный год - прошли выпускные в детских садах, закончились хлопоты по организации праздников для детей, родителей и сотрудников.

Оформили Воспитатели МБДОУ №43 г. Сыктывкар Политова М. С., Кекиш Л. Н. Снежная пекарня Александрова А. Мы, ребята, зиму Любим горячо.

Памятка для воспитателей «Как можно заменить слово «учить» в календарном планировании» Как можно заменить слово «Учить» в календарном планировании (памятка) ФОРМИРОВАТЬ (способности, умения, знания, мотивацию) ПОБУЖДАТЬ детей.

Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Как можно больше разнообразия» Мастер - класс для воспитателей «КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАЗНООБРАЗИЯ» Нетрадиционная техника рисования. Аширова Н. Х. МБДОУ «Лямбирский детский.

Для детей группы от 3 до 4 лет Цель: Развитие конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие задачи: 1.

Ответы на вопросы викторины «С природой на ТЫ» Ответы: 1). Экология – с греческого языка слово «экология» значит – наука о доме. Потому что oikos – это дом, а logos – учение. 2).

В группе на 40% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития долговременной слухоречевой памяти, на 20% возросло количество детей с низким уровнем развития слухоречевой памяти, и на 20% - со средним уровнем. Динамика развития долговременной слухоречевой памяти дошкольников составила 40%. Положительная динамика наблюдалась у 80% респондентов. У 10% динамики не наблюдалось, у 10% - динамика имела отрицательную направленность.

В выборке на 10% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с низким. На 10% возросло количество детей со средним уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с высоким. Динамика развития смысловой памяти дошкольников составила 30%. Позитивные изменения наблюдались у 90% респондентов. У 10% - изменения не наблюдались.

В результате коррекционной воздействия в группе сократилось на 30% количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха, на 30% возросло количество дошкольников с высоким уровнем развития фонематического слуха. Итак, динамика развития фонематического слуха составила на 30%. Положительная динамика наблюдалась у 60% респондентов. У 40% уровень развития фонематического слуха остался на прежнем уровне.

Дополнительно для определения достоверности эффективности коррекционного воздействия используем Т-критерий Вилкоксона. Вычисление критерия основано на выделении типичных и нетипичных сдвигов.

Математическая обработка результатов исследования указала на то, что коррекционно-развивающую работу следует продолжить и полученная динамика в развитии слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня является не случайной.

А значит выдвинутая нами гипотеза о том, что трудности развития слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи связаны с недостаточным формированием фонематического слуха. Преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих игры и упражнения на развитие фонематических процессов.


Юность – время выбора профессии
Юность – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учёба в вузе, иногда создание семьи. Юность – всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отлож...

Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
Специалисту по психосоциальной работе знакома проблема анализа факторов семейного благополучия-неблагополучия. Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться б...

Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)
Для наиболее полного понимания вопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение. Система коммуникации обусловливает не только нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологического развития людей в сочетании с получением и...

просмотров